"Главный интерес моей краеведческой работы - церковная история нашего края"

Беседа с А.А. Найденовым, начальником государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области

0
240
Время на чтение 6 минут
- Вы активно занимаетесь изучением церковной истории Воронежской и Липецкой епархий. Как давно у Вас возник интерес к этой теме?

- Интерес к истории страны всегда культивировался в нашей семье. Любовь к чтению исторической литературы привил мне отец еще в детстве. А в середине 1980-х годов девятиклассником я пришел во вновь созданный моим учителем в краеведении и сегодняшним коллегой Александром Юрьевичем Клоковым краеведческий кружок в школе. Вот тогда-то мы и стали активно ездить по родному Липецкому краю, знакомиться с его историческими городами - Ельцом, Задонском, Лебедянью, Данковом, старинными селами и сохранившимися дворянскими усадьбами. Затем появилось желание о виденных храмах и монастырях, усадьбах и отдельных памятниках истории и культуры узнать чуть больше, чем было написано о них в немногочисленных и достаточно "тонких" в те времена книжках по истории Липецкой области. Пришлось засесть в архивы и библиотеки, имевшие дореволюционные издания, посвященные истории и культуре нашего края, входившего в XVIII - начале XX веков отдельными своими частями в состав Тамбовской, Рязанской, Воронежской, Орловской и Тульской губерний. Все это сопрягалось с учебой на историческом факультете Липецкого государственного педагогического института, где краеведение стало для меня своего рода специализацией.

И уже в процессе погружения в изучение прошлого Липецкой области как-то сам собой выкристаллизовался, пожалуй, главный интерес всей моей краеведческой работы - церковная история нашего края.

Но чем больше читал и узнавал об истории Церкви на территории современной Липецкой области, тем отчетливее становилось понимание того, что тема эта - непаханое поле. В дореволюционный период наши предшественники, по сути, только начали изучение истории отдельных приходов, монастырей, ярких событий в церковной жизни, биографий деятелей Церкви, подвижников веры и благочестия. К сожалению, процесс этот был на долгое время прерван по идеологическим соображениям.

- Современные исследователи церковной истории в российской глубинке зачастую сталкиваются с отсутствием архивных документов, которые были просто уничтожены в советское время "за ненадобностью"...

- Действительно, главная беда советского периода нашей истории - практические полное уничтожение всех церковных архивов. Поэтому сегодня мы вынуждены буквально по крупицам собирать сведения по церковной истории нашего региона. Вот и получается, что целый пласт нашей истории, которая на протяжении столетий была неразрывно связана с Православием, еще совсем недавно был представлен несколькими книжками справочного характера и десятком статей, все - дореволюционного периода. Доходило до того, что по многим интереснейшим с исторической и архитектурной точки зрения, выдающимся по своему духовному значению храмам и монастырям вообще ничего нельзя было прочитать. В лучшем случае - был известен только год постройки или основания. А из нескольких десятков святых и подвижников, так или иначе связанных с нашим краем, "на слуху" были, пожалуй, только имена святителя Тихона Задонского да преподобного Амвросия Оптинского. Тогда-то, примерно в 1995 году, мы с Александром Юрьевичем Клоковым и решили восполнить эту лакуну в нашем краеведении, взявшись за сбор материалов для книги, которая, по нашему первоначальному замыслу, должна была носить справочный характер и аккумулировать краткие сведения обо всех святых и местночтимых подвижниках, а также о храмах, монастырях, часовнях и святых источниках за всю историю нашего края. Работа эта продолжается и в настоящее время.

- Вы автор книг, рассказывающих об истории храмов и монастырей Липецкой епархии. Вышло уже три книги серии - о Липецке, Ельце, а также о Троекуровском монастыре и его основателе преподобном Иларионе. Над чем Вы работаете сейчас?

- Как я уже говорил, в середине 1990-х мы стали собирать материал для книги обо всех православных святынях Липецкой области. Стали ездить в архивы, библиотеки, музеи Санкт-Петербурга, Москвы, Рязани, Тамбова, Воронежа, Орла, в которых отложились документы по церковной истории нашего региона. Регулярными стали поездки и по Липецкой области, в которых мы фотографировали сохранившиеся храмы и монастыри, святые источники, разговаривали со старожилами, помнившими закрытие храмов, их разрушение и т.д. Довольно скоро нам стало понятно, что собираемые таким образом материалы просто не уместятся в одной книге, как планировалось нами изначально. Пришлось разделить всю работу по территориальному признаку - по районам области. И в 2002 году, благодаря поддержке тогдашнего пресс-секретаря Воронежско-Липецкой епархии иеромонаха Митрофана (Шкурина), ныне игумена и наместника Свято-Успенского Липецкого мужского монастыря, сконцентрироваться на подготовке к изданию первого тома из этой серии - "Храмы Липецка". Правда, книга эта увидела свет только в 2005 году, после создания Липецкой и Елецкой епархии, по благословению ее правящего архиерея епископа Никона (Васина) и при финансовой помощи администрации Липецкой области. В 2006 году вышел второй том, посвященный храмам и монастырям Ельца, в 2007 году начата работа над третьей книгой - "Храмы и монастыри Задонского района". Параллельно по заказу Троекуровского Свято-Димитриевского Иларионовского монастыря мы подготовили книгу об истории этой славной обители и жизнеописание затворника Илариона Троекуровского. Книга, кстати, к настоящему времени уже выдержала пять изданий.

- С какими еще церковно-краеведческими исследованиями смогут ознакомиться Ваши читатели?

- Впереди - продолжение работы по изданию серии о храмах и монастырях Липецкой и Елецкой епархии, которую хотелось бы завершить полностью, если даст силы Господь и продолжится столь необходимая поддержка со стороны духовных и светских властей. Но поскольку районов в Липецкой области почти два десятка, а в год у нас получается готовить и издавать по одному тому, то всю работу удастся в лучшем случае завершить только через семь-восемь лет. В планах еще несколько книг, посвященных отдельным храмам и монастырям епархии, чья обширная история просто не умещается в рамках сериальных томов. Ждет еще своего часа и книга о святых и подвижниках нашего края, материалы для которой все это время собираются в рамках работы епархиальной комиссии по канонизации святых, секретарем которой я являюсь.

Но, кроме указанных тем, есть еще множество белых пятен и неисследованных проблем в церковной истории нашего региона. Взять, к примеру, историю древнейшего города Липецкой области - Ельца, в которой переплелись судьбы многих подвижников веры, яркие примеры церковной благотворительности знаменитого елецкого купечества, множество церковных легенд и преданий.

- Кстати о Ельце... Он известен в русской истории тем, что здесь произошло чудо явления Богородицы Тамерлану, который после этого повернул назад, в Среднюю Азию. Недавно в СМИ появилась информация о том, что власти Ельца собираются раскручивать новый "бренд" города для привлечения туристов. При этом создатели концепции бренда собираются замолчать историю с явлением Богородицы, считая ее неполиткорректной. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

- Действительно, создание особой экономической зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа "Елец" поставило насущную задачу разработки и продвижения некого туристического бренда города. Это, в общем-то, нормально и вполне в духе времени. Не вызывает сомнения и то, что заниматься продвижением бренда, его раскруткой должны специалисты в этом деле. Настораживает другое. То, что рекламщики (чей профессиональный уровень не хотелось бы подвергать сомнению) берутся на свое усмотрение просеивать историю Ельца с точки зрения соответствия или несоответствия ее отдельных фактов неким понятным только им параметрам бренда, не принимая во внимание ни мнение специалистов и жителей того же Ельца, ни многие серьезные аспекты, которые могут затронуть патриотические и религиозные чувства тех, кто проживает на этой земле.

К сожалению, пока научной и широкой общественности недоступны все подробности разрабатываемой концепции, но из некоторых выступлений представителей пиар-агентства в СМИ уже становится ясно, что как минимум один ее постулат заслуживает самого серьезного обсуждения в обществе с привлечением священноначалия Липецкой и Елецкой епархии и церковных историков. Речь идет о ставящемся под сомнение факте и нежелании включать в концепцию бренда информацию о явлении в 1395 году Божией Матери стоящему у стен Ельца Тамерлану. Согласитесь, для большинства русских людей, исповедующих Православие, такая позиция не что иное, как кощунство. Для нас факт явления Пресвятой Богородицы, отразившийся в русских летописях и церковных преданиях, воплотившийся в Елецкой иконе Божией Матери, образ которой известен на протяжении уже нескольких веков, давший наименование нескольким церковным престолам в Ельце и целому храму, возведенному в городе в честь 500-летия спасения Руси от Темир-Аксака, - так вот, факт этот не может быть подвергнут сомнению, как и сама наша вера. Так зачем же глумиться над тем, что свято для тысяч и тысяч людей? В угоду мифическим толпам туристов из мусульманских стран? О безнравственной стороне такого подхода я и не говорю. Но достаточно просто логически поразмыслить, чтобы понять: вряд ли вообще стоит предполагать большой поток туристов из Средней Азии. Ибо сложно себе представить, что мусульмане, избалованные многочисленными и лелеемыми святынями Востока, вдруг поедут в далекий Елец, чтобы увидеть древний русский и православный город с возвышающимися над ним десятками крестов на храмах и монастырях, откуда в 1395 году повернул назад безо всякой причины (если думать, что явления Божией Матери не было) обожаемый на Востоке Тимур. К тому для всех жителей Средней Азии наш Елец - один из многих городов, взятых и разграбленных "великим" Тимуром на своем пути. И ничего более.

Так стоит ли разрабатывать бренд Ельца с такими, мягко говоря, некорректными по отношению к самим себе положениями? К разработке концепции Ельца как туристического центра должны быть привлечены историки, краеведы, священнослужители, представители общественности. С их помощью может быть создан действительно взвешенный, исторически обоснованный "турпродукт", который и позволит тем же специалистам в рекламном бизнесе начать работу по продвижению бренда Ельца. Ведь этот древний и славный своей историей город, сохранивший многие святыни, свою историческую застройку и сам дух старого Ельца, должен и может стать признанным центром российского туризма и православного паломничества.

Беседовала Ольга Кирьянова

http://www.pravoslavie.ru/guest/080401104540
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Анатольевич Найденов
Инженер из рода Дельвигов
К 200-летию со для рождения
24.03.2013
Все статьи Андрей Анатольевич Найденов
Последние комментарии
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Русский Иван
02.12.2024 22:12
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Константин В.
02.12.2024 21:39
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Наталья Сидорина
02.12.2024 21:22
Патриарх Кирилл – от имени и во имя Русского народа
Новый комментарий от Константин В.
02.12.2024 21:17
Готовится предательство Православия
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
02.12.2024 18:32
«Наше воскрешение – пасхальное»
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2024 18:17