Стыдно русскому просить подаяние...

Певица Татьяна Петрова на экраны ТВ попадает редко. И хотя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал ее народной певицей России, до сих пор Татьяна ходит в заслуженных артистках. Записи ее в СМИ не пиарят. Про недавно выпущенное певицей собрание русских народных песен из пяти CD, записанных вместе с Национальным академическим оркестром народных инструментов России им. Н.П. Осипова и выпущенных в серии "Русский век", так никто нигде и не упомянул. Это ведь не "Тату" и не "Серебро". Впрочем, это удел и Евгении Смольяниновой, и Олега Погудина, и других выдающихся представителей русской духовной песни. В основном об этой не признанной критикой, но весьма любимой народом песне мы с Татьяной Петровой и говорили. Времени было мало, певица опаздывала на концерт. Разговор тем не менее вышел честным и откровенным.

- Татьяна, в чем причина не очень приязненного отношения к русской православной песне со стороны большинства СМИ? Афиши ваши на всех растяжках не висят, в праздничных концертах вы появляетесь достаточно редко. А если и появляетесь, то ваши номера при монтаже, случается, вырезают. Что, шоу-бизнес виноват?

- Вопрос серьезный. Наше время разделило культуру на массовую и духовную. Призыв о зрелищах и хлебе, как всегда, актуален. Но есть и те, кто также любит русское слово, русскую душу с ее нестяжанием, добротой и незлобивостью. Люди ищут свой путь, ищут тех авторов, которые рисуют Божий мир во всей его красе, зовут к жизни духовной, радостной. Так складывается репертуар, который не слишком-то вписывается в "массовую культуру". И из-за этого происходят какие-то нестроения, но я свято верю, что все происходящее и со мной, и со всеми теми, кто любит то же, что и я, - это должное. Наверное, так и нужно.

Единственно - не стоит унывать. И не нужно на кого-то излишне надеяться. А просто продолжать делать то, что любишь, это будет давать силу. Я даже представить не могу, что это направление станет очень популярным. Это ведь молитвенное пение, которое в огромных залах непредставимо. Оно камерное.

Народные светские песни я пою в больших залах, пою романсы. Но это другое. А со-молитвенников, их всегда немного.

Мы, исполнители православной песни, все равно объединены в силе, когда делаем то дело, которое любим, то, в которое верим. Я как-то разуверилась во всех государственных начинаниях. В этом году 35 лет моей творческой деятельности. Но я никогда не была упомянута ни в одной газете, олицетворяющей нашу культуру. Но при всем при том мне кажется, что надо спокойно делать свое дело. И все равно когда-нибудь вода камень проточит. Недавно, например, канал "Культура" поставил в сетку один из последних моих концертов. И там были удивлены, как много пришло зрительских откликов на этот эфир. Такое вселяет надежды.

- Татьяна, на ваших CD "Тебе" и "Душа моя" много песен матушки Людмилы Кононовой, Владимира Волкова, иеромонаха Романа. А чем душе вашей оказалась близка песня "Золотила храмы летняя заря" о трагической гибели государя и его семьи, которую вы так замечательно исполняете?

- Я часто бываю на Царских днях, в этом году тоже была. Сама я родом из Екатеринбурга, а крещена была в Алапаевске, на месте убиения великой княгини Елизаветы Федоровны.

И все мое детство сопровождалось рассказами бабушки об этом злодеянии. Еще учась в Уральском народном хоре, работая в Уральской филармонии, я видела сначала Ипатьевский дом, затем его развалины. Потом молилась на кресте у часовенки, а сейчас, о счастье! Уже несколько лет подряд пою у стен Храма на Крови, при большом стечении народа. Так что не нужно унывать. Ну кто мог предполагать, что столько людей придут к вере, что они начнут ходить крестным ходом ночью, после литургии, к месту убиения? А это ведь ни много ни мало 14 километров. Это же чудо.

- А как вы подружились с матушкой Людмилой Кононовой?

- С матушкой Людмилой мы познакомились на одном из вечеров в Международном центре славянской письменности, который вел скульптор Вячеслав Клыков.

Пела я, пела матушка Людмила. Она была с дороги, уставшая. Вышла, стала петь и покорила всех своей сердечностью, своей болью. И я бесповоротно с того вечера уверовала в ее творчество, в ее такое удивительное понимание русской женской души. Ведь у нас очень мало хорошей женской поэзии. А она такая редкая, такая талантливая, всегда искрится, всегда живет творчеством. Она предложила мне несколько своих песен, и я с радостью стала их петь, рассказываю о ней на своих концертах. Вижу, как слава ее преумножается. Люди уже знают и любят ее.

Потом так получилось, что я познакомила ее с Владимиром Волковым, православным поэтом и композитором, и они стали сотрудничать.

- Татьяна, вы родились и выросли в русской деревне, и многие песни ваши связаны с русской природой, с жизнью уральской глубинки. Как на вас все это повлияло, как повлиял русский духовный фольклор?

- Мое детство было пронизано простотою, тишиной, святостью и любовью в семье. И это на всю жизнь дало мне такие силы, которые никогда не иссякнут. Фольклор - это особая часть крестьянского уклада, но я его всегда воспринимаю как органичную часть русской православной культуры. Человек поет, служит Богу в храме, а после того как он приходит домой, он поет песни, в том числе духовные песни, и тем самым молится и тоже служит Богу.

В этом искусстве никогда не было ничего крикливого, это было продолжением служения Господу на земле. В нашем ежедневном обиходе песен таких было много. Они были очень тихие, очень красивые, но в них был свой духовный стержень. Они наполнили мое сердце любовью и пониманием, что жизнь вне храма есть продолжение жизни в храме.

- Но ведь и сегодня появляются новые яркие песни, новые интересные авторы. Знаю, что для вас писал композитор Виктор Захарченко. Им написана песня "Ангел" на стихи Лермонтова, он же сделал и новый вариант известной песни иеромонаха Романа "Колокольный звон". Что это за человек?

- Виктор Захарченко - удивительный человек. Он возглавляет Кубанский казачий народный хор, уже много лет он его художественный руководитель. Я с ним познакомилась на концертах хора. Затем приезжала к ним в Краснодар, у нас были общие концерты. И он предложил несколько своих песен, которые мне пришлись по душе.

К "Ангелу" была уже написана музыка Варламовым. И песня была уже очень популярной. Там совершенно уникальные слова, они просто не могут не затронуть душу. Мне понравился вариант Виктора Захарченко, я с удовольствием его пою. А "Колокольный звон"? По моей просьбе Захарченко сделал эту песню более набатной, у отца Романа она раздумная, внутренняя, а мне хотелось, чтобы песня стала более призывной.

- Знаю, что вы стремитесь возрождать русские народные песни в их первозданном звучании.

- Да. Например, мы восстановили песню "Липа вековая" в ее первоначальном варианте. Ведь после того как русский человек вошел в православие, фольклор практически перестал развиваться. Это в основном были календарные обрядовые песни. Когда христианство набрало силу, народ обратился к высоким образцам поэзии. Песни передавались из уст в уста и становились народными. Но все вроде бы народные песни имеют своих авторов. Это Лермонтов, это Огарев, это Рылеев, Ознобишин. Наш проект "Русский век" и посвящен восстановлению замечательных русских песен.

- С какими залами вы дружите и как будете отмечать 35-летие творческой деятельности?

- Постоянная точка - это Международный славянский центр у метро "Новокузнецкая". Любимые залы вообще те, где есть слушатели, которые меня любят. Обжить можно любой зал. Лишь бы было понимание и единодушие со слушателем. На Татьянин день я обычно провожу большой концерт. Ближайший будет юбилейный, возможно, проведем мы его в Кремлевском дворце съездов.

- Вы дружили также с Владимиром Волковым, православным бардом, поэтом и композитором. На вашем диске "Душа моя", изданном еще при жизни Владимира, довольно много его песен. А как вы познакомились?

- Лет 15 назад ко мне домой пришла актриса Екатерина Васильева и привела с собой Владимира Волкова. Он много пел при нашей первой встрече, я буквально была потрясена. Особенно песней "Православные". Мой соавтор музыкант-балалаечник Юрий Клепалов переложил ее на ноты, и с той поры я ее пою чуть ли не на всех концертах. Сейчас ее поют очень многие. По моей редакции ее пел даже великий Борис Штоколов.

Песня удивительная, нужная нам. Когда я ее только начала петь, мне казалось, что вот я ее спою, зал встанет - и тут же все изменится.

Но все, увы, не так просто.

- Да, перемены происходят, только не так быстро, как хотелось бы.

- Мы с Волковым дружили до его кончины, а упокоился он рядом с Аносиным женским Борисоглебским монастырем, рядом с которым и я живу. Последний год он работал в монастыре, ухаживал за садом.

- А ведь Анонсин монастырь был основан в XIX веке княгиней Мещерской, теткой Тютчева...

- Да, это обитель с давними поэтическими традициями. Она также славна тем, что именно в ней настоятельницей были написаны уникальные письма для своей дочери, сохранившиеся и ныне изданные.

- А каким вообще Владимир Волков был в жизни?

- Володя был очень просветленным человеком, хотя жил очень трудно и нестяжательно. Оставил шесть человек детей. Жена его погибла трагически. Она работала в православных мастерских, случился пожар, и она погибла всего за два года до его смерти. Очень много испытаний его постигло. Но при всем том Волкова отмечала абсолютная доброта и любовь ко всем. Он никогда не раздражался, но всегда был просветлен. Я постоянно слушаю его песни и всегда обнаруживаю что-то новое, а это показатель настоящей поэзии.

Я некоторых своих знакомых проверяю на их духовное развитие на творчестве Волкова. Даю его записи, а потом жду реакции. И те, кто принимает его творчество, сразу становятся моими собратьями.

- Сейчас готовится к выходу большая книга стихотворений Владимира Волкова, так что читатель откроет для себя не только православного барда, но и поэта. А как Волков относился к вашим интерпретациям его песен?

- Он трепетно и строго относился к своим песням. Но про три свои песни он говорил: "Ну ты их спела так, как я не спою". Имею в виду "Православные", "Чистый снег" и песню "Батюшка".

Есть у него удивительная песня "Посажу яблоньку", которая была написана за полгода до его кончины. И я сейчас посадила яблоньку и вишню у его могилы. Куда люди приезжают, приходят, и людей таких сегодня становится все больше.

- Недавно одна критикесса в некой газете съязвила: что это за православную песню придумали, нет такой песни в природе. Конечно, если вырезать из эфиров любые образцы подобного песенного творчества, у кого-то вполне может сложиться подобное ложное впечатление.

- Ну не все так плохо. Залы на моих концертах полны, люди подходят, благодарят. Когда-то нельзя было петь на концертах даже Есенина, он был полузапретным поэтом. А сегодня совсем другое время. Главное - не терять духовного стержня в себе.

Вообще песня - это очень высокое состояние души. Она настолько помогает нам в трудную минуту! И очень важно, каким высоким музыкальным и поэтическим миром ты себя окружаешь.

Тогда тебе легче жить, когда есть вокруг тебя то пространство, в котором ты можешь быть собой, служить, делать Добро. Рисовать красоту Божьего мира.

В этом суть песни. Православная песня уже заняла большое место в нашей культуре. И наш уже классик, Валентин Григорьевич Распутин, составляя в Иркутске сборник русских песен, в завершение этого сборника поставил песню Владимира Волкова "Православные". И она уже стала классикой.

Беседовал Евгений ДАНИЛОВ

Фото автора

ДОСЬЕ

Заслуженная артистка России Татьяна Петрова родилась на Урале, в деревне под Екатеринбургом. В 15 лет начала петь в Уральском народном хоре, а спустя год уехала учиться в Москву. Окончила сначала Музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, а затем Училище им. Гнесиных.

Была замужем за поэтом и кинорежиссером Антоном Васильевым, братом выдающейся русской актрисы Екатерины Васильевой. Имеет дочь.

ЛЕЙТМОТИВ

Владимир Волков "ПРАВОСЛАВНЫЕ"

Ой, не время
нынче спать,
православные,
Белый голубь
пал в бою с черным коршуном.
То, что горько нам сейчас, -
Вряд ли главное,
Было горше на Руси,
Было горше нам.

Ой, не время нынче ждать, православные,
Время рать скликать,
Время Бога молить,
Чтоб грехи отпустил,
Но, а главное,
Чтобы силы дал
Нам беду отвратить.

Припев:
По церквам запустенье
и тлен,
Без царя голова, без креста душа.
Ну-ка, матушка, встань
с колен,
Надо сделать последний шаг.

Две дороги, два пути -
оба пройдены,
Добрый мир, родная кровь, все потоплено.
Заповедано беречь Веру
с Родиной,
Ну а мы их распродали
да пропили.

Ой, не время нынче пить, православные,
Стыдно русскому просить подаяние -
На своей родной земле, люди добрые,
Как к оружию зову
к покаянию.

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=176&tek=7656&issue=208
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Татьяна Петрова:
Матушка пела
(муз. К. Акимова, сл. К. Скворцова)
30.04.2020
«Голубое с белым»
Слова и музыка Владимира Волкова
13.04.2020
«Вешние капели»
слова Н. Клюева, музыка В. Панченко
09.04.2020
«Снег»
Песня Владимира Волкова
15.03.2020
«На окошке моём»
Песня Владимира Волкова
12.03.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Судный день Христианской Америки
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-06-04 15:01
НКВД как оболганный символ Великой Победы
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-04 14:47
Бесшумная война управляемого хаоса
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-06-04 14:23
Игра в Церковь закончилась
Новый комментарий от С. Шараков
2020-06-04 13:39