Путь к духовности

или Как пройти в библиотеку

0
146
Время на чтение 12 минут
Виктор ФЕДОРОВ Помните, в известном фильме "Человек с бульвара Капуцинов" один из героев с завистью говорит о персонажах увиденной им киноленты: "Живут же люди - ходят в библиотеки!" Сегодня приходится признать, что люди все чаще не ходят. Да и библиотеки до перестройки были, наверное, несколько другими: системно следили за выпускаемой книжной продукцией, информировали и библиотекарей, и читателей - что выбрать для чтения. И оказывались таким образом как бы проводниками в мире книги. Что изменилось за пятнадцать лет? Какую роль в обществе может взять на себя библиотека в условиях нынешнего кризиса книгоиздательского дела, когда высоконравственные, глубокие книги порой просто не доходят до читателя? Да и живут ли люди лучше, если просто ходят в библиотеки? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор бывшей "Ленинки", а ныне Российской государственной библиотеки Виктор ФЕДОРОВ.

Книгохранилище или источник культуры?

- Раньше библиотека была своего рода посредником между книгой и читателем. А сегодня эта функция у нее сохранилась?

- Могу ответить одной фразой - ничего не изменилось. Теоретически.

Но чтобы глубже разобраться в этом деле, важно понимать, что библиотеки бывают разные по задачам и целям. "Ленинка" - библиотека по статусу национальная. Такая библиотека является неотъемлемым атрибутом каждой страны - как правительство, армия, герб, флаг - и занимает совершенно особое место в книжном мире. Ее отличие от любой другой публичной библиотеки можно сформулировать так: у публичной библиотеки на первом месте - всегда читатель. У национальной же библиотеки все несколько иначе: функция обслуживания здесь тоже присутствует, но она - как бы кощунственно эти слова ни прозвучали из уст библиотекаря - находится на втором месте. На первом же - миссия сохранения исторической памяти: в наших фондах должно быть собрано все, что когда-либо было напечатано в нашей стране. Для этого существует такое понятие, как "обязательный экземпляр": один экземпляр любого тиража - книжного, газетного - поступает обязательно к нам.

Теперь посмотрим для сравнения на любую областную библиотеку. В регионах тоже существует нечто подобное: если есть региональное издательство, оно также обязано передавать обязательный экземпляр в областную библиотеку. Но этим всю имеющуюся тематику, понятное дело, не закроешь! Сотрудникам областных (или любых других публичных) библиотек приходится проявлять инициативу, комплектуя ее фонд в меру своего вкуса, осведомленности и компетенции. Эта схема была раньше - и действует до сих пор.

- А что изменилось?

- Раньше существовала такая система как библиотечные коллекторы - своего рода книжные базы. Выходил тираж, и люди, которые занимались книжной торговлей, на основе того, что есть на базе, создавали своего рода рекомендательные списки - какие книги должны быть в сельской библиотеке, в районной, в городской и т. д. По ним в основном и приобреталась литература. С переходом на рыночные отношения посчитали, что все решит рынок, и "книжные базы" отменили. Но оказалось, что рынок может решить не все вопросы. Проблема, какими книгами библиотеку комплектовать, стала очень острой.

Не секрет, что, даже несмотря на экономический рост в стране, финансирование культуры вообще и, в частности, библиотек - оставляет желать лучшего. А теперь вообразите себе библиотеку маленького российского городка, которой из городского бюджета выделяется, например, несколько тысяч рублей в год. Библиотекарь сидит и думает, как ему эти деньги потратить. (Ведь у нас сейчас выходит несметное множество газет, журналов, а по количеству названий выпущенных книг мы и вовсе переросли Советский Союз.) Он оказывается перед непростым выбором: выписывать "Фому" - или "Караван историй"? Таким образом, перед библиотекарем сегодня встает тот же самый вопрос, что и перед всем нашим обществом: какова функция учреждений культуры? Подтягивать человека вверх за собой, чтобы, посмотрев спектакль, прочитав книгу или сходив в кино, он стал чуть-чуть лучше? Или идти на поводу у гражданина: хочешь боевик - снимаем боевик, хочешь легкое чтение - печатаем два десятка новых боевиков или любовных романов. Проблема библиотекаря - это постоянный выбор: приобрести ли ему Донцову-Маринину, потому что это сегодня популярно, или купить классическое либо научно-популярное произведение. И тут огромную роль начинает играть субъективный фактор - что сам библиотекарь считает правильным.
Библиотека по-прежнему остается посредником между книгой и читателем. Но изменилось то, как осуществляется эта посредническая роль.

- А может ли библиотека выполнять воспитательную функцию?

- Разумеется, может. Если будет грамотно и ненавязчиво работать с читателем. Это как раз то, о чем я сказал: важно, какого рода литературу библиотека приобретает, какого рода периодику выписывает. И ведь к работе тоже можно относиться формально: "Что Вам надо? Получите, распишитесь". Но если считать библиотеку проводником культуры, то становится очевидно, что и от нее зависит, каким будет завтра наше общество. В идеале речь здесь идет о личной ответственности библиотекаря за то, с чем читатель из библиотеки уйдет. Ведь в наших фондах вы найдете все - и "Майн кампф", и самоучитель по созданию водородной бомбы. В этом - вечная проблема: страшен не нож, а рука, которая этот нож держит. То же и с информацией. Роль библиотекаря чрезвычайно важна. Предположим, он покупает Оксану Робски - и маленькая деревенская девочка читает о том, чем страдают жители Рублевки. Что происходит дальше? Либо девочке книга останется непонятной, либо возникнет некий социальный протест, который неизвестно во что выльется.

- Получается, мы зависим от личных ценностных установок библиотекаря?

- Определенно. Но мы точно так же зависим от личных ценностных установок школьных учителей или от мастерства водителя автобуса, в котором мы едем. Мне кажется, что в нашем случае решение одно - библиотекарь должен улавливать позитивные настроения в обществе и руководствоваться ими.

Книга и колесо

- Какая литература должна быть в библиотеке, чтобы она была полезной обществу?

- Надо сказать, здесь не все так просто: общество до сих пор само не знает, что оно строит, а значит, до сих пор не определилось, каким должен быть наш гражданин. Легко сказать, что современный человек должен знать иностранные языки, потому что это очевидно. Но вот когда мы начинаем говорить о художественной литературе, все становится гораздо сложнее. Где необходимый критерий? Сегодня все говорят, что уровень литературы в нашей стране падает, но кто и как этот уровень измерил и заключил, что он стал ниже, - непонятно. А потом, есть в современной литературе неоднозначные фигуры. Например, книги Пелевина или Сорокина - это литература или нет? Их стоит воспринимать всерьез? Мнения по этим вопросам различаются радикально. А с понятиями духовности и нравственности - еще сложнее...

- И в чем Вы здесь видите сложность?

- Лично для меня понятия духовности и нравственности - незыблемые, очевидные. Конечно, если бы я попытался дать каждому из них определение, то, наверное, допустил бы какие-то неточности, но эти понятия, с моей точки зрения, важны для любого нормального человека. Однако, когда я пришел в 1997 году работать в библиотеку, некоторые заявления моих начальников меня сильно удивляли. "Какая духовность? О чем ты говоришь? - спрашивали они. - Давай жить как на Западе - там ни в одной стране не говорят про какую-то духовность". Конечно, рассуждая об идеальных понятиях, объяснить человеку свою мысль очень сложно. Особенно сегодня, когда читатель идет в библиотеку просто за информацией. Ведь раньше он шел сюда за знаниями. За знаниями в широком смысле слова. И эти знания потом формировали какие-то убеждения. Сейчас это происходит все реже и реже.

- Удалось отстоять свои взгляды на необходимость духовности?

- Я начал с материальных условий нашей работы. Десять лет назад в РГБ протекала крыша, а в розетке напряжение было все еще 127 вольт. Надо было компьютеры ставить, но мы - в конце ХХ века, в центре Москвы - не могли этого сделать! Вот в таких условиях мы жили. Слава Богу, эти проблемы сегодня практически решены. И это тоже шаг к возрождению духовности, потому что, как ни парадоксально, духовность - если мы говорим о библиотеке - должна опираться на некую материальную базу.

Что же касается главных шагов в этом направлении, то они заключаются в следующем. В советские годы имя "Ленинка" звучало гордо. Сегодня же сформировалось мнение, что даже такая библиотека, как РГБ, никому не нужна. Неслучайно в начале девяностых количество посетителей резко сократилось. И в этом плане мне кажется, что моя миссия на посту директора библиотеки - постоянно доказывать обществу, что библиотека нужна. Пусть даже общество отказывается это понять - больной человек тоже часто не хочет глотать таблетку, думая, что она ему не поможет.

- А как Вы пытаетесь доказать необходимость библиотек?

- За последние годы в нашей библиотеке побывало очень много высокого начальства, от министров до президента. А такого не было давно. В советский период, для сравнения, к нам однажды зашел Косыгин - и все. Я думаю, что попытка доказать необходимость библиотек представителям власти равнозначна попытке доказать ее всему обществу. И это, кстати, тоже шаг к духовности и культуре. Ведь если человек осознает, что библиотека нужна ему или даже его соседу, это поможет ему обратиться к хорошей литературе. И, может быть, поможет преодолеть заблуждение, что при рыночной экономике образование не нужно. А потом, несмотря на колоссальные возможности интернета, процесс общения с книгой не идентичен процессу общения с монитором. У человечества было немного изобретений "на все века". И если сегодня технические новинки сменяют одна другую, то вот, скажем, колесо - каким было на древней арбе, в основном таким же и осталось на современном автомобиле. Так же и книга! Ведь что она такое? Она - воплощенная человеческая мысль, которую один передает другому, порой сквозь века. И то, что я сейчас могу понимать мысли Гомера - само по себе чудо. А книга как предмет искусства и материальной культуры - это тоже неисчерпаемая тема.

"Ядро библиотеки"

- Как человеку не утонуть в нынешнем море книг? Способна ли библиотека помочь читателю ориентироваться в нем?

- Есть распространенное утверждение, что человек приходит в библиотеку читать. Считаю, что к РГБ оно неприменимо. Не представляю себе человека, который бы приходил к нам, чтобы просто почитать Донцову. К нам в основном приходят специалисты в поисках необходимой литературы по своей теме или студенты. Но когда речь идет о городских, районных, детских или юношеских библиотеках, то здесь огромную роль действительно играют рекомендации читателям.

Я очень хорошо помню свое детство... Мне повезло - в районной библиотеке я встретил ответственную сотрудницу. Тогда у всех детей дорожка было примерно одинаковая: сказки, потом Гайдар, потом Майн Рид, Жюль Верн и т. д. И когда я сдавал книжки, мне задавали ненавязчивые вопросы: что больше всего понравилось, почему? И постепенно библиотекарь узнавала круг моих читательских интересов. И что-то советовала, очень чутко улавливая, что мне нужно.

- Но это все равно лишь удачный случай. А возможна ли здесь система помощи читателю?

- Сейчас в РГБ мы пытаемся воссоздать так называемое "ядро библиотеки". Давайте вспомним: библиотек очень много - детские, юношеские, вузовские, тюремные и т. д. И в каждой из них различный набор книг. Теперь вообразим, что человек сидит в тюрьме и в силу объективных причин проводит некоторое время в библиотеке. А вдруг в такой библиотеке окажутся только детективы?! Неоднозначная ситуация. Вот попыткой избежать такой ситуации и должно стать "ядро библиотеки", то есть тот набор необходимой литературы, который, с нашей профессиональной точки зрения, должен быть в каждой библиотеке независимо от ее типа.

- И какого рода литература должна составлять это "библиотечное ядро"?

- В первую очередь художественная литература, а конкретнее - классика. Это действительно важно! Вот сейчас идет дискуссия о "Гарри Поттере". Кто-то считает, что это средненькая книга, просто хорошо разрекламированная. Кто-то видит в ней талантливое литературное произведение. Кому-то она кажется вредной, кому-то - безвредной. Но если маленький мальчик, мир которого только формируется, прочитает "Гарри Поттера", в этом не будет абсолютно ничего страшного. Страшно будет, если, кроме "Гарри Поттера", этот мальчик не прочитает больше ничего. Если он не будет знать русских сказок и в положенный срок не откроет "Героя нашего времени", "Преступление и наказание", и далее по списку. А в конце этого списка может занять свое место и "Гарри Поттер".

- Получается, воссоздание "ядра библиотеки" - тоже шаг к духовности?

- Безусловно. И очень серьезный.

Православная книга и рынок

- В какой форме возможно сотрудничество библиотек с православными издательствами и возможно ли оно вообще?

- Конечно, возможно. И оно существует. В форме услуг, традиционно предоставляемых библиотекой. Исторически так сложилось, что большинство книжных фондов Троице-Сергиевой Лавры хранятся у нас. К нам часто обращаются из различных епархий: например, мы помогали комплектовать библиотеку Калужской епархии из наших обменно-резервных фондов. Очень часто епархии обращаются к нашим фондам, когда изучают свою историю.

Наш обменно-резервный фонд с советских времен находится в храме св. Климента, папы Римского, на Пятницкой улице. Храм надо вернуть Церкви, и мы готовы это сделать. Только наша проблема - это 2500 квадратных метров, которых нет. Были бы - мы бы уже вернули храм, с радостью! Потому что храм нужен для того, чтобы в нем молиться. Это во-первых. А во-вторых, с точки зрения условий хранения книг, церковь - не самое подходящее место. Настоятель прихода понимает нашу ситуацию, и мы совместными усилиями уже почти нашли необходимое помещение.

- Насколько заметны сегодня православные издания на книжном рынке?

- До девяностых годов издание православной литературы было сведено к минимуму, но за последние 15 лет тиражи православных книг постепенно возросли. В начале девяностых я работал в издательстве "Молодая гвардия" и, когда рухнул Советский Союз, первой книгой, которую мы стали готовить к печати, был "Закон Божий". И тиражи были гигантскими! Людям это было действительно нужно. Сегодня ситуация развивается. Очевидно, что православная литература - важный вклад в возрождение духовности и нравственности.

Конечно, есть две разные точки зрения: одна - что Русская Церковь слишком активно вмешивается в общественную жизнь, а другая - что, наоборот, недостаточно активно. Я же считаю: жизнь рассудит, кто здесь прав. С момента распада СССР прошло полтора десятка лет - ничтожный срок для истории. Но что за это время произошло? Мы от атеистического государства перешли к стране, где религию как минимум уважают. И понятно, что когда вдруг стало можно то, что вчера было нельзя, ворота раскрылись очень и очень широко. Да, может сложиться впечатление, что вмешательство Церкви в общественную жизнь и вправду чересчур активное. Но опыт последних десятилетий показывает, что без применения того, что на протяжении веков "наработала" Православная Церковь, очень сложно выживать. Возьмем, например, проблему межнациональной розни: только поверхностно знающий вопрос человек может считать, что усиление роли Православия в современном обществе ведет к обострению подобных конфликтов.

- Распространено мнение, что православное книгоиздательство "варится в своем котле": православные люди издают православные книги для православных же. Вы с этим согласны? Или православные книги нужны всем?

- Думаю, нужны. И православная литература очень разнообразна. Есть глубокие научные исследования, которые интересны специалистам. Есть просветительские книги для обычных людей. Мы ведь порой совершенно безграмотны: не очень представляем себе, что такое Евангелие, молитва, не разбираемся в святоотеческой литературе. Есть и замечательная популяризаторская (в лучшем смысле слова) православная литература для детей. Это уже не сказка, но и еще и не догматическое богословие - то, что детям нужно. Достаточно много православных книг я видел сам, о каких-то слышал от знакомых или на всевозможных конференциях. Уверен, что православное книгоиздательство сегодня - органичная часть книгоиздательства вообще.

- А доходит ли православная литература до своего читателя?

- Я не готов говорить в этой связи о православной литературе как об отдельном явлении. Есть общие проблемы системы распространения книг. Ходишь по Москве - и кажется, что ты находишься в море книжного изобилия: магазины, книжные развалы и т. д. Но чем дальше за МКАД, тем меньше у человека возможностей какую-либо книгу приобрести. То же относится и к православной литературе.

- Насколько важную роль в Вашей жизни сыграла православная книга?

- Помню, в советские времена, когда такую литературу было достать очень сложно, ко мне в руки попал "Закон Божий", изданный Никитой Струве в Париже. Поскольку я имею основание отнести себя к категории людей, которые любят читать, Вы можете себе представить, что означало для меня тогда впервые раскрыть запрещенную книгу, о которой я постоянно слышал, что это "плохо" и "неправда"...

- А библиотека может помочь популяризации православной литературы?

- У РГБ статус национальной библиотеки, у нас книги на 249 языках мира. И потому мы обязаны в своих фондах представлять все религии.

В то же время никогда нельзя забывать о том, какая религия у нас в стране является самой массовой. То есть - о Православии. Поэтому позиция каждой библиотеки здесь может проявляться в удельном весе книжной продукции: было бы странно, если бы буддийской и православной литературы у нас было поровну. И, кстати, православной литературы у нас хранится на порядок больше, чем любой другой религиозной. Чего стоит только рукописное Евангелие в драгоценном окладе! Есть такая легенда: во времена Золотой Орды русские князья в очередной раз поехали платить дань. Но хану привезенных богатств показалось мало. И на что в такой ситуации пошли князья? Сняли с Евангелия оклад - и также передали хану в качестве дани. Однако, когда тот увидел, на какую жертву решились русские князья, оклад тут же вернул и удовлетворился тем, что они принесли раньше. Поэтому считается, что это Евангелие спасло Россию от очередного татаро-монгольского набега.

Как я уже говорил, по роду деятельности РГБ сотрудничает со всеми религиозными организациями, но, разумеется, с Русской Православной Церковью - наиболее тесно.

- Можно предположить претензию "политкорректной" общественности: "У нас светское государство. Почему в наших библиотеках православных книг должно быть больше, чем прочих религиозных?" Что бы Вы ответили?

- Ответил бы вопросом на вопрос: а почему никого не удивляет, что в нашей библиотеке больше всего книг на русском языке? У нас же многонациональная страна... И я готов открыто заявить свою позицию: какой бы ни была сейчас Россия, какой бы она ни была в прошлом, без Православия ее невозможно представить. Это абсолютно точно. Все течет, все меняется, но мы такие, какие есть, потому что православная вера однажды пришла на нашу землю. И это, кстати, во многом объясняет, почему интерес наших читателей именно к православной литературе доминирует над интересом к религиозной литературе вообще.

Фото Владимира Ештокина

Автор: Константин МАЦАН

http://www.foma.ru/articles/1285/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Федоров
Все статьи Виктор Федоров
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35