Во время поездки украинского президента в Баку, имевшей одной из задач "упредить" российского президента Дмитрия Медведева, который прибывает в Баку 3 июля, в центре внимания были вопросы нефтегазового сотрудничества. Президент Азербайджана подчеркнул, что вопрос энергетического сотрудничества приобретает всё большее значение, учитывая важность диверсификации поставок энергоносителей как для поставщиков, так и для потребителей. Говоря о заполнении трубопровода Одесса - Броды технологической каспийской нефтью в рамках проекта "Сарматия", Ильхам Алиев заявил: "Украина и Азербайджан в этом вопросе активно работают, и мы будем и впредь прилагать все усилия, чтобы этот процесс шёл более активно. Для этого есть хорошие перспективы, и я надеюсь, что всё, что мы наметили, будет выполнено".
Практически одновременно с кавказским визитом Ющенко американский посол в Баку Энн Дерси на проходящей в Баку конференции "Интеграция Азербайджана в Евроатлантическое пространство и демократические выборы" сделала заявление о том, что в рамках намеченных на июль в Баку двусторонних консультаций по безопасности будет обсужден широкий спектр вопросов оборонной сферы, в том числе вопрос вступления Азербайджана в НАТО. Сам факт такого заявление прямо к приезду в Азербайджан российского президента, говорит о многом. Послы отсебятины не несут. Так что вопрос о членстве Азербайджана в Альянсе обсуждается серьезно. Заявление госпожи Дерси можно рассматривать в контексте общей активизации западной дипломатии на Кавказе, в одном ряду с "прощупыванием" непризнанных республик на предмет возможной смены их внешнеполитического курса на проамериканский, усиления воинственной риторики Вашингтона в адрес Ирана и активизации ГУАМ, - полуживой структуры, которой сейчас собираются придать "второе дыхание".
До сих пор сотрудничество в формате ГУАМ (Грузия - Украина - Азербайджан - Молдова), инициированное американцами более десятка лет назад для сплочения государств СНГ на антироссийской основе, пробуксовывало. Основными закоперщиками здесь выступали, как правило, властные элиты Тбилиси и Киева, в то время как Кишинев постепенно дистанцировался от искусственно выстроенной ГУАМовской конструкции. Одно время в качестве "миротворцев" пытались себя навязать "оранжевые", но успеха это не принесло. Вооружение, поставлявшееся Украиной Азербайджану в последний, наиболее кровавый период войны в Карабахе, подпитывая иллюзии о скором решении конфликта силой, стало причиной множества новых, никому не нужных жертв.
С 2004 года, Украина начала поставки в Азербайджан 300-миллиметровых систем залпового огня "Смерч", которые по силе воздействия можно приравнять к оружию массового поражения. И это - только небольшая часть "вклада" нынешнего украинского руководства в милитаризацию государств Закавказья. Так что заявления "оранжевого" лидера в Батуми о том, что "ГУАМ должен активнее включиться в процесс мирного урегулирования замороженных конфликтов на территории стран-членов организации", выглядят как минимум анекдотично. Призвал Ющенко и к поиску нового "формата переговоров", очевидно, имея в виду себя.
Однако в центре повестки дня батумского саммита ГУАМ были, как уже сказано, энергетические проблемы. Это подтверждает и руководитель Ассоциации экономической независимости Грузии Георгия Хухашвили: "Главное на саммите, конечно, - энергетические вопросы, играющие доминирующую роль в глобальной политике. И желание членов ГУАМ участвовать в процессе укрепления энергетической безопасности Европы понятно. Но пока все козыри у России, и создание адекватного противовеса через ГУАМ, у которого мало ресурсов, невозможно".
Вместе с тем попытки создать такой противовес не прекращаются. Помощник заместителя госсекретаря США Дэвид Меркель заявил бакинскому агентству Trend, что "саммит ГУАМ в Батуми приобретает особое значение". А непосредственно перед ГУАМовским мероприятием Секретариатом Президента Украины были оглашены "свежие" идеи насчет того, чем занять этот блок на просторах бывшего СССР. На Банковой выступили с проектом создания некой структуры, которая будет контролировать качество и объемы российского газа, идущего транзитом в страны ЕС через территорию Украины. В так называемый Международный диспетчерский центр предлагается включить представителей ГУАМ, Польши и государств Балтии.
Эта идея обсуждалась в Батуми при участии президентов Польши и Литвы Леха Качиньского и Валдаса Адамкуса, а также представителей Совета Европы, США, Турции, Японии и других стран и международных организаций. Целью создания "международного диспетчерского центра" называется "международный аудит параметров количества и качества российского газа на выходе из украинской газотранспортной системы, перед его входом в газотранспортные системы стран - потребителей в Евросоюзе". С практической точки зрения эта инициатива представляется совершенно бессмысленной: объемы и качество российского "голубого топлива" и так жестко контролируются на всех этапах его экспорта в Европу. Судя по составу участников задуманного Центра (среди которых нет, например, крупнейшего потребителя российского газа, Германии, но в полном составе присутствуют агрессивные "новобранцы" ЕС), "аудит" предполагается сделать не международным, а НАТОвским.
Идеи создания "энергетического НАТО" витают в воздухе не первый год. Любое неблагоприятное для российских поставщиков газа решение немедленно будет использовано как повод и предлог для обвинения Москвы в "энергетическом терроризме" со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Новый "диспетчерский центр" выглядит как международное "прикрытие", с помощью которого энергетический шантаж России можно будет сделать более эффективным, придав ему видимость консолидированной позиции n-ого числа государств - транзитеров и потребителей российского энергетического сырья. Насколько это отвечает интересам "старой Европы" (Германии, Италии и других стран), стремящейся, насколько можно судить, к продолжению многолетнего взаимовыгодного сотрудничества с Россией, не отягощая его трескотней об "энергетическом империализме", сказать трудно. В этом свете заявление генсека ГУАМ В. Чечелашвили, полагающего одним из главных направлений деятельности блока "сближение с Европой", выглядит занятно.
С какой, хотелось бы знать, Европой собираются сближаться таким образом нынешние лидеры Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы?
И еще: как идеи, разрабатываемые в Секретариате Президента Украины, соотносятся с договоренностями, достигнутыми в ходе переговоров В. Путина и Ю. Тимошенко в Москве (некоторые эксперты расценили инициативу создания "международного диспетчерского центра" как очередной "ход" команды Ющенко по срыву договоренностей Тимошенко - Путин)?
http://www.fondsk.ru/article.php?id=1464