Жизнь с начала - только и всего...

0
305
Время на чтение 6 минут
Храм не маленький - старинный, красивый, большой храм, да к тому же единственный на целый город. А священник в этом храме - один, и даже диакона нет. Никого таким положением вещей сейчас не удивишь, а всё-таки порою нельзя не поразиться: как батюшка справляется, как тянет такую ношу? Наш собеседник, о. Виктор Кедысь из приозерского храма Рождества Пресвятой Богородицы, попробовал сегодня ответить нам на этот вопрос... И не только на этот - разговор у нас получился куда серьёзнее, чем простое обсуждение нелёгкой жизни провинциального русского священника...

- Как это преподобный Амвросий Оптинский сказал? "Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илья - потерплю-ка и я!" В книжках читаешь, что иные священники по 4-5 часов после службы исповедовали... Я бы такое не выдержал. Я прихожан заранее наставляю, как подготовиться к исповеди, чтобы всё было чётко, лаконично, чтобы нам не стоять часами...

- Это понятно: когда исповедь чрезмерно затягивается, тяжело всем - и священнику, и тем, кто ждёт своей очереди: порою за время ожидания всякий покаянный настрой пройдёт... Подходишь к аналою, а на душе только усталость и раздражение. Но с другой-то стороны: не вредит ли исповеди и чрезмерная спешка? Ведь многие из нас считают, что если подробно обо всём не расскажешь, если не выразишь многословно своё раскаяние, если не заплачешь, то это вроде как и не исповедь была.

- Да нет, отчего ж не поплакать, отчего ж не сказать покаянные слова? Пожалуйста. Но вот что важно понимать: кающийся обращается к Богу, а Господь прекрасно видит и степень вашего раскаяния, и подробности ваших греховных поступков. Ему ничего уточнять не нужно. Так что от нас требуется только держать в памяти, что мы стоим перед лицом Божиим, и говорить от всей души: "Господи, прости меня за то, за то и за то! Я сам в этом виноват, я - и никто другой!" Вот и всё.

- Богу-то, конечно, всё известно, но ведь порою хочется получить дельный совет и от священника... Как может он что-то посоветовать, если плохо представляет себе все обстоятельства нашего грехопадения?

- Да ведь многословие на исповеди проистекает вовсе не от желания объяснить всё как можно толковее. Скорее наоборот. Многие словеса только запутывают дело, а нередко из них пытаются сплести и самооправдание. Если у вас есть определённый вопрос, задавайте его, а я как пастырь постараюсь с Божией помощью вам ответить и, скорее всего, сам о чём-то порасспрошу, чтобы иметь представление о вас, чтобы понять, откуда тянутся корни греха. Но вот тут-то люди язык и проглатывают: человек то ли чего-то не понимает, то ли он не хочет до конца раскрываться. Расспросы ничего не дают, и получается, что у человека всё в жизни идёт нормально. А откуда же грех-то вылез? Непонятно. Ведь если дым валит, значит, где-то что-то загорелось... Надо причину найти, а я причины не вижу. Но проходит какое-то время - может, неделя, может, год, - и до меня со стороны, неведомо какими путями доходят сведения об этом человеке... И я хлопаю себя по лбу: так вот в чём дело-то! Вот откуда дым, вот где пожар-то! А он смолчал! Теперь придётся всё с начала начинать...

- Ужасно это - начинать всё с начала... А между тем приходится - и чаще, чем хотелось бы. Один и тот же грех - и каешься, и каешься в нём без конца... Вспомнишь, бывало, - а ты в этом же самом каялся и полгода назад, и год назад...

- Так вы задумайтесь, почему так происходит. Почему? Это же не с неба вам свалилось! Это уже ягодки растут из каких-то давних, позабытых вами цветочков. Цветочки какими милыми казались - а ведь вам наверняка говорили, что ничего хорошего из них вырасти не может. Да вы и сами это чувствовали. Попробуйте вспомнить, что это за цветочки такие были: если вспомните, то перед вами сразу всё раскроется - и причины вашего неотвязного греха, и способы избавления от него. Но помните, что беда ваша выдерживалась в долгом ящике, а потому не надейтесь на быстрое избавление от неё. Слава Богу, слава Богу, безвыходных положений не бывает. Выход всегда можно найти - конечно, не всегда лёгкий. Лишь изредка бывает так: стоило один шаг сделать, и смотришь - беда миновала. Это от Творца Всяческих зависит, насколько быстро решится ваше дело. Действуйте по пословице: лучше поздно, чем никогда. Слава Богу, жизнь не кончена. Всего-то навсего надо начинать её с начала. Может быть, это для вас звучит жестоко, но для меня - нет. Вот если бы я сказал: "Старайтесь или не старайтесь - всё напрасно!" - это было бы действительно жестоко. А так - было бы желание, придёт и спасение.

- Бывает такое: наступает большой праздник, и на душе появляется желание причаститься. А грехов-то больших за собой не знаешь! Понимаете, получилось так: незадолго перед тем исповедовался и не успел с тех пор сильно нагрешить. Даже кажется: вовсе не грешил! Как с таким настроением идти к исповеди? Ведь бывает такое...

- Помню, давно когда-то читал книгу Франсуа Мориака о Христе и наткнулся там на слова, поразившие меня... Они и до сих пор сидят у меня в душе, как заноза: "Многим из нас мешает ненавидеть Иисуса Христа наше собственное невежество". Понимаете? Мы не знаем Господа по-настоящему, мы не знаем Истинного Христа, а если бы знали, то... Во всяком случае, это было бы для нас страшным потрясением. Мы не смогли бы Его вынести. Вчитайтесь в Его слова, запечатлённые для нас в Евангелии: вы увидите, что мягкотелости, благодушия, теплохладного всепрощения в них нет ни на грош! В понимании многих людей Он хороший, Он всегда готов по головке нас погладить: "Ну ничего, ничего! Всё пустяки, всё не так страшно! Главное - тяжких грехов не делать". Я не хочу показаться вам слишком суровым, категоричным, безкомпромиссным, но во многих случаях эти мои слова бывают справедливыми. Мы все очень благодушно относимся к своим грехам, пока они не начнут мешать нашей приятной жизни. Очень хорошо сказал мне один человек... Я спросил у него: "Как вы к вере, к Церкви, к Богу относитесь?" А он так ответил: "Я против Бога ничего не имею!" Это сказано в самую точку! Многие из нас так думают, но немногие выражаются столь афористично. Мы живём по принципу: "Да, я в Бога верю. Он есть, и я ничего против Него не имею. Он Себе живёт где-то там Своей жизнью, а я здесь - своей, и мы друг другу не мешаем". Если бы мы лучше видели Бога, у нас никогда бы не возникло ощущение собственной безгрешности.

- А бывает и совсем обратное ощущение: кажется, что от греха не спастись никак. Грешу, как дышу. Как без дыхания нельзя жить, так и без греха не проживёшь. Есть, допустим, заповедь: "Возлюби ближнего, как самого себя". А как её исполнить?! В силах ли это человеческих? Ведь наша жизнь - непрерывная война, хочешь или не хочешь, а приходится воевать: выйдешь на улицу - там одна битва, придёшь на работу - другая, вернёшься домой - третья... Любовь - это то, о чём в книжках пишут, в реальной жизни она не встречается.

- Любовь к ближнему - величайшая из добродетелей, подобная любви к Богу. А вы хотите это чудо сотворить своими ничтожными силами... Силы-то у вас откуда возьмутся? Вот смотрите: если вас неделю держать на хлебе и воде, то вы, конечно, не помрёте, но... Полноценной работы от вас требовать уже не придётся: тело ослабеет и откажется исполнять самые простые действия. А душа? Душе-то без пищи тоже не обойтись. Всё просто. Сложность в том, что многие люди пытаются, держа душу на голодном пайке, понуждать её при этом на какую-то духовную работу. Чтобы совершить добродетель, нужны силы, а силы подаются только от Бога. Господь всегда готов любому человеку эту благодать подарить. Трудность в том, что человек не может её принять, пока не станет достойным для неё вместилищем. Для начала нужно поработать над собой, выгрести из сердца всяческий мусор, смыть грязь... И тогда приходит благодать Божия. Каждый верующий на себе это хотя бы изредка да испытал. И тогда только удивляешься: не так уж сложно прощать всех. Почему не сложно? Да просто у человека от радости крылья вырастают: он обрёл веру в Бога, он почувствовал, что Господь его любит, что он не чужой в этом мире, что всё взаимосвязано и всё придёт к своему светлому завершению - для тех, кто хочет этого светлого завершения. Искушения, конечно, остаются, но многие так легко преодолеваются, что только оглядываешься и удивляешься: почему же раньше не получалось? Итак, если вы не начнёте устройство души сейчас, то потом начнётся обычная жизнь. Трудности никуда не денутся: раньше или позже произойдёт встреча с какими-то искушениями, а вы не будете к ним готовы. Жизнь духовная у вас не сложилась, а голыми руками с грехом бороться не получится, и будет то, что всегда бывало, - поражение.

Сам Христос говорит: "Без меня не можете делать ничего" (Ин. 15. 5). Что значит "ничего"?! Я же могу ходить, дышать, могу работать; и смотри-ка, безбожники - вон какие дела вершат! А ведь речь-то у Господа шла именно о добродетелях! На понятном для нас языке эта фраза звучала бы так: "Без Меня ни одной добродетели не сможете сделать. Если вам даже кажется, что вы творите добродетель без Меня, то вы заблуждаетесь!"

- Да, зачастую наши "добродетели" - это способ наладить взаимовыгодный бизнес: я сделаю такое-то добро, чтобы взамен получить такое-то... Но ведь есть же люди добродетельные - хотя бы в чём-то! - от природы...

- Есть, конечно. Но даже если человек добрый, отзывчивый, жертвенный, если он мухи не обидит - это ещё не означает, что он духовный. Это может показаться кому-то маловероятным, но тем не менее вполне возможно вот что: человек, прожив такую благостную жизнь, потом, после смерти, предстанет пред Богом и скажет: "А Кто это, собственно? А зачем Он мне? А Ему-то от меня что требуется?" Если человек всю жизнь ни в каком Спасителе не нуждался, ни от чего спасаться не собирался, то для чего Он ему понадобится после смерти? Приходится постоянно повторять эту мысль, потому что у людей понятия простые: раз я не убивал, не воровал, ни в каких безобразиях не замешан, значит, ко мне и претензий быть не может. Я Бога не трогаю серьёзными грехами, пусть и Он меня не трогает искушениями.

Но если Он не тронет нас, то мы не будем иметь с Ним общей части! Мы не работали для Него, мы чужие Ему. А это - самое страшное, это значит, что жизнь прошла впустую и ничего мы не добились своей чахлой, корыстной, показушной, "врождённой" добродетелью. Вот от чего упаси нас всех Бог, вот чего я никому не пожелаю - в том числе и читателям вашей газеты!

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

http://pravpiter.ru/pspb/n194/ta001.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.12.2024 19:39
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
12.12.2024 19:33
Сирия: уроки падения государственности
Новый комментарий от ipopov
12.12.2024 19:29
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.12.2024 19:22
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
12.12.2024 19:07
На Дону казаки присмотрят за цыганами
Новый комментарий от Русский Иван
12.12.2024 19:00
Голодомор на Украине – это выдумка врагов
Новый комментарий от Александр Уфаев
12.12.2024 18:46