Однако если уж уточнять смысл текста согласно цитатам из Писания, то "Бога узрит" не всякий мученик, но лишь мученик во имя Господне, более того - мученик "за слово Господне и за свидетельство о нем" (См.: Отк. 6, 9 - 11; Отк. 7, 13 - 17). "Бога узрят" и "чистые сердцем" (Мат. 5, 8), однако Лизавета и до и после своей гибели выступает именно как проводница Слова Божия в мир: так, Раскольников добивается от Сони, чтобы она читала ему Евангелие, словами: "Читай! (...) Читала же Лизавете!" (6, 250). Да и само Евангелие, которое Соня читает Раскольникову, принесла ей Лизавета (6, 249)[2].
Почему погубленная Раскольниковым по ошибке и без намерения Лизавета - мученица во имя Господне? И что значит это убийство для Раскольникова и для Бога, на Которого он восстает своим преступлением и своей теорией? Как это убийство проясняет взаимоотношения Раскольникова с отвергнутым им Господом - а ведь эти отношения, в конечном итоге, составляют проблемный центр романа?
Надо заметить, что и первое убийство, убийство "ведьмы Алены Ивановны" - тоже посягательство на Господа не только в том смысле, в каком таким посягательством является всякое убийство. Вот как представляется это предприятие студенту, чей разговор с офицером подслушивает Раскольников немедленно после первого посещения старухи-процентщицы: "Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, - с жаром прибавил студент... смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь?..С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь!" (6, 54).
Итак, и студент, и Раскольников собираются приискать лучшее употребление деньгам, назначенным старухою в монастырь, то есть деньгам, завещанным Господу, отданным в Его распоряжение. Недовольные миропорядком, молодые люди хотят здесь уже буквально отобрать у Бога "средства" и распорядиться ими по-своему.
Деньги же эти, как выясняется, собираются из двух источников: из того, что наживает Алена Ивановна, и из того, что зарабатывает Лизавета: "Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и все сестре отдавала (...). Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в Н-й губернии, на вечный помин души" (6, 53).
Таким образом, Лизавете прекрасно известно, как распорядятся заработанными ею деньгами, и не исключено, что именно поэтому она, не нуждаясь, и работает день и ночь.
Раскольников, беря на себя прерогативу устройства правильного порядка в мире, уничтожая лишние, с его точки зрения, создания Божии, узурпируя "средства", предназначенные Господу, с тем, чтобы лучше и правильнее ими распорядиться, пытается (вольно или невольно) оскорбить и унизить "неспособного" Бога. Его удар топором и ограбление - пощечина Господу.
Но сказано: "Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мат. 5, 39).
И Господь поступает по Слову Своему. Лизавета, с ее жестом, как многократно отмечено, прощающим, отпускающим Раскольникову его грех уже в момент его совершения, Лизавета, и попытки не делающая заслониться, закрыться от падающего на нее топора - вторая щека Господня. Интересно здесь отметить, что в определенном смысле посягновение Раскольникова на деньги Алены Ивановны и на жизнь Лизаветы совершенно однокачественно: "Лизавета" (евр.) означает "обетованная Богу".
Это удар, о котором герой не вспоминает, пока судится о своей правоте ("Бедная Лизавета! Зачем она тут подвернулась!.. Странно, однако ж, почему я об ней почти и не думаю, точно и не убивал?.. (6, 212)), и о котором он только и говорит, когда приходит к покаянию (Соне - "Если же приду завтра, то скажу тебе, кто убил Лизавету" (6, 253).) Эта подставленная щека, убийство Лизаветы, - то, что только и делает его приход к покаянию возможным, ибо в убийстве Алены Ивановны он еще долго будет видеть лишь свой промах и свою "неспособность", "не прощая их старушонке".
Чистая сердцем Лизавета жизнью своей свидетельствует о выполнении Самим Господом заповедей Его. И потому "Бога узрит".
[1] Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. М., 1996. С. 186 - 189.
[2] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Л., 1972 - 1990. Том и страница указаны в скобках после цитаты/
http://www.ioannp.ru/publications/78982