Он сеял разумное, доброе, вечное. "Жатва" Николая Третьякова

Новости Москвы 
0
342
Время на чтение 6 минут
Москва. 1973 год. Евангелие найти практически невозможно. Для того, чтобы только "полистать" эту книгу в библиотеке, в читальном зале, студент должен был собрать около 7-8 подписей о своей "благонадежности" (не считая подписей декана, ректора, проректора вуза). Даже не верится, что было такое время. И, тем не менее, нижегородские иконописцы Наталья Степановна и Владимир Васильевич Трофимовы вспоминают о нем с благодарностью.

И не только потому, что они были молоды и учились во ВГИКе - одном из лучших столичных вузов, но и потому, что судьба подарила им незабываемые годы тесного общения с замечательным педагогом, искренне верующим (в советском-то атеистическом обществе!) человеком - Николаем Николаевичем Третьяковым. Его по праву называют одним из лучших отечественных искусствоведов. Уже тогда учитель начинал потихоньку сеять в своих учениках первые семена веры, открыто говорить о Боге. В то время этого еще не делал никто. Пусть через годы, десятилетия, но семена дали всходы!


Столичная стремнина

В эти годы Москва кипела бурной, многогранной жизнью, в которой было все: поиски смысла, столкновения мнений, взаимодействие самых полярных явлений и идей.

Во ВГИКе показывали современные фильмы Феллини и Антониони, будоражили сознание образы Тарковского. Обсуждались книги Василия Белова и Виктора Астафьева, пронзительные стихи Николая Рубцова. В нашем распоряжении было все: классика в Третьяковке и Пушкинском, однодневные выставки в Доме художника на Кузнецком, манящие своей скандальностью и новизной...

- Нам, юным провинциалам из Нижнего Новгорода, попавшим в этот водоворот, было сложно не растеряться, не потеряться, определить собственную жизненную и художественную точку опоры, свою внутреннюю позицию. - Вспоминают супруги Трофимовы. - Мы жадно впитывали впечатления, пытаясь отделить пшеницу от плевел, но подчас это было непросто.

С одной стороны, привычные социалистические оценки, плохо применимые к явлениям искусства, не трогающие сердце грандиозные выставки к очередному съезду КПСС, с другой - агрессивное, броское формалистическое направление, очень скоро созревшее, но так же скоро надоевшее, нарочито подчеркнутое отрицание очевидных истин в искусстве и в жизни.

- Очередная попытка осознать этот крутящийся калейдоскоп и свое в нем место привела к мысли об абсолютной своей несостоятельности, - вспоминают художники. И это было тяжело.

Скорая помощь

В этот мучительный период сложных, порой отчаянных метаний и внутренней растерянности в жизни молодых людей появляется очень непохожий на других педагог: со скромной внешностью, негромким и спокойным голосом, доброжелательный и деликатный, внутренне собранный и доступный.

- Николай Николаевич читал лекции у нас, во ВГИКе, параллельно преподавая в Глазуновской академии, Московском институте философии, литературы и искусства и в Суриковском институте. - Говорит Наталья Степановна. - Лекции были разные, не всегда строго по программе, скорее, по какой-то внутренней смысловой значимости событий и явлений. Разным предметам и темам он уделял разное внимание: о чем-то говорил более бегло, на каких-то авторах и периодах останавливался очень подробно. Как-то он принес в аудиторию только что изданную книгу: "Новгородские таблетки" (так назывались круглые иконы для Царских врат иконостаса, написанные не на доске, а на туго пролевкашенной ткани - паволоке) и все занятие рассказывал об этом уникальном издании и о новгородской иконе.

- Много лет спустя, - подхватывает Владимир Васильевич, - когда икона стала для нас основной целью творчества и предметом бесконечного познания и восхищения - эта книга оказала неоценимую помощь.

Если Николай Николаевич читал лекцию о Кипренском - можно было тут же ехать в Третьяковку и смотреть только Кипренского. Все было настоящее, подлинное. Студенты приучались иметь дело с первоисточником.

Нередко можно было слышать следующий диалог:

- Какой у вас экзамен?

- У Третьякова.

- Ну, если в Андрониковом монастыре не был, - не видать тебе пятерки!

- Так мы с подругой по принципу "надо - значит надо" поехали в этот монастырь, чтобы посетить музей Рублева,- вспоминает Наталья Степановна, - а там, в старом храме была представлена экспозиция Кирилло-Белозерских праздников (это уж я потом определила). Помню, смотрю я на праздничную икону, где Христос перед Понтием Пилатом стоит - и не понимаю: что за Понтий такой, что за суд? Тогда и вырвалось у меня из глубины души: "Господи, дай мне хоть когда-нибудь понять, что это все значит!" А когда вышли из монастыря - ливень пошел. Солнце и ливень - как благословение. И этот день, такой памятный, светлый, навсегда отметился в сознании.

Наверное, Николай Николаевич молился о своих учениках, потому что у многих, как они рассказывали, такое было - озарение. Древнерусские залы Третьяковской галереи становились все ближе и понятнее, большеглазые задумчивые святые смотрели с любовью и сочувствием, они как бы ласкали мятущуюся душу, звали в неведомую даль, несли радость и утешение, сочувствие и надежду.

- Все более проникаясь духом своего учителя, его отношением к действительности, ученики стали постепенно понимать, что вокруг них - еще не вся жизнь, что есть надо всем этим хаосом живая добрая Воля, Божественная любовь, высокая и неизменная, "едино на потребу", без чего все земное, в сущности, теряет смысл.

Первые шаги

Прошли годы учебы, но его связь с бывшими студентами не прерывалась.

- Встречи в маленькой квартирке Николая Третьякова стали необходимой для нас, чуть ли не единственной живой нитью, связывающей нашу жизнь с кипучей художественной и духовной жизнью Москвы. - Вспоминают Трофимовы. - Николай Николаевич как верный компас ориентировал нас в море художественных явлений, коротко и точно характеризуя новые издания, авторов, выставки.
Исподволь, осторожно, он подводил своих учеников к мысли, что вершина искусства та, что ближе всего к Богу, то есть христианская. Она наиболее точно выражает сущность мира. Икона бесконечно глубже изображает действительность, и Николай Николаевич на самых разных примерах пытался ученикам это потихонечку прививать.

Иногда он указывал книги, которые просто невозможно было тогда достать. Например - "Флоренский. Иконостас. Издательство Тарту 1921". Как можно найти эту книжку в Москве в 73-ем году? Но каким-то чудом - находили! Где-то в самиздате, перепечатках. И тогда начинающие художники впервые выписывали в тетрадь такие, например, цитаты: "Икона изображает духовную сущность явления, личности", трудно представить, какой это был переворот в мозгах у молодых материалистов, которые до этого вообще даже слов таких никогда и не слышали?

Последний урок

- Грустное известие застало нас врасплох 2 февраля 2003 года. В этот же день мы поехали в Москву, в храм Николы в Кузнецах. Это был будний день: тихо пел хор, шла литургия, храм был почти пуст. Мы подошли поближе к солее и только здесь увидели стоящий перед Царскими вратами гроб. К сожалению, это была первая и единственная литургия в нашей жизни, на которой мы были вместе. Наш учитель и мы. Вскоре служба кончилась, и в тишине храма потянулись из дьяконских врат священники в облачениях: один, два, десять...Его отпевали 18 священников (!)- многие из которых - тоже его ученики.

Я оглянулась назад и обомлела: пустой прежде храм был полон людей, полон как в большой церковный праздник. Люди заполнили оба придела, многие стояли на паперти. Среди них - монахи, священники, писатели, художники, режиссеры, искусствоведы - те, кто помнил и любил его. Они пришли проститься с близким и дорогим человеком. Подумалось: "Провожаем как архиерея". Конечно, он и есть у Господа чадо избранное, труженик и сеятель, посеявший и взрастивший столько доброго семени за свою непростую долгую и красивую жизнь. Торжественные и печальные минуты панихиды вдруг высветили особым светом всю его жизнь: его призвание, его беззаветное служение, его щедрую награду, наконец "зде и тамо". Вся череда событий его последних лет как бы завершила прекрасный орнамент его судьбы, в которой все было определено Божиим промыслом.

...А потом, вернувшись в Нижний Новгород, мы получили от него коротенькое письмо, отосланное за день до кончины, где он написал, что после сессии устал и едет в деревню "восстанавливаться". Это был последний знак его внимания, похожий на чудо.

Справка:

Николай Николаевич Третьяков родился в 1922 году в Москве в семье учителей. Его отец Николай Степанович (1873-1942) занимался педагогической работой и детскими художественным воспитанием совместно с В.Д.Поленовым, С.А.Рачинским, Н.В. Гиляровской. Унаследовав интерес к искусству и просветительству, Николай Николаевич поступил на искусствоведческое отделение МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и искусства, впоследствии вошедший в Московский университет). В то время там преподавали известные ученые А.А.Губер, Н.К.Гудзий. Великая Отечественная война прервала учебу: в 1941 году Николай Николаевич уходит на фронт, участвовал в боях на Донском направлении во время подготовки Сталинградской битвы, был тяжело ранен. В 1948 году, после окончания МГУ, он стал аспирантом Третьяковской галереи. Тогда же произошла встреча с замечательным живописцем К.Ф.Юоном, творчеству которого Николай Николаевич посвятил свою кандидатскую диссертацию. Все это сказалось в дальнейшем на его интересах как педагога, всегда защищавшего традиции реализма. По его глубокому убеждению, в реализме осуществляется христианское утверждение красоты природы и человека, созданных Богом. Тема славословия, ведущая начало от истоков славянской народной культуры, воплотилась в образах иконописи и фресок преподобного Андрея Рублева и Дионисия, получила развитие в творчестве А.Г.Венецианова, А.К.Саврасова, В.И.Сурикова, М.В. Нестерова...Эти имена, часто упоминаемые в лекциях Третьякова, неразрывно связаны с судьбой Московской школы живописи. В 1952 году Николай Николаевич начал преподавать в Суриковском институте, под руководством академика М.В.Алпатова: читал полный курс истории русского искусства. Среди учеников Николая Николаевича было много известных художников, определяющих лицо современного русского искусства: Н.П.Федосов и А.А.Грицай, В.Н.Забелин и В.Н.Страхов, Е.Н.Максимов и С.А. Гавриляченко, скульпторы О.К.Комов и В.М. Клыков, А.И. Рукавишников и М.В. Переяславец. Во ВГИКе его лекции слушали В.М.Шукшин, А.А.Тарковский, В.И.Гуркаленко, С.В.Мирошниченко, операторы А.Д.Заболоцкий, А.П.Саранцев и многие другие.

http://www.nne.ru/pub.php?id=269
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от prot
10.12.2024 11:03
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Валерий
10.12.2024 11:01
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Александр Волков
10.12.2024 10:44
Сирийский урок для нас
Новый комментарий от Игорь Ал
10.12.2024 10:21
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
10.12.2024 10:14
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.12.2024 10:10