itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православие в западном мире

0
128
Время на чтение 6 минут
Протопресвитер Борис Бобринский
Протопресвитер Борис Бобринский
Что значит "быть православным" и в чем суть православной миссии в современном западном обществе? Об этом размышляет протопресвитер Борис Бобринский, настоятель франкоязычного прихода Святой Троицы в крипте Александро-Невского собора в Париже (юрисдикция Константинопольского Патриархата), известный богослов, ректор Свято-Сергиевского православного богословского института.

Тема "Православие в западном мире" по сути своей лишь один из аспектов проблемы более широкой, включающей вопросы христианской и православной идентичности и прежде всего требующей ответа на вопрос: что значит быть православным христианином в мире. Мы, православные, слишком упрощаем дело, когда противопоставляем Восточное Православие Западу, который, конечно же, можно определить как латинский, реформаторский, нерелигиозный, антиклерикальный, секуляризованный. Мы самоуверенно "наслаждаемся" собственной православностью, нашей восточной идентичностью, но как часто мы слишком поверхностно воспринимаем традицию Православия - 2000-летнюю традицию святости, мученичества, православной культуры!

Для православного сознания "восток" - понятие не географическое, а духовное прежде всего: солнце, взошедшее на востоке, чтобы освещать и согревать нашу Землю, - это Христос, Солнце справедливости: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8: 12); "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1: 5). А "запад", то есть место, где солнце заходит, - это, напротив, символ тьмы, которая охватывает мир. Какой мир? Мир, который с любовью создавал Бог, который Он любил так, что послал Своего Сына, чтобы оторвать мир от "князя этого мира".

Христос - настоящий Восток

Когда христианин обращается к Христу, настоящему Востоку, он "овосточивается". "Быть восточным" не является привилегией православных, а означает становление и призвание каждого христианина. Если же христианин обращается к "западу", то есть к миру, и излучает при этом свет Христа, он остается действительно восточным и передает миру послание Любви и Жизни. Но если он забывает весть Христа, ставит Его под сомнение или отклоняет Его, тогда он сливается с западным миром.

Поэтому быть христианином в мире означает не что иное, как нести свет Христа, Солнце Востока на Запад, под которым надо понимать весь наш Земной шар. Этот мир находится в ожидании Евангелия; полный отчаяния, он пытается в процессах унифицирующей глобализации сохранить свою идентичность, в ходе стремительного технического прогресса - свою целостность. Этот мир охвачен соперничающими течениями, перегретым национализмом. Этот мир - это мир, угасающий от глубокой секуляризации, который забывает или отвергает свое богатство - собственную христианскую историю, собственные корни.

О преодолении драматического процесса взаимного отчуждения
Противопоставление "западного" и "восточного" имеет давнюю традицию в 2000-летней истории христианства. Но сегодня мы не можем больше замыкаться в этих категориях. Это противопоставление лишь продолжает и без того затянувшийся во времени драматический процесс отчужденности между западным и восточным "легкими" христианства.

Западная Европа и США стали для нас - тех, чьи родители, дедушки и бабушки были вынуждены эмигрировать в период революции и гражданской войны, для нас, иммигрантов в третьем и четвертом поколении - настоящей родиной, так что мы имеем двойную идентичность: мы являемся православными греками, арабами, славянами или румынами и одновременно европейскими гражданами, интегрированными в культурную, социальную и политическую жизнь новой родины.

Мы не по своей воле оказались на Западе, и мы усматриваем волю Бога и Его благословение в этом - здесь жить, расти и свидетельствовать о нашей вере и богатстве нашей религиозной традиции. Мы всегда уважали христианскую традицию стран, в которых живем; мы открыты Западной Церкви, которую мы познали и полюбили, найдя здесь неизвестные нам доселе богатства святости и мудрости. Экуменическое измерение нашей христианской жизни превратилось в нечто само собой разумеющееся, в императив послушания самому Господу.

Встреча с Западом: творческое богословское размышление

В начале XX века русские богословы, философы, писатели, художники, оказавшись на Западе, передали ему православную культуру. Запад увидел все богатство Православия. Мы же познакомились c религиозной и философской мыслью Запада - сочинениями Бергсона, Мунье, Маритена, Пеги, Даньелу и др., что нас чрезвычайно обогатило...

Пасхальная победа Восставшего из мертвых - вот то главное, основная суть вести Церкви, в которой сконцентрирована полнота христианства. Церковь делает нас современниками Его воскресения; семя воскресения прорастает в нашем сердце и расцветает в нашей личной жизни. Святой Дух превращает нас в современников воскресшего Христа. Вся литургическая и сакраментальная жизнь Церкви становится таинством смерти и воскресения Христа и представляет собой закон нашей личной жизни и нашего становления здесь и теперь.

Решающую роль в жизни Православной Церкви играет концепция традиции, причем нужно понимать различие между традицией и традициями [отдельных Православных Церквей], которые хотя и достойны уважения, но имеют лишь относительный и региональный характер. Сущность традиции состоит в передаче Евангельской вести в пространстве и во времени, в инкультурации Евангелия в данную культуру и время. В процессе своего исторического развития христианские Церкви приобрели литургическую специфику, особенности богословствования, иконографии, церковного искусства, музыки... Характерной же особенностью современного общества стала утрата традиции - нарушение непрерывности, которая связывала все поколения, исчезновение вытекающего отсюда авторитета, определяющего действия и поступки ныне и в будущем. Современное радикально порывает с традицией и провозглашает, что та утратила свою силу в религиозной, социальной или семейной сфере.

Передача традиции происходит двумя способами: в жизни, в сознании и в опыте церковной и литургической общности (то есть Церкви), а затем в том, что я, будучи духовным отцом, обозначаю как отношение двух лиц, в котором одно лицо передает традицию другому. К этому относится также духовное отцовство в более широком, буквальном значении слова: духовное отцовство святых в истории и современности - отцов Церкви. Тем самым традиция приводит назад, к временам апостолов и мучеников (Церковь всегда апостольская и готова к мученичеству) - именно в Святом Духе происходит точная передача традиции. При этом ничто не отбрасывается и не добавляется. Я говорю это со всей настойчивостью, ибо именно здесь мы, православные, должны обращать внимание на то, чтобы мы не позволяли усыплять себя богатством нашей истории и оставались способными постоянно возвращаться к главному - общему для всех христиан - к духовной вести.

Еще один важный аспект - красота. Прежде всего, красота, исходящая от литургии, но также внутренняя красота и гармония, которые озаряют умиротворенные сердца. Неслучайно одно из самых известных духовных собраний называется "Филокалиа", то есть "Красотолюбие". Красота открывается также в такой традиции Восточной Церкви, как Иисусова молитва. Она ярко сияет в хвалебных песнях псалмов, посвященных сотворению мира, или в словах Иисуса о красоте лилий в поле, или, если начать с самого начала, в самом Создателе, Который на седьмой день отдыхает от хороших и прекрасных дел, совершенных Им.

Красота и гармония равным образом присутствуют в литургии, в ликах святых на иконах и в умиротворенных сердцах и на лицах людей, которые сияют в мягком блеске света Христа. Когда мы говорим о сиянии икон, мы должны думать о том, что настоящая икона скрыта в глубине нашего сердца: мы должны снова обретать и обновлять ее... Литургия и икона позволяют почувствовать сияние и покой Царства Небесного. Это умиротворение сердец и это сияние над нашими церковными общинами - в действительности дело и дар Святого Духа.

Наконец, я называю огонь Святого Духа, Который нас возрождает, формирует нас по образу убиенного и воскресшего Христа. Это тот Дух, Который сопровождает нас от рождения до смерти, собирает нас в общины, молящиеся и полные жизни, и Который нас в конце концов посылает обратно в мир, чтобы принести ему весть о любви, согласии и надежде. Только огонь Святого Духа может воспламенить мир...

Но вернемся к вопросу Православия в западном мире. Мы должны, как мне кажется, говорить не столько о Православии, сколько о Евангелии и Воскресении. Нам надо меньше заниматься прославлением себя, ссылаясь без конца на наши "восточные" богатства (которые по большей части в нас дремлют, а не действуют). Нам надо прежде всего быть свидетелями Христа, Который пришел в мир не для того, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь за спасение мира.

Перевел с немецкого Александр Куприн
Публикуется с некоторыми сокращениями по: Glaube in der 2. Welt (Zollikon, Schweiz). 2007. N 6. S. 12-13.

http://www.pravoslavie.ru/press/080414125608
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40