Ректор Литинститута: для школьников литература превратится в балласт

0
447
Время на чтение 4 минуты
Что дважды два четыре - это мы ещё помним, ведь математика в школах входит в число обязательных экзаменов. А вот то, что сегодня день рождения Пушкина, или, что он написал, к примеру, "Капитанскую дочку", забудем, наверное, скоро...

Просто знать это совсем необязательно - ЕГЭ по литературе в школах упразднили! О необходимости культурного образования и о месте литературы в жизни человека автор побеседовал с ректором Литературного института им. Горького Борисом Николаевичем Тарасовым.


- Литература теперь факультативна, литература на заднем плане, литература больше не нужна. Борис Николаевич, к чему приведет отмена экзамена в школах? Как будет проходить становление русского человека без обязательности литературы?

- Начну с того, что перевод экзамена по литературе в тестовый режим вообще был спорным моментом. Для этого предмета должна быть полная, свободная форма выражения: беседа, рассуждение, сочинение, но никак не тест. А отмена даже такого минимума - ещё один шаг по снижению значимости литературы.

На образовательный уровень школьников это нововведение повлияет крайне отрицательно. В наше избыточно прагматичное и бескультурное время дети стремятся к практическим результатам, а литературу попросту примут за балласт - предмет с минимальной полезностью. С точки зрения общекультурной, человеческой это очень большая потеря. Мне вспоминаются слова Л.Н. Толстого, они о поэзии, но их можно отнести и к литературе в целом. "Все предметы поэзии, - писал Толстой, - предвечно распределены по известной иерархии и смешение низших с высшими или принятие низшего за высший есть один из главных камней преткновения". С потерей литературного образования мы теряем эту иерархию ценностей, да и понимание культуры в целом.

Сейчас массовая культура весьма агрессивна по отношению к настоящей культуре. Ведь массовость может доминировать и занимать первостепенное место только тогда, когда нет общих критериев, когда можно подменять талантливое и неталантливое, глубокое и неглубокое. Низшие сферы жизни, ставшие предметом изображения, наносят ущерб и духовному здоровью подрастающего поколения и, главное, перспективам! Ведь литература как раз дает различение правого и левого, добра и зла, высшего и низшего.

- Чиновники объясняют снижение роли литературы тем, что "это делается для технарей", "им литература не нужна". А вы как считаете? Что дает любому ребенку изучение литературы?

- Как раз технарям литература и нужна больше всего, я объясню почему. Человек технической специальности без гуманитарного образования, без ценностной ориентации в мире подобен флюсу, который развивается однобоко. Ему трудно ориентироваться в смысловом содержании своей деятельности. Техника, экономика, изобретения - это средства, они не могут стать целью. Истинная цель определяется в духовной сфере, которая неразрывно связана с историей и литературой. Мало кто понимает, для чего все эти инновационные революции, скачки в экономике и технике, если плохо человеку. А классическая литература дает ответ на подобные вопросы.

Любые социальные реформы ничего не меняют по существу, они только усугубляют тот кризис цивилизации, который мы сейчас наблюдаем: деградация внутреннего мира человека с одновременным нарастанием его внешней мощи. С любой точки зрения, отмена обязательности литературы - это рана и новый ущерб для духовного развития человека.

- Как вы расцениваете литературную образованность школьников, которые поступают в Литинститут? Каково знание классиков у Ваших абитуриентов?

- Мы часто сталкиваемся с тем, что у талантливых абитуриентов есть большие пробелы в области русской литературы. Особенно кажется удручающим знание классики. Культурный "бульон", в котором варятся наши школьники, становится все жиже и жиже. Нам в Литературном институте приходится огромными усилиями восполнять те пробелы, которые оставила школа. А будущему писателю необходимо знать опыт выдающихся представителей русской литературы, для того, чтобы глубже воспринимать перемены действительности. Если нет этого опыта и ценностей, которые воплощены в нем, то даже самый талантливый писатель начинает мельчить, подстраиваться под мэйнстрим в культуре, под модную, популярную литературу - он будет добиваться успеха ценой потери глубины.

- Борис Николаевич, без знания каких писателей и произведений не может существовать культурный человек?

- Пушкин, Гоголь, Чехов, Толстой, Тютчев, вся русская поэзия - это должно быть обязательным, непременным основанием гуманитарного образования ребенка. В школе должны быть обозначены все литературные тенденции, а также наиболее примечательные писательские фигуры. Тогда на фоне бесспорных достижений "золотого века" будет ясно "что почем" в современной литературе.

- А каковы ваши литературные предпочтения?

- Лично у меня? А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский. Любимые, читаемые и перечитываемые.

- Многие, в том числе педагоги, оправдывают литературную безграмотность школьников тем, что, например, Достоевский для них слишком сложен, изучать его рано. Как вы считаете, в 15 лет можно понять то, что хотел сказать Федор Михайлович?

- Это все лукавые отговорки. Я уверен, школьник все сможет понять, если относиться с любовью и к нему, и к предмету. Я думаю, не надо пугаться Достоевского. Не преподавайте скучно, вот и все! Только глубокие мысли, выраженные талантливым словом, могут формировать личность и учить школьника разбираться в жизни. Классика - это основа самосохранения нации в ситуации, когда массовая культура заполняет сознание не только учащихся, но и педагогов.

- Как выстроить систему преподавания, чтобы увлечь детей литературой? Ведь нужно так заинтересовать школьника, чтобы он не в Интернет полез - рефераты по Гоголю качать или "Войну и Мир" в кратком содержании - а сам за потянулся за книгой!

- Это очень сложный вопрос. Окружающие обстоятельства и жизненные процессы сегодня явно противоречат изучению литературы. Стремление к прагматичному успеху, к конкретной выгоде, к получению удовольствия - все это затрудняет введение литературы в сферу образования. Но без этой сферы все остальное теряет высший смысл. Во-первых, нужно государственное стратегическое понимание важности культуры для качества духовного мира человека, для страны. Во-вторых, учитель должен заразить своим интересом и пониманием предмета. Без этих двух составляющих, не очень друг с другом соприкасающихся, очень трудно будет содержательно наполнить те многие противоречия, которые связаны с этим предметом.

- А студенты Литературного института много читают?

- Все по-разному, кто-то много, кто-то не очень. Вообще у нас фундаментальная университетская программа. Исходя из традиции и понимания важности культурного образования, мы стремимся наполнить её разнородно и дать знания в области литературы, культуры, философии, истории. Это те самые предметы, без которых человек перестает ориентироваться в мире. Без них он будет смотреть только в одно окошко, не замечая никаких противоречий, им можно будет легко манипулировать, он не сможет жить самостоятельно. Без всеобщего кругозора человек просто глупеет.

Марина Селиверстова, журфак МГУ

http://www.taday.ru/text/119396.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Тарасов
Могучий самодержец
Эпоха и борьба императора Николая I
13.09.2012
Нравственное состояние общества и исторический процесс
Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях
02.02.2012
Патриаршая премия призвана решать задачи просвещения нации
Беседа с ректором Литературного института Борисом Тарасовым
24.05.2011
Все статьи Борис Тарасов
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 04:10
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 00:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24