itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мелкоэтническая нарезка под остроконфессиональным соусом

0
128
Время на чтение 8 минут
Разрушение исторической России/СССР и образование на ее северо-западных, западных и юго-западных окраинах полутора десятков новых государств - живая иллюстрация исторических причин, способствовавших ранее объединению этих земель в составе России.

Большинство "новых независимых государств", каковыми стали в 1990-1991 годах союзные республики СССР, были отнесены - в соответствии с американской классификацией - к разряду "недееспособных государств (failed states)". Рост зависимости этих новых политических образований от сил "внешнего управления" стал неизбежным.

Насколько обратим этот процесс?

"Выступление В.В. Путина на международной конференции по вопросам безопасности в Мюнхене обозначило поворотный пункт в мировых процессах, происходящих последние 15-20 лет, - считает президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. - По исторической значимости мюнхенская речь В.В. Путина - это та же речь У. Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 года, только с обратным знаком. Если после выступления бывшего британского премьера началась "холодная война", то речь Президента России придала позитивную динамику развороту мировых процессов от однополярного мира к биполярному. И если посмотреть направление недавних визитов главы российского государства - Китай, Индия, арабские страны, - то можно с уверенностью сказать, что сегодня Россия сделала серьезную заявку на лидерство в том лагере, который противостоит притязаниям США на безраздельную мировую гегемонию".

С мнением Леонида Ивашова перекликается оценка, которую дает председатель президиума Всероссийского социалистического народного движения "Отчизна" Юрий Прокофьев (член Политбюро ЦК КПСС в 1990-1991 гг.): "...России удалось в значительной мере покончить с Внешним управлением в международной политике. Политика России на мировой арене стала носить многовекторный характер. Отказавшись от исключительной ориентации на Запад, Россия укрепляет свои отношения с Китаем, восстанавливает прежний, периода Советского Союза, уровень взаимоотношений с Индией, развивается деловое сотрудничество с рядом стран Латинской Америки.

Россия стала чаще выступать на международной арене как самостоятельный субъект. Примерами служат отказ поддержать агрессию США в Ираке, отличная от США позиция по Косову, Ирану, выдвижение сбалансированной концепции глобальной энергетической безопасности в ходе саммита "восьмерки" в Санкт-Петербурге. Очень перспективно участие России в Шанхайской организации сотрудничества. При расширении числа членов ШОС эта организация может стать одной из самых влиятельных в Евразии. Попытка Запада и, прежде всего, США превратить Россию в энергетический, сырьевой придаток стала давать неожиданный эффект. Диверсификация рынков сбыта углеводородного сырья (проекты прокладки трубопроводов в Китай и Японию), строительство Североевропейского газопровода, трехстороннее соглашение о строительстве Трансбалканского газопровода через Болгарию и Грецию в Южную Европу, переговоры с основными газодобывающими странами о возможной координации деятельности на этом рынке явно обеспокоили Запад. Все прекрасно понимают, что, если Россия не на словах, а на деле станет одной из ведущих энергетических держав мира, ее статус в мировой политике автоматически возрастет. И многие на Западе категорически противятся этому".

О том, какие острые формы принимает сопротивление курсу на возрождение международно-политического могущества России, пишет доктор исторических наук, профессор МГИМО МИД РФ Андрей Володин: "В настоящее время Вашингтон предпринимает в отношении России "непрямые действия" на двух главных направлениях: 1) стремление воздействовать на расстановку внутриполитических сил в РФ; 2) попытки путем военно-силового давления (размещение близ наших границ элементов системы стратегической ПРО и др.) перевести отношения с Россией из разряда "старший партнер - младший партнер" в разряд "суверен - вассал"".

* * *

Особенно уязвимой с появлением новых технологий ведения войны делает Россию ее полиэтничность и поликонфессиональность.

Полиэтничные (многонациональные) государства по сути своей являются государствами имперского типа, где государствообразующий народ берет на себя ответственность за безопасность всего государства и каждого из проживающих в нем народов. В российской конституции 1993 года ведущая роль русского народа как государствообразующего не предусмотрена. Соответственно, отсутствуют мобилизационные механизмы, позволявшие во все времена собирать народы при наличии внешней угрозы. В сходной ситуации и при наличии сходных внешних вызовов союзная Югославия была насильственно расчленена и поставлена на колени объединенными силами Запада. Сербы - становой народ государства южных славян - были лишены возможности мобилизовать для защиты целостности своего государства другие народы, и федеративную Югославию стерли с карты мира.

Между тем, для государств имперского типа сохранение и конституционное закрепление государствообразующей роли станового этноса - необходимое условие, обеспечивающее безопасность государства в целом и взаимодействие всех живущих на данной государственной территории народов.

В государстве, где малые этносы не обременены чувством солидарной ответственности за судьбу своей страны или где становой этнос (государствообразующий народ) берет дело государственного управления исключительно на себя, отстраняя других от рычагов власти, либо, наоборот, обезличивается до состояния, подобного "россиянству", перестает существовать общее для всех культурно-историческое (цивилизационное) пространство. Сопротивляемость внешней угрозе в таких случаях резко падает.

Представители малых народов начинают ощущать себя "людьми холопского звания", а значит, начинают подумывать о переходе под другое "иго", причем новых хозяев себе ищет элита, а народу внушается, что следует бороться за "национальную независимость".

Однако о какой "независимости", о какой самодостаточной государственности можно говорить, если народ насчитывает 2, 3, 5 миллионов, а то и несколько сот тысяч человек? В современном мире даже крупные государства, если у них нет ядерного щита, оказываются беззащитными перед шантажом и насилием со стороны "мирового гегемона". А если еще малый народ исторически расселен на стратегически важной территории, дающей выход к морю, являющейся перекрестком торговых путей, богатой полезными ископаемыми и т.д., то без принятия протектората более сильной державы ему физически не выжить, свои территориальные интересы не отстоять.

* * *

Разрушение полиэтничных (многонациональных) государств доведено сегодня до уровня самостоятельной военной науки и поставлено на поток.

О террористической сети нового типа, точнее, о той ее части, которая функционирует под прикрытием риторики радикального политического ислама, нам уже приходилось писать. Участвует такая сеть и в сборе информации, и в информационном противоборстве. Зачастую эта деятельность по сбору и обработке информации принимает очень специфический характер. Например, Всемирный банк, спонсировавший "цветные революции" на постсоветском пространстве, в 2005 году предлагал проект исследования на тему "Переходный период от образования к трудоустройству и вовлечение молодежи в общественную жизнь на юге России". В ходе исследования предполагалось провести опросы и собрать информацию по ряду вопросов. И вот как выглядел пункт о конфиденциальности проекта: "В отношении конфиденциальности информации команда местных исследователей не будет обсуждать содержание исследований со средствами массовой информации, организациями гражданского общества и даже с членами семьи. Данные будут собираться в таком виде, чтобы позволить Всемирному банку получить достаточное количество информации для проведения демографического анализа, но сохранять конфиденциальность в отношении самих респондентов. Руководитель команды местных исследователей будет отвечать за конфиденциальность всех данных, записей и пленок, полученных в ходе полевых исследований, и сообщит Всемирному банку о всех случаях упущений в обеспечении конфиденциальности".

В западных центрах, занимающихся изучением нашей страны, давно создан атлас конфликтогенных зон юга России. Такая информация ценна не только для прогнозирования социальных взрывов и межнациональных конфликтов, она дает возможность направлять развитие социальных процессов в выгодном для заказчика русле. В частности, события в Кондопоге и Ставрополе связывают именно с проведением такого рода исследований и использованием их результатов для перевода бытовых ссор в плоскость открытых межэтнических столкновений.

* * *

Как правило, миграционные процессы внутри страны не представляют угрозы для полиэтнического (многонационального) государства при соблюдении двух основных условий: 1)государство должно строго пресекать анклавизацию заселяемых земель (городов, сел, кварталов) на этнической или конфессиональной основе; 2)необходим запрет на приобретение земли в частную собственность (только аренда - даже под приобретенной в собственность недвижимостью).

Между тем сегодня во всех республиках юга России тлеют конфликты, основанные на территориальных претензиях народов друг к другу. Пока земля была собственностью государства, такие конфликты решались мирно, в рамках совместного проживания на спорных территориях. "Парад суверенитетов" начала 90-х годов, а затем передача земли в частную собственность привели к обострению уже полузабытых конфликтов. Вообще, могут ли такие конфликты быть однозначно решены в чью-либо пользу? Возможно ли, скажем, однозначное решение проблемы Пригородного района или здесь неизбежно бесконечное противостояние? Пригородный район, за который спорят ингуши и осетины, - это территория России, как и Северная Осетия, и Ингушетия. Почему на всей остальной территории России совместное проживание осетин и ингушей возможно, а здесь - приводит к кровавому противостоянию? В конечном счете, в основе конфликта - вопрос о собственности на землю. Однако в отличие от Косова здесь есть надежда на мирное развитие процесса, если обе стороны признают единственно возможным решением совместное смешанное проживание и административное управление территорией по особому статусу.

Естественно, что окончательное преодоление осетино-ингушского конфликта сузило бы возможности влияния на ситуацию в данном регионе антироссийских сил. Однако стала появляться информация о том, что события в Ингушетии будут использоваться Западом в новой информационно-психологической атаке на Россию и В. Путина в ходе начавшейся предвыборной борьбы на рубеже 2007-2008 гг.

Много застарелых земельных конфликтов в Дагестане. Часть из них имеет еще дореволюционную историю, часть связана с организованным переселением горцев на плоскость в годы Советской власти. Переселение на плоскость - миграция - естественным путем происходит везде и имеет свои объективные причины. Главная из них - это трудоизбыточность горных районов, их большая экономическая отсталость при меньшей рентабельности, а то и убыточности большинства производств.

Если бы население Дагестана было этнически однородным или собственником земли оставалось государство, переселение не играло бы роли конфликтогенного фактора. Возможно, и сегодня эта проблема не обострилась бы, если бы миграция не приняла лавинообразного характера. Причем, если в советское время разницу между новыми и старыми мигрантами удавалось нивелировать, то теперь этого не происходит. Новые мигранты несут с собой смесь чуждых культурных особенностей и агрессивных поведенческих установок.

Что делать? Миграции населения - объективный процесс, его не остановят ни националистические движения, ни даже вооруженные формирования. Более того, попытки решать миграционные проблемы и земельные конфликты путем вооруженных противостояний особо опасны, в перспективе они приводят к вмешательству извне и, в конечном счете, сначала к "афганизации" всей территории до полного обескровливания сторон, потом к переходу региона под протекторат внешних сил. Для того, чтобы подтолкнуть развитие конфликтов в таком направлении, составляются атласы конфликтогенных зон, поощряются националистические настроения на местах.

Многонациональное государство крепко тогда, когда в нем есть становой государствообразующий народ, хорошо сознающий эту свою роль и собирающий под своим покровительством малые народы, которые в свою очередь берут на себя посильную долю солидарной ответственности за общую судьбу страны. Тогда у многонационального государства есть будущее.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=973
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Гурия Мурклинская
Все статьи Гурия Мурклинская
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Vladislav
07.02.2023 22:57
Проснись, Сибирь! Проснись, Россия!
Новый комментарий от Vladislav
07.02.2023 22:47
Нерусские русские
Новый комментарий от Анатолий Степанов
07.02.2023 21:13
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Денис Никонов
07.02.2023 20:49
Москва обманываться рада?
Новый комментарий от ОСт
07.02.2023 20:34
Что же делать с мавзолеем среди икон?
Новый комментарий от учитель
07.02.2023 20:04
Вакуум Бориса Корчевникова
Новый комментарий от С. Югов
07.02.2023 19:15