Увидеть лицо блудного сына

0
234
Время на чтение 4 минуты
Все мы знаем картину Рембрандта "Возвращение блудного сына". Все мы знаем и Евангельскую притчу об отце, который держал дверь открытой, пока сын его распутничал в дальних странах, и принял его покаяние, едва он вернулся домой. И сейчас, во время Великого поста, мы еще помним, что одно из подготовительных воскресений перед Постом называется "Неделей о блудном сыне" - и в каждом храме звучит: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою..."

Среди полотен Рембрандта не так уж мало картин на библейские сюжеты. Но именно "Возвращение блудного сына", написанное незадолго до смерти (ок. 1667-1669), стало своеобразным итогом жизненного пути художника (1606-1669). Сейчас это полотно находится в экспозиции Эрмитажа.

Момент встречи

В основу сюжета положена библейская притча. Младший из сыновей попросил у отца причитающуюся ему часть имения и, уйдя в дальнюю страну, растратил все, живя распутно. Однажды в той местности наступил голод, и юноше пришлось пойти в свинопасы, но свиньям в той стороне жилось лучше, чем блудным сыновьям. И тогда он пришел в себя и сказал: "Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих..." И он исполнил свое намерение.

Однако пересказанная часть притчи - это преамбула, не нашедшая отражения в картине. Рембрандт избрал эпизод, когда отец, издали увидевший сына, выбежал ему навстречу.

Дальше в притче говорится о том, что отец велел принести дорогие одежды для сына и устроил в его честь роскошный пир. Но это тоже осталось за пределами изображения; художник показывает только первый момент встречи: "...и пал ему на шею и целовал его".

Так написано в Евангелии от Луки, однако у Рембрандта отец не падает на шею сыну, композиция картины иная: отец, обращенный лицом к зрителям, положил руки на плечи сыну, который встал перед ним на колени. Художник знал, что сказано в притче, однако встречу отца и сына изобразил по-своему. Более того, он пошел на еще одну вольность: центральная фигура в композиции - сын - повернута к зрителю спиной: мы видим затылок, согбенную спину, голые пятки и стоптанную обувь... Живописец не иллюстратор; но почему он решил, что спина блудного сына скажет нам о его покаянии больше, чем его сокрушенное лицо?

Притча о покаянии

Бывало так, что ученики подходили ко Христу и просили: истолкуй нам притчу Твою. И Он объяснял им значение притч о сеятеле, о плевелах на поле. Когда же Он рассказал историю о блудном сыне, никто не подошел спросить Его о смысле этого повествования. Тем не менее каждый понимает, что у блудного сына был лучший из отцов - Сам Бог. И этот Отец дал Своему сыну - человеку - лучшее воспитание, которое только можно себе вообразить. Но, дав это воспитание, Он не лишил его свободы воли - в том числе свободы взять все Божьи дары и уйти в чужие края, чтобы там их растратить. А самое главное - Он всегда ждет, что дети Его вернутся.

Истолкование притчи не отменяет ее прямого смысла. Евангелие говорит нам и об обычном земном родителе, который ждал своего строптивого ребенка, и об Отце Небесном, Который готов принять покаяние каждого из Своих детей. И как слова Христа одновременно несут два смысла - прямой и переносный, так и художник, думается, изображал не только реальную встречу вельможи со своим промотавшимся отпрыском и не только акт Божественного прощения, но два события сразу.

Рядом богатые одежды отца и лохмотья сына, рядом совершенство Божества и униженность заблудившегося человека. И руки Отца - жест полного принятия: обнять и прижать к себе. Восстановить достоинство сына и наследника.

Может быть, поэтому лицо блудного сына повернуто в глубокий профиль и утопает в тени. Если все мы - блудные дети Небесного отца, то у юноши на картине должно быть много лиц. Каждый может представить себя на его месте - хватило бы мужества признать: "Отче, я согрешил против неба и пред Тобою".

Сыновья, а не наемники

Домочадцы и на картине Рембрандта с удивлением смотрят, как отец прижимает к себе бродягу: "Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Сложно сказать, есть ли среди тех, кто смотрит из сумерек в глубине картины, старший брат раскаявшегося юноши. Но все понимают: тот, кто пришел, будет поднят с колен и принят не в наемники.

Отец не дает сыну договорить заготовленную фразу: "Прими меня в число наемников твоих". Святые говорят, что если мы делаем угодное Богу из страха наказания, то служим Ему, как рабы, если ради желаемой райской награды - как наемники, но если в полном согласии с Его волей - как сыновья, то есть человек может всю жизнь оставаться для Бога старательным и благонамеренным наемником и, пожалуй, не лишится обещанного вознаграждения. Но призывается человек к тому, что выше простого ожидания награды. Он призван "прийти в себя" - именно это сделал блудный сын у свиного корыта в дальней стороне. И осознавшему свое истинное положение человеку его Отец возвращает его сыновнее достоинство, дает перстень на руку и лучшую одежду и о нем приглашает веселиться всех своих близких.

Рембрандт показывает нам отца с точки зрения сына - за мгновение до того, как он пал на колени и спрятал лицо в складках богатой одежды. И хотя притча, как кажется по ее названию, о сыне, нам и не так важно видеть его лицо - лицо мы можем увидеть в зеркале. Важно видеть лицо Отца, выбежавшего навстречу ребенку. Зритель перед картиной - как блудный сын перед отцом - оказывается словно в момент выбора: в последний момент отступить, не поверить в прощение на лице старца, или все же решиться и произнести слово покаяния.

И если сейчас мы оглянемся и увидим себя на поле среди стада свиней, у корыта, наполненного рожками, то стоит сказать: "Встану и пойду", пройти путь Великого поста (вряд ли сын добирался домой быстрее и легче), почувствовать на плечах руки Отца.

Да, отец велел заколоть откормленного теленка и сказал: "Станем есть и веселиться". Но пир и заздравные возгласы остаются за рамой картины, а на полотне - тишина. Не слышно слов - уже произнесено признание младшего сына, еще не зазвучали упреки старшего; молча прижимает к себе обретенного ребенка отец. Именно этот высокий и бесстрастный момент - соприкосновение с Вечностью - выбрал художник.

http://www.taday.ru/text/97845.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александра Сопова
Черногория вернула себе храм Александра Невского
В средиземноморской стране почитают русских святых и ждут визита Московского патриарха
19.09.2013
РПЦ обещает заступиться за жертв ювенальной юстиции
Представители родительской общественности считают, что позиция Церкви выражена неоднозначно
29.11.2012
Все статьи Александра Сопова
Последние комментарии
Чем плоха новая экранизация романа Юлиана Семёнова
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.12.2024 19:51
Сирию сдали. Закономерный итог
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.12.2024 19:38
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 19:35
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.12.2024 18:45
Выдавливать из себя по капле Запад
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.12.2024 18:15
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 17:44
Затулин продолжает в том же духе
Новый комментарий от Владимир В.
13.12.2024 17:16