Материнские заметки: в ожидании чуда воскресения Спасителя

0
340
Время на чтение 7 минут
Праздновать Пасху с детьми сложнее, чем отмечать Рождество. Там все понятно: день рождения нашего Господа. А здесь - страдания, смерть, воскресение. Очень легко уйти от главного смысла праздника, и центром окажется не чудо воскресения, а пушистые цыплята и красные яички. Однажды кто-то сказал мне, что во многих дореволюционных рождественских и пасхальных открыточках нет никакого религиозного содержания: некий абстрактный праздник с красивой атрибутикой. Впрочем, и сейчас и у нас, и на христианском Западе все больше Рождество Христово становится просто неким "рождеством". И мне кажется, основная задача проведения любого религиозного праздника в семье (да и не только в семье) - помочь детям подготовиться ко встрече с праздником, ощутить его и сердцем, и "руками". И при этом сохранить его глубокое содержание, чтобы праздник стал не только развлечением, не только радостным событием, но и ступенькой на пути ко встрече с Христом.

В детстве главным знаком приближения Пасхи была, пожалуй, грандиозная суперуборка. Вот наступает Страстная неделя. Мы торжественно снимаем с икон обычные, будничные полотенца и вешаем черные. Вся квартира от такой перемены преображается, становится особенно "постной". Дети уже знают: пришли грустные дни. Сейчас нашего Господа будут мучить, а потом убьют. И мы будем переживать за Него.

Но вот и радостное событие: мы печем куличи. Судя по воспоминаниям, раньше этим делом занимались в Страстную пятницу, но в таком случае, я - без многочисленной прислуги, но зато с маленькими детьми, буквально сидящими у меня на руках, - не успею вообще ничего. Так что куличи в нашем доме появляются в Великий понедельник. Их можно купить в магазине, но разве самый вкусный кекс в пакете сравнится с выпечкой кулича?! Одно то, что мама битый час месит тесто, чего стоит! Дети сами подсыпают приготовленные цукаты, орехи. Но самое главное - это запах. Запах наступающей Пасхи. Каждый раз, когда тоненькая струйка куличного аромата выползает из духовки, мое сердце наполняет необъяснимый восторг. Маленькие, мы с братьями и сестрами садились под дверью на кухню и наслаждались этим запахом. А потом куличи - и большие, и совсем крошечные - украшали глазурью, посыпали разноцветными присыпками.

Собственно Страстные дни начинаются с Великой среды. Мы тщательно моем руки, я снимаю все иконы, которые есть в доме, и кладу их на стол. Сегодня мы их будем аккуратно протирать ваткой (в доме моих родителей у нас было несколько икон в серебряных окладах, и мы их чистили мелом). Сначала дети крестятся, потом чистят икону, целуют - так можно сохранить благоговение к святыне. А в это время мама рассказывает о том, как один из учеников, Иуда, предал своего Учителя, как иудейские священники составляли планы, как бы им схватить Господа и убить Его. И еще поет "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый...", а дети пытаются подпевать.

Центром и Страстной седмицы, и самой Пасхи является, конечно, храм. Но как семье с маленькими детьми попасть в церковь на все службы? И детям тяжело, да и на скорбных службах они весьма некстати запросто и засмеются, и начнут разговаривать, будут ходить по храму. Но обязательно в Великий четверг мы все причащаемся. Дети знают, что это день первого причастия в мире. На кухне у нас висит икона Тайной вечери, и мы заранее разглядываем ее с детьми. Вот как тогда Господь дал Своим апостолом причастие, так и сегодня Он через священника дает нам ту же чашу.

Вечером читают страстные Евангелия. Детей на них все-таки не берем; обычно папа с мамой слушают их по очереди, а дети гуляют рядом с храмом. После службы мы прикладываемся к большому кресту. И назад уже все вместе везем четверговый огонь. Какое это событие - везти огонь домой в стеклянных фонариках! Когда я училась в школе, мы с подругами ездили в ближайший храм - в нескольких станциях метро - и везли огонь домой в самодельных фонариках. Отрезали низ пластиковых бутылок, через горлышко вставляли свечку - и можно было не опасаться ветра. Зато расплавленная пластмасса могла запросто капнуть на руки или потушить этот драгоценный огонек. Ничего, довозили - в метро люди уступали место, расспрашивали, предлагали помощь. А мы чувствовали себя миссионерами и рассказывали о страстных Евангелиях. Потом в нашем районе построили храм, и мы всей семьей носили огонь пешком, за пару километров. А теперь вот на машине возим. Этим огнем дома зажигаем лампадку и поддерживаем ее неугасимой всю Пасху. И, конечно же, выжигаем крестики над входом в дом, над окошками. Папа читает "Да воскреснет Бог", а мы с детьми ходим за ним по квартире со свечами.

Чуть не забыла самое интересное: ну, конечно же, в Великий Четверг мы красим яйца. Чаще всего это происходит между службами. Садимся за стол, и - начинается. Дети выбирают, в какой цвет будем красить, наклеивают на крашеные яйца наклейки, раскрашивают фломастерами кто во что горазд. Моя прабабушка красила яички в луковой шелухе, и они получались у нее темные-темные. У мамы яички неизменно выходили светлее, а я вот еще ни разу не красила шелухой. Решила только в этом году (детей очень впечатлил рассказ о детстве государя Николая Александровича, о том, как красили яйца с кухаркой Аннушкой), но спохватилась поздно: накопленной шелухи вряд ли хватит. Но здесь, как и во всем остальном, важен не результат, а сам процесс. Например, сложно пережить трагедию разбитого самого красивого яичка (а если дети берутся за работу, половина яиц будет побита, проверено на горьком опыте!) - но пережить надо. Потому что во время раскраски мама должна думать не о яичках, а о детках, о том, как донести до них смысл такого почтения к простому яйцу. Рассказать про Марию Магдалину, как она принесла яичко императору и как у нее в руках белое яичко стало красным. Рассказать о том, что яичко - как гроб, в который положили Христа; и как из яичка вылупляется живой, самый настоящий цыпленочек (само по себе чудо!), так из гроба вышел Господь, Живой, и принес нам всем вечную жизнь. Про воскресение мне объяснять не сложно. Мои дети были на похоронах и знают: когда-нибудь наши близкие снова станут живыми, снова станут говорить, играть, мы будем жить вместе с Господом, и тогда никто больше не будет ни болеть, ни умирать...

Великая пятница оказывается у нас днем приготовления творожной пасхи и прочей пасхальной снеди. Это меня всегда смущало: самый страшный день в году, день смерти и погребения Христа, а у нас - суета сует и настоящее предпраздничное столпотворение. Но деваться некуда, приходится готовить. Возвращает к памяти о событиях Страстной пятницы то, что даже самые маленькие (грудные не считаются) сегодня строго постятся, едят вареную картошку с солеными огурцами, черный хлеб, компот из сухофруктов. Папа попадает на вынос плащаницы, а всей семьей едем только на погребение. Хоронить нашего Господа...

Великая суббота должна быть уже совсем чистой, спокойной - "покойной". Все уже готово, остается украсить дом к Пасхе. Снимаем черные полотенца с икон, надеваем белые и красные. К дверям прикрепляем вырезанные их красного картона буквы "ХВ" (старший сын учит сестренку говорить "Христос воскресе", она еще не может это выговорить; он тогда советует ей говорить сокращенно, как написано на яичках: "Хэ вэ!"), стелим на стол праздничную скатерть, на стену вешаем плакат с аппликацией, сделанной задолго до этого: там и ангел с вербочками, и церковь, и домик, и яички на травке. Я укладываю куличи, пасхи, яички в большие корзины, и папа с детками везет все это в храм - освящать. Там дети сами втыкают и зажигают свечи, стоят рядом с корзинками, пока батюшка освящает. Значит, благословляет нам есть все это на Пасху.

Чтобы Пасхальная ночь прошла спокойно, необходимо сделать несколько вещей. Во-первых, приготовить все заранее - от одежды до яичек на разговение. Во-вторых, очень важно не давать детям спать днем, а уложить их часов в 6-7 вечера, тогда ночью они будут выспавшиеся и полные сил. Не забыть стульчики (сидеть в храме), карандаши и книжки (это отвлечет детей и даст родителям помолиться хотя бы немного). И фонарики для крестного хода. У каждого свой, выбранного цвета. Как святые жены-мироносицы шли ко гробу, так и мы пойдем вокруг храма. Ночью, с зажженными фонариками. И будем все петь заранее выученное "Воскресение Твое, Христе Спасе". А потом, перед отворенными дверями храма, как перед открытым гробом Спасителя, как гром грянет радостное: "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!" А потом надо будет много раз выкрикивать на приветствие священника: "Воистину воскресе!" (дети знают, что на Пасху в храме можно кричать - вот оно, счастье!). И свечи все красные, и батюшки в разноцветных одеждах...

Когда я была маленькой, это было так интересно - смотреть, как священники каждый раз выходят из алтаря в разных одеждах. И гадаешь: какого цвета будет облачение на этот раз? А еще в храме, в который ходили мои родители несколько лет подряд, во время чтения Евангелия все батюшки выходили на амвон и по очереди читали - на славянском, на русском, на греческом, английском, французском языках. Это было потрясающее ощущение "вселенскости" происходящего (хотя я понимала из английского всего-то несколько слов, а уж греческий и французский были и вовсе абракадаброй). Будто все народы, "все языки" сегодня славят воскресшего Господа. Жалко, что мои дети не слышат такого. Но они еще маленькие, вряд ли поняли бы, что происходит - может, когда подрастут, у них будет возможность услышать "В начале бе Слово" на разных языках?

А после причастия мы христосуемся и дарим другим деткам, знакомым и чужим, и батюшкам приготовленные яички. Куриные, перепелиные, деревянные (сами красили!), шоколадные - и в ответ получаем такие же. Выходишь "в народ" с одним яичком, а возвращаешься совсем с другими. И, может быть, к тебе однажды вернется твое яйцо, пройдя через руки нескольких прихожан.

Дома нас ждет стол, накрытый всякими пасхальными яствами. Каждый получает по маленькому куличику, на который можно намазать пасху. А когда мы как следует выспимся, к нам приедут гости, будем снова христосоваться, дарить яички. В этом году попробуем играть - катать яйца с небольшой горки.

На Светлой неделе каждый день крестный ход, и мы снова ходим вокруг храма с фонариками. А вот звонить на колокольне моим деткам еще рано. Я звонила, когда была сама "деткой": не в каждом храме разрешают, но если хорошо попросить, самый строгий батюшка благословит. А еще каждый пасхальный день в моей семье начинался с освященного яичка, кулича и пасхи. И еще мы все вместе пели пасхальные часы. Я помню, как в начале 1990-х на Светлой неделе мы с мамой шли в кинотеатр и всю дорогу от метро тихо пели эти часы. А в кино показывали фильм о новомучениках, о том, как разрушали храмы в советское время и как сажали за эти самые колокольные звоны, за празднование Пасхи. И до сих пор пение "Мироносицы жены, утру глубоку предсташа гробу Живодавца" будит воспоминания о той картине: взрывающиеся храмы, черно-белые кадры с глумливыми "крестными ходами" революционеров, и какой-то старичок, выживший, рассказывает о тюрьмах и Пасхальной литургии на кухне с зашторенными окнами...

Мои дети не видели таких кадров. Они едут с нами в машине со службы, мы поем те же самые часы. А за окном нашей машины по всей Москве рекламные перетяжки с куличами, свечками и храмом Христа Спасителя. А рядом, на других щитах, полуголые тетки и реклама таблеток для повышения потенции. И как-то все это сливается в единую картину с теми самыми советскими сюжетами... Не у детей, у меня, конечно же. Надеюсь, что мои дети просто не замечают тех, чужих, плакатов. Пока не замечают... Они считают, что весь мир славит на Пасху воскресение Христово, Праздников Праздник и торжество из торжеств и все с радостью друг друга обнимают. Правда, пасхальная радость не всегда бывает и в православной семье: такой дар еще надо уметь принять, а потом и сохранить. Как это непросто!..

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080423122908
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Алексеевна Сапрыкина
Тайна рождения первых русских учебников
Трилогия о лучших учебниках русского языка. Часть 1
29.11.2024
«Я создавала книгу практично, просто, с точки зрения мамы»
Презентация новой книги Анны Сапрыкиной «Всенощная»
07.07.2023
Про экономику и социализацию на уроках математики
Хозяин, наёмный работник или потребитель?
09.06.2023
Все статьи Анна Алексеевна Сапрыкина
Последние комментарии
Плюс негрификация всей страны
Новый комментарий от Советский недобиток
14.12.2025 11:03
Марксизм и глубинная Россия
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.12.2025 10:26
Еврейская община Земуна против Креста
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.12.2025 09:56
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от Александр Волков
14.12.2025 07:46
Библейский взгляд на сущность царской власти
Новый комментарий от Zakatov
14.12.2025 07:40
Война двух образов России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
14.12.2025 06:59
Почему русские ослабли?
Новый комментарий от учитель
13.12.2025 19:40