Если говорить о физическом воздействии, то здесь ученые выявляют несколько факторов, негативно влияющих на формирование детского организма. Во-первых, перед экраном ребенок долгое время сидит неподвижно, что нарушает его естественную двигательную активность, которая в этом возрасте необходима для нормального гармоничного развития. Психологи называют такое лишение физической активности депривацией, которую в детском возрасте можно характеризовать как насилие. Дело в том, что в своем развитии ребенок проходит несколько стадий. Первая стадия развития мозга завершается в 3-летнем возрасте. На данном отрезке жизни ребенку жизненно важно активно познавать мир, и если в этот период малыш недополучит впечатлений, знаний, опыта, то многие нейрональные связи у него не образуются, объем мозга будет на 25-30% меньше, чем должен быть. Упущенное в эти годы наверстать невозможно, поэтому специалисты призывают ограничивать просмотр телевизора для детей 1,5 часами в день. Это максимум. И только для старших детей. А для малышей до 2 лет Американская академия педиатров вообще не рекомендует смотреть телевизор.
Во-вторых, в первые 4 года у человека развивается острота зрения, а в первые десять лет - тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой. Когда же ребенок смотрит телевизор, он длительное время находится на одном расстоянии от объекта, и ограничивает поле зрения крошечным участком (даже при чтении книги глаз получает в пять раз большее поле зрения). В итоге мышцы глаз не тренируются, их активность снижается примерно на 90% (!), и у ребенка появляется так называемый "оцепеневший" взгляд. Впрочем, "застывший" взгляд появляется не только из-за фиксации глаз на одной точке, но, прежде всего, из-за того, что во время просмотра телевизора у человека происходит изменение активности токов головного мозга и наступает так называемое "альфа-состояние" - состояние близкое к трансу. Об этом еще в 79-м написали австралийские исследователи Ф. и М. Эмери, и сейчас об этом знает весь цивилизованный мир.
Кроме того, многие дети, которые проводят много времени перед голубым экраном, заболевают ожирением. К этому выводу пришли ученые Колумбийского университета. Они исследовали 2800 детей с лишним весом в возрасте до 5 лет разного пола, этнической принадлежности и социального уровня жизни. Сначала измерялся основной обмен веществ, то есть количество энергии, которая необходима организму для поддержания нормальных физиологических функций. После этого ученые измеряли изменение энергии в ходе 25-минутного телепросмотра. И в том, и другом случае дети спокойно лежали на диване и ничего не делали. Результаты были поразительными. Оказалось, что пока телевизор не работал, расход энергии был одним, но как только ребенок начинал просмотр, расход энергии резко падал. Получается, что, просто бездельничая, человек сжигает больше калорий, чем, проведя это же время у телевизора. Таким образом, выяснилось, что телеэкран воздействует на весь организм в целом, и даже на обмен веществ.
Однако некоторые ученые пошли дальше и решили исследовать воздействие телевидения на интеллект. Так, известные американские исследователи Дороти и Джером Сингер десятилетиями изучали воздействие телевидения на детей, и каждый раз, за редкими исключениями, были вынуждены констатировать, что телевидение негативно сказывается на способности к игре, школьной успеваемости, чтении и развитии речи. В своих работах они писали: "Наши исследования четко показали, что дети, часто смотрящие телевизор, хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни". Об этом же не так давно во всеуслышание объявил американский специалист в области физиологии головного мозга Хорст Прен, отметивший, что "такие дети страдают полной потерей способности к воображению".
Казалось бы, почему же у ребенка плохо развита фантазия, если он смотрит красочные, яркие мультфильмы и фильмы со спецэффектами? По мнению доктора Пацлафа Райнера, написавшему в 2003 году бестселлер "Застывший взгляд" о воздействии телевидения на развитие детей, телепросмотр не побуждает ребенка к самостоятельному творению образов в отличие, например, от чтения. В своей книге доктор Райнер также пишет о том, что США сегодня переживает кризис в сфере чтения - 44% населения Америки в ходе массовых исследований были зачислены в категорию "алитератов" - людей, которые читать умеют, но люди предпочитают всю информацию получать из новостей и ток-шоу, а читают лишь под давлением обстоятельств. Похожая ситуация наблюдается и в Европе. Исследование, проведенное под эгидой Международной ассоциации по оценке школьной успеваемости (МШУ) в 1995 г., выявило, что в Германии у 15% восьмиклассников уровень понимания прочитанного текста - на уровне третьего класса школы.
Впрочем, как выясняется проблема чтения еще не самая серьезная. Сегодня многие психологи и педагоги (не только в Америке или Европе, но и у нас) говорят о том, что у многих детей наблюдается отставание в развитие речи. Число учеников в школах для детей с отставаниями в развитии речи в Германии выросло на 58%. А Английское Общество помощи детям с дефектами речи в 1996 г. сообщило, что уже каждый третий ребенок в Англии "заметно отстает в речевом развитии". Здесь властям даже пришлось вводить специальные аварийные программы для первоклассников - 7-летних детей обучают тому, как здороваться или спрашивать дорогу. Специалисты считают, что все это - результат дефицита личного общения. Родители приходят вечером домой, усаживаются перед телевизором и разговаривают с детьми только скупыми односложными предложениями. А то и вовсе хранят гробовое молчание, ограничиваясь междометиями. Многие родители возражают на это, что телевизор будет развивать речь ребенка, тем более, что сейчас полно детских образовательных программ. Однако не все так просто. Оказывается, когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. Но что удивительнее, тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело. Это относится исключительно к звукам речи, причем - не важно на каком языке. Ученый Уильям Кондон выяснил, что двухдневный младенец реагирует и на китайскую речь, и на английскую точно теми же микродвижениями, какие производит говорящий. Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.
Вот еще одно неутешительное исследование: в 1996 году английский логопед Салли Уорд опубликовала результаты своих десятилетних исследований. Она установила, что 20% обследованных детей в возрасте девяти месяцев отстают в развитии, если их родители используют телевизор как няньку. Если дети продолжают смотреть телевизор, к 3-летнему возрасту задержка составляет уже целый год.
Кроме того, многие ученые говорят о гипнотическом воздействии телевизора на мозг. Наверное, многим знакома ситуация, когда пытаешься "оторвать" ребенка от телевизора, но малыш ни на что не реагирует, а при попытке выключить "ящик" разражается возмущенными воплями. Да и некоторым взрослым очень трудно заставить себя провести вечер без привычного телепросмотра. Отчего это происходит? Только ли это привычка или что-то другое? Объяснение тяги к "говорящему" ящику впервые объяснили ученые Байрон Ривз из Стэнфордского университета и Эстер Торсон из университета Миссури. Они обнаружили, что телевизионные приемы - склейки кадров, различные ракурсы съемки, резкие, громкие звуки - активируют ориентировочный рефлекс у человека, удерживая его внимание на экране. Если внимательно посмотреть рекламные ролики, то можно заметить, что кадры сменяются примерно через каждые три-четыре секунды. Это необходимо для того, чтобы удержать внимание зрителя. А поскольку дети начинают реагировать на телевизор уже с 6-8 недели, именно поэтому их так завораживает реклама. Кстати, дети лет до семи-восьми воспринимают рекламу буквально. Если говорится, что "йогурт "Чудо" - самый лучший", малыш будет в этом убежден настолько, что никакие разумные доводы мамы и папы его не переубедят.
Впрочем, сегодня уже встречаются родители, которые поступают радикально: избавляются от телевизора и таким образом решают проблему. Однако для большинства такой вариант все же неприемлем, ведь иногда хочется посмотреть интересный фильм, новости, любимую передачу. В этом случае родителям нужно стараться не только ограничить время просмотра - и детское, и свое, - но, прежде всего, заниматься с ребенком. Ведь освободившееся время надо чем-то заполнить. Можно вместе поиграть, почитать, порисовать или просто погулять на свежем воздухе. Если уж позволять смотреть ребенку телевизор, то стараться делать это вместе, чтобы потом разъяснять несмышленышу сложные моменты. И, конечно, нужно стараться, чтобы ребенок как можно меньше видел сцен насилия. Статистика свидетельствует, что если ребенок по 3-4 часа в день смотрит взрослые телепередачи, то еще до окончания начальной школы он увидит около 8 тысяч убийств. А ведь дети не способны критически воспринимать получаемую информацию и дистанцироваться от нее. Поэтому, когда ребенок видит сцены насилия в кино или передаче, это вызывает у него сильнейшие агрессивные импульсы.
Но, пожалуй, самое главное, нужно научить ребенка самому контролировать собственные желания, чтобы он мог устоять перед гипнотическим воздействием телевизионного экрана, и радовался реальной жизни.
http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics/208/11366/