Реституция церковного имущества: чешский опыт

0
234
Время на чтение 10 минут
23 января 2008 года правительство Чешской республики приняло закон о реституции церковной собственности, конфискованной в годы существования здесь социалистического государства. Какой механизм возврата имущества предполагает этот закон? Что ждет зарегистрированные государством религиозные организации в недалеком будущем? Какой будет новая модель государственно-церковных отношений в Чехии? На эти и другие вопросы пытается ответить в своей аналитической статье преподаватель Московской духовной академии В. В. Бурега.

Одной из главных политических новостей минувшей недели стало в Чехии принятие правительством закона "Об исправлении некоторых имущественных несправедливостей, причиненных церквам и религиозным обществам в период несвободы, и об урегулировании взаимоотношений между государством и религиозными общинами" (закон N 1844/07). Этот закон предполагает возврат религиозным организациям части имущества, конфискованного у них в годы пребывания у власти Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ), а также денежную компенсацию за то имущество, которое не может быть возвращено по тем или иным причинам. Прежде чем говорить о механизме реституций, установленном в этом законе, следует сказать несколько слов об особенностях государственно-церковных отношений в Чехии как в советское время, так и в последние полтора десятилетия.

"Эпоха несвободы"

Под упомянутой в названии закона "эпохой несвободы" подразумевается, конечно же, период существования в Чехословакии социалистической республики. Этот период начался в феврале 1948 года, когда к власти в стране пришла КПЧ. Одним из приоритетных направлений деятельности новой власти стало проведение мер по ослаблению позиций в обществе религиозных организаций. Это касалось, прежде всего, Католической Церкви, являвшейся тогда серьезной общественно-политической силой, обладавшей значительной собственностью, а значит и серьезным экономическим потенциалом. Уже в 1948 году в Чехословакии была проведена земельная реформа, в ходе которой у Католической Церкви были конфискованы обширные земельные угодия, составлявшие ее главную материальную базу. Кроме того в 1950 году была проведена широкомасштабная акция по закрытию католических монастырей, депортации их насельников и конфискации монастырских зданий.

Несмотря на расхожее мнение о слепом копировании странами Восточной Европы советской политической модели, следует отметить, что государственно-церковные отношения в социалистической Чехословакии имели свою специфику. Так, например, в конституции, принятой в мае 1948 года, положение об отделении церкви от государства отсутствовало. Чехословакия была одной из двух стран Восточной Европы, в которой, несмотря на приход к власти коммунистов, церковь не была отделена от государства. (Второй такой страной была Румыния.)

14 октября 1949 года в Чехословакии был издан закон "О государственном материальном обеспечении церквей и религиозных общин" (закон N 218/1949). Он установил механизм выплаты дотаций религиозным организациям. Право на государственное обеспечение получали лишь те конфессии, которые имели государственную регистрацию. Священнослужители получали разрешение на выполнение своих обязанностей лишь на условии принесения присяги на верность республике. Утвержденные в должности священнослужители получали от государства заработную плату, имели пенсионное и медицинское страхование, другие социальные гарантии.

Закон 1949 года остается в силе в Чешской республике вплоть до сегодняшнего дня. Государство продолжает ежегодно закладывать в бюджет средства на финансирование религиозных организаций. В настоящее время в Чехии официально зарегистрировано 17 конфессий. Все они имеют право на получение государственных дотаций. В бюджете 2007 года эта сумма составляла около 1,3 миллиарда чешских крон (то есть 50 миллионов евро). Одной из конфессий, имеющих право на государственное обеспечение, является и Православная Церковь в Чешских землях.

Дискуссии рубежа ХХ-ХХI веков

В 1989 году в Чехословакии в результате "бархатной" революции коммунистическая партия лишилась монополии на политическую власть. А 1 января 1993 года Чехословакия разделилась на два государства - Чешскую и Словацкую Республики. С этого времени конфессиональное законодательство двух стран развивается независимо друг от друга.

Несмотря на падение коммунистического режима реституция церковного имущества, конфискованного на рубеже 1940-50-х годов, в Чехии проведена не была. Конфессиям были лишь частично возвращены храмы и монастыри. Как сказано, закон 1949 года о государственном обеспечении религиозных организаций также остался в силе. Более того в закон "Об упорядочении прав собственности на землю", принятый в 1991 году (закон N 229/1991), был внесен так называемый "блокирующий" параграф, который гласил, что "имущество, прежним владельцем которого были церкви, религиозные ордена и конгрегации, нельзя передавать в собственность иным лицам до принятия закона об этом имуществе" (§ 29). Таким образом, статус упомянутого в этом параграфе имущества оставался невыясненным. С одной стороны, оно больше не считалось конфискованным, с другой, религиозные организации не получили права им распоряжаться. Предполагалось, что эта проблема будет урегулирована в отдельном законодательном акте.

Однако вплоть до 1999 года Чешское государство не выказывало особого желания как-то менять сложившуюся ситуацию, несмотря на то, что религиозные организации (прежде всего, Римско-католическая Церковь) стремились к урегулированию проблемы конфискованного церковного имущества. С 1999 года берет начало новая законодательная инициатива, связанная с желанием как церквей, так и государства пересмотреть положения закона 1949 года и выработать новую модель финансирования признанных государством конфессий. Основой для этой модели считалось возвращение церквам конфискованного у них имущества. Римско-католическая Церковь высказала согласие отказаться от государственных дотаций в случае возвращения ей отобранного коммунистами имущества. Первые конкретные шаги по выработке этой новой модели были предприняты лишь в 2007 году.

Согласительные комиссии и выработка нового закона

В мае 2007 года была, наконец-то, создана правительственная Комиссии по взаимоотношениям государства и церквей. Также была создана комиссия представителей зарегистрированных в Чехии конфессий. Первое совещание двух комиссий состоялось 27 ноября 2007 года. А уже в декабре минувшего года представители правительства и религиозных организаций достигли договоренности об основных положениях нового закона. Совместная работа комиссий была завершена 13 декабря. Как сообщил порталу Богослов.RU Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Блаженнейший Митрополит Христофор, представители всех конфессий, участвовавших в переговорах, высказали полную поддержку проекту нового закона. "Никто не высказал никаких претензий. Это практически беспрецедентный пример межцерковного сотрудничества, межконфессионального диалога в Чешской республике", - сказал владыка Христофор.

Надо полагать, что одним из решающих факторов, повлиявших на столь быстрое решение проблемы, стала интеграция Чешской республики в Евросоюз. Чехия до сих пор оставалась практически единственным посткоммунистическим государством-членом Евросоюза, в котором не был решен вопрос реституций церковного имущества.

Наконец, в среду 23 января 2008 года правительство Чешской республики приняло закон "Об исправлении некоторых имущественных несправедливостей, причиненных церквам и религиозным обществам в период несвободы, и об урегулировании взаимоотношений между государством и религиозными общинами" (закон N 1844/07). Основополагающим принципом решения проблемы будет комбинация натуральных реституций и финансовых выплат. Религиозным организациям будет возвращено или компенсировано то имущество, которым они владели по состоянию на 25 февраля 1948 года (день прихода к власти КПЧ).

Проведя экспертизу церковного имущества, имевшегося в 1948 году, правительственная комиссия оценила его в 135 миллиардов современных чешских крон (около 5,2 миллиарда евро). Из этой суммы 83 миллиарда крон (около 3,2 миллиарда евро) государство выплатит в денежной форме, а остальную часть составят натуральные реституции. Предполагается, что выплата указанной суммы будет производиться в течение шестидесяти лет. Ежегодно к выплачиваемой сумме будет добавляться процент, компенсирующий возможную инфляцию (он составит 4,85 % в год). Таким образом, полный объем государственных выплат церквам за шестьдесят лет составит около 270 миллиардов крон (более 10 миллиардов евро). Кроме того в течение первых двадцати лет государство будет продолжать выплачивать зарегистрированным конфессиям дотации, исходя из их современных объемов. Однако ежегодно эти дотации будут уменьшаться на пять процентов, и таким образом, через двадцать лет их выплата полностью прекратиться, что будет означать переход на новую систему финансирования религиозных организаций.

Что касается натуральных реституций, то из 72 000 гектаров пахотной земли, которой в 1948 году владели религиозные организации (главным образом, католические монашеские ордена), им будет возвращено лишь 20 000 гектаров. Остальные 52 000 перейдут в собственность государства. Из 180 000 гектаров лесных угодий конфессиям будет возвращено лишь 65 000 гектаров.

Закон, принятый в правительстве, должен теперь пройти утверждение в парламенте. Предполагается, что депутаты рассмотрят его до начала летних парламентских каникул. Если закон будет утвержден, то выплаты церквам начнутся уже в 2009 году. Министр культуры Чешской республики Вацлав Йегличка (в ведение которого входит в том числе и конфессинальная политика) предположил, что поскольку закон предложен в парламент правительственной комиссией, то его принятие не вызовет особых проблем. Министр надеется, что закон поддержат и некоторые оппозиционные депутаты.

Отношение к закону чешских политических партий

Несмотря на оптимистические заявления министра культуры, политические партии, представленные в Чешском парламенте, по-разному отреагировали на принятый правительством закон.

Однозначную поддержку закону высказывает Христианский и демократический союз - Чехословацкая народная партия (KDU-CSL). Эта партия является лидером чешского и моравского политического католицизма. Требование реституции церковной собственности всегда было одним из ее программных положений. Принадлежащий к этой партии вышеупомянутый Вацлав Йегличка подчеркивает, что для государства новый порядок выплат гораздо более выгоден, нежели существующая ныне система дотаций. По его мнению, при сохранении ныне действующего порядка финансирования церквей, Чешское государство в течение следующих 60 лет выплатило бы зарегистрированным конфессиям не менее 500 миллиардов крон. Таким образом, министр культуры считает, что правительство, приняв новый закон, сэкономило для государственного бюджета около 300 миллиардов крон.

Находящиеся в оппозиции социал-демократы (CSSD) не возражают против принятия предложенного правительством закона, однако их лидер Михал Гашек, являющийся теневым министром сельского хозяйства, заявил, что положения закона должны быть еще тщательно изучены. В частности, Гашек требует, чтобы был предан гласности способ, которым была проведена оценка конфискованного имущества.

Вице-спикер парламента от Гражданской демократической партии (ODS) Мирослава Немцова заявила, что сумма, которую предполагается выплатить религиозным организациям явно завышена. Немцова настаивает на том, что конкретный объем выплат необходимо детально обсуждать как в парламенте, так и с членами правительства.

Кроме того сразу же после принятия закона оппозиционные политические силы заговорили о том, что его принятие является плодом сговора между президентом Вацлавом Клаусом и KDU-CSL. Дело в том, что на 8 февраля 2008 года в Чехии назначены очередные президентские выборы. В соответствие с Конституцией Чешской республики, президент избирается на совместном заседании двух палат парламента (Сената и Палаты депутатов). Таким образом, избрание Вацлава Клауса на второй срок зависит ныне от расстановки сил в парламенте. Оппозиция утверждает, что президент инициировал ускоренное решение вопроса о реституции церковного имущества именно для того, чтобы привлечь на свою сторону KDU-CSL. Несмотря на то, что председатель KDU-CSL Йиржи Чунек опроверг слухи о состоявшемся сговоре, другие члены партии в своих неофициальных выступлениях дали основания думать, что некий негласный договор с президентом все же имел место. Так Кирилл Свобода, председатель законодательного совета при правительстве Чехии в интервью радиожурналу "Чески розглас" заявил, что вполне одобряет поддержку, которую окажет Вацлаву Клаусу на выборах Христианский и демократический союз - Чехословацкая народная партия в обмен на решение проблемы реституций.

Позиция церквей

Как сказано, все зарегистрированные в Чешской республике конфессии высказали согласие с основными положениями закона об урегулировании отношений между государством и религиозными организациями. При этом представители различных церквей по-разному комментируют принятый правительством закон.

Особо показательной является реакция иерархов Католической Церкви. Следует иметь в виду, что более 90 % имущества, конфискованного коммунистами у религиозных организаций, составляет собственность Католической Церкви. Поэтому неудивительно, что глава Католической Церкви в Чехии кардинал Мирослав Влк заявил, что предложенная ныне в качестве компенсации денежная сумма не столь уж и высока. Принятый закон он считает более выгодным для государства, нежели для Католической церкви. "Тоталитарное государство использовало церковное имущество и получало от этого немалую прибыль в течение сорока лет, а церкви возвращался в виде дотаций лишь незначительный процент этой суммы. И наш демократический режим, к сожалению, делал то же самое в течение восемнадцати лет", - заявил кардинал.

С ним солидарен и католический архиепископ Ян Граубнер. Он заявил, что церкви пошли на большие уступки в ходе переговоров при подготовке закона. "Однако мы это сделали вполне осознанно, понимая, что идем на большой риск, но мы должны были это сделать, чтобы преодолеть проблемы, которые так долго оставались нерешенными", - сказал архиепископ Граубнер.

Куда более оптимистично высказался глава Православной Церкви Чешских земель и Словакии Блаженнейший Митрополит Христофор. В своем интервью порталу Богослов.RU, владыка подчеркнул, что принятый закон является эпохальным событием. Блаженнейший Христофор сообщил, что Православная Церковь практически не претендовала ни на какие реституции. Ее имущество конфисковывалось еще до прихода к власти коммунистов (в годы немецкой оккупации). В ходе же антирелигиозных акций коммунистической партии пострадала, главным образом, Католическая Церковь. По словам Митрополита Христофора, в ходе совещаний 2007 года Католическая Церковь согласилась получить в натуральной форме или в форме денежной компенсации лишь около 80 % конфискованного у нее имущества. Остальная часть ее бывшей собственности фактически будет передана другим конфессиям - Православной Церкви и некоторым протестантским деноминациям. "Это подарок, который сделала нам Католическая Церковь", - сказал Блаженнейший владыка. По его словам, в течение 60 лет Православная Церковь должна получить от государства 70 миллиардов чешских крон (около 2,7 миллиарда евро).

Прогнозы на будущее

Конечно, сегодня трудно предвидеть, какой будет судьба закона, принятого на этой неделе Чешским правительством. Вполне возможно, что некоторые его положения будут пересмотрены во время парламентских обсуждений. Однако, по всей видимости, в течение следующих лет мы сможем наблюдать постепенное реформирование существующей в Чехии модели финансирования религиозных организаций. Надо думать, что дни закона, действовавшего здесь с 1949 года, уже сочтены. Это означает, что государство постепенно сложит с себя обязательства по материальному обеспечению церквей. Таким образом, будет окончательно упразднена модель государственно-церковных отношений, действовавшая в Чешских землях еще с австрийских времен и в определенной степени сохранявшаяся даже в социалистическом государстве. Как сказал в интервью нашему порталу Блаженнейший Митрополит Христофор, "теперь Церковь сможет свободно распоряжаться переданными ей средствами и имуществом. И возможно в скором времени положение религиозных организаций в Чехии станет подобным тому, которое существует сегодня в России".

http://bogoslov.stack.net/text/272332.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Викторович Бурега
Все статьи Владимир Викторович Бурега
Последние комментарии
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.12.2024 02:20
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21