"В казарме все спокойно"

Взаимодействие мусульманских организаций и Вооруженных сил России ограничено декларациями

0
126
Время на чтение 4 минуты
Главный военный прокурор России Сергей Фридинский "обрадовал" будущих защитников Отечества, заявив 11 февраля в интервью, что в связи с грядущим весенним призывом в ряды Вооруженных сил ожидается рост неуставных отношений. В этом году в казармах, по словам чиновника, встретятся те, кого призывали на два, полтора и на один год службы. Комментируя это заявление, эксперты напомнили, что случаи неуставных отношений в армии часто связаны с фактором принадлежности военнослужащих к различным "землячествам", в том числе и национальным регионам.

За три недели до тревожного выступления Фридинского руководители мусульманских организаций России заявили о своей готовности наладить активное сотрудничество с воинскими подразделениями, сообщает РИАН. В частности, первый заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин отметил, что в 2008 году Совет муфтиев расширит взаимодействие с воинскими подразделениями. Как говорится, бог в помощь! Очень кстати. Возросший авторитет духовных лидеров, особенно в мусульманских регионах России, способен сыграть роль в умиротворении возможной агрессии среди военнослужащих по отношению друг к другу.

Однако короткая телефонная беседа с Дамиром Гизатуллиным поубавила мои надежды на активное вмешательство мусульманских деятелей в решение армейских проблем. Гизатуллин убежден, что "у солдат-мусульман нет никаких проблем в армии". "Они у нас в хорошем смысле слова обеспечены, - заявил он. - Хорошее обмундирование у солдат, хорошее питание и вооружение. Единственное, что всем солдатам надо, - отслужить в армии как полагается, как служили их предки, не щадя себя".

Даже если мусульманской общественности станет известно, что у их единоверцев в армии все-таки случаются неприятности, оказать помощь будет непросто. Принципиальная позиция Совета муфтиев состоит в том, что религиозная организация не должна проявлять инициативу в вопросах взаимодействия с Вооруженными силами. "Мы всегда работали по инициативе воинских частей, ведь это государственные структуры, - пояснил Дамир Гизатуллин. - Но там служат наши дети, родственники, соотечественники. При любом обращении из воинских частей мы готовы содействовать командованию, прежде всего в воспитательной работе. Готовы помогать призывникам адаптироваться в воинском коллективе. А не то, что вы думаете, будто мы хотим превращать их в кого-то", - неожиданно заключил Гизатуллин, хотя я никакого мнения не высказывал и лишь внимательно слушал собеседника.

Некоторое представление о причинах такой осторожности мусульманских организаций в вопросах взаимодействия с государственными силовыми структурами дала беседа с сопредседателем Ассоциации военных политологов Сергеем Мельковым. "Влияние исламских структур на государственные институты, в частности на Министерство обороны, намного слабее, чем Русской Православной Церкви, - пояснил эксперт. - Хотя в отличие от православных мусульмане в России составляют меньшинство, это меньшинство активное. Ислама в нашем обществе побаивались и в настоящее время многие побаиваются".

Мельков привел такой пример сотрудничества военных и мусульманских деятелей. Раньше случаи отказа военнослужащих от дежурства по казарме были не единичными. При этом военнослужащие могли ссылаться на положения Корана, которые якобы запрещают правоверному мыть пол. Пользуясь некомпетентностью большинства офицеров по воспитательной работе, нерадивые солдаты пытались отлынивать от своих обязанностей по наведению порядка. Вот как раз для таких случаев отработан механизм обращения командования конкретной части к имаму по месту расположения подразделения или места жительства военнослужащего. Советом муфтиев России совместно с Главным командованием Сухопутных войск были выработаны методические рекомендации для офицерского состава, работающего с военнослужащими-мусульманами.

Но для более масштабного сотрудничества, на уровне Министерства обороны, у мусульманской общины оснований нет. "Потолок" пожеланий руководителей исламской общины - чтобы у военнослужащих была возможность посещать мечеть и соблюдать религиозные обряды во внеслужебное время. В своих притязаниях на умы военнослужащих мусульмане далеко отстают от православных коллег. "РПЦ пытается внедрить священника в воинские коллективы, - пояснил Сергей Мельков. - Такова отечественная традиция. У мусульман другой подход: они пытаются вооружить методическими навыками всех офицеров, которые вынуждены работать с военнослужащими-мусульманами. Прямым воспитанием солдат мусульманские религиозные организации не занимаются и не будут никогда заниматься. И вообще никто этот вопрос не ставил и не ставит. Воспитательная работа в войсках может учитывать некоторые особенности мусульманской культуры, но не должна касаться идеологии", - заключил Мельков.

Взаимодействие исламских организаций и Вооруженных сил ограничивается "Основными положениями социальной программы российских мусульман". Главное требование мусульманских организаций - соблюдение конституционного принципа разделения религии и государства. Как отметил Мельков, попытки заключить двусторонние соглашения и протоколы о намерениях между Советом муфтиев России и Минобороны не состоялись. Создается впечатление, что эти организации существуют в параллельных мирах. И такое положение армейское начальство вполне устраивает.

Понятно, что имамов не допускают к участию в процессе идеологического воспитания военнослужащих. Но мусульманская общественность также лишена возможности отслеживать, как в частях обеспечивается соблюдение религиозных потребностей солдат. Да и как вообще в распорядке дня солдата-срочника выделить пресловутое внеслужебное время?

Не смогут духовные лидеры оказывать влияние и на психологическое и моральное состояние солдат-мусульман. Не узнают выходцы из кавказских республик и Поволжья, как правоверному следует себя вести по отношению к старослужащему и, наоборот, к призывнику-первогодку или если у солдата возникли мысли о самоубийстве. Суициды, кстати, стали главной болевой точкой Вооруженных сил в прошлом году, по признанию командования. Представители Русской Православной Церкви уже выразили желание помочь военным в этом вопросе. Проблемы казарменного быта очень редко выносятся на суд общественности, и уж точно армейское начальство не станет лишний раз проявлять инициативу, приглашая к решению наболевших вопросов мусульманские организации.

Остается предположить, что исламская община России либо намеренно самоустраняется от вмешательства в дела военных, либо это взаимодействие осуществляется на неформальной основе, но сведениями об этом, естественно, с прессой делиться никто не намерен.

http://religion.ng.ru/facts/2008-02-20/4_kazarma.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Мельников
Церкви у края ойкумены
Противники Собора на Крите опасаются его превращения в инструмент модернизации православия
15.06.2016
Владимир Легойда: «Церковное управление в первую очередь помогает, а не контролирует»
Глава новой синодальной структуры разъясняет, кто и как в Московском патриархате будет вести диалог с обществом, СМИ и властью
21.01.2016
Патриархат распространяется на Кавказе
Махачкалинский епископ о возвращении русских в регион, духовно-туристическом кластере и христианском прошлом Страны гор
16.09.2015
Геноцид - это грех, который придется искупать
Экзарх патриарха Армянской церкви в Москве об исторических уроках трагедии своего народа
16.04.2015
Все статьи Андрей Мельников
Последние комментарии
Бойтесь данайцев, дары приносящих
Новый комментарий от Сергей из НН
04.12.2024 18:05
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от влдмр
04.12.2024 17:36
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от Очевидец
04.12.2024 17:30
Россия в предапокалиптическое
Новый комментарий от АБС
04.12.2024 16:56
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Очевидец
04.12.2024 16:03
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.12.2024 15:16