Среди произведений Владимира Дедлова одно из главных мест занимает книга "Киевский Владимирский собор и его художественные творцы". Последний раз книга издавалась в России в 1901 году. Надо сказать, что в понимании роли и места Владимирского собора в нашей культуре нет источника объективнее. Дедлов в течение десяти лет, с 1886 по 1896 год, непосредственно наблюдал за работой художников по росписи храма.
Владимирский собор расписывали выдающиеся русские мастера Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель, а также несколько ярких представителей киевской рисовальной школы Николая Мурашко.
Созвездие этих маститых художников подбиралось самым тщательным образом известным русским историком, теоретиком искусства, талантливым археологом, востоковедом и художественным критиком, профессором теории и истории искусства Петербургского университета А.В. Праховым (1846- 1916). С Праховым автора книги "Киевский Владимирский собор и его художественные творцы" Дедлова связывали не только творческие привязанности, но и прочные земляческие узы. Они оба были из Могилевской губернии. Именно Прахов ввел Дедлова, еще студентом сначала физмата, а затем юрфака столичного университета в петербургскую творческую среду.
"Собор святого Владимира в Киеве, живопись которого пользуется громкой известностью не только в России, но и заграницей, построен по мысли киевского митрополита Филарета...". С этих слов начинается повествование Дедлова о Владимирском соборе. Собственно идея о создании в Киеве собора в честь святого равноапостольного князя Владимира была официально утверждена Синодом и Николаем I еще в 1852 году, тогда и начался сбор пожертвований.
К 1859 году было собрано около 100 тыс. руб., да еще Киево-Печерская Лавра пожертвовала миллион штук кирпича. Собор был заложен на Бибиковском бульваре, на чудесном месте, 15 июля 1862 года в день святого Владимира. Строительство завершилось в 1882 году под руководством известного архитектора Владимира Николаева.
Весной 1885 года оштукатуренный изнутри собор был подготовлен к внутренней отделке. Прахов рассчитывал управиться с росписями в два года. Но заняло это целых 11 лет. В.Л. Дедлов пишет: "Владимирскому собору в Киеве, этому народному памятнику, грозила опасность быть расписанным какой-нибудь заурядной иконописной артелью или таковыми же отдельными художниками. Так было решено в канцеляриях и сметах... Нужна была вся неспособность профессора Прахова признать существование затруднений, чтобы поставить дело украшения собора на широкую ногу. Профессору по обыкновению это удалось, и он создал памятник не только крестителю России, но и самой России, русскому искусству".
Надо сказать, что на протяжении всего периода затянувшихся работ с семьей Праховых и их детищем-храмом было связано много мистических вещей. Так, в 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Праховым им обоим на только что оштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках.
Конечно, самым решающим и определяющим в росписи собора было участие Васнецова. Сам Виктор Михайлович считал эту работу главным делом всей своей жизни. Он любил повторять, что "нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма...".
Но поначалу Васнецов отказал Прахову. А на другой день, на даче, весенним вечером, сидя на лавочке перед верандой под трели птиц, Васнецов был просто поражен образом своей супруги с сыном-младенцем на руках. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии, чем очень обрадовал профессора.
А впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. На несколько минут утратив дар речи, Васнецов произнес: "Это был заказ Божий".
Около двух лет писал Васнецов тот образ. А когда леса были убраны, и для приемки работы собралась комиссия - открылся такой вид росписей, что всем стало ясно - в соборе явился мощный талант совершенной живописи. В общей сложности Васнецов исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур, не считая медальонов. Это 4 тысячи квадратных метров.
Дедлов утверждал, что "Прахов с его образованием, одаренный тонким художественным вкусом... практический знаток древнего русского искусства и Византии, пошел дальше, выдвинул такого сильного идеалиста, как Виктор Васнецов, и создал первый в новой России национальный храм".
Следующий мастер, о котором необходимо вспомнить - Михаил Нестеров. Художнику принадлежат четыре иконостаса нижних и верхних пределов, два запрестольных стенных образа, а также "Богоявление в крестильне".
И Васнецова, и Нестерова Адриан Прахов называл "греческими" живописцами. А вот "варяжскими" он уважительно величал Сведомского и Котарбинского. Художник-реалист Сведомский - сын землевладельцев из Перми, Котарбинский - поляк по национальности, живописец грациозного фантасмагорического стиля, проживал в белорусской деревне под Минском. Вдвоем они написали 18 картин и 84 отдельные фигуры.
Подряд на грунтовку стен и позолотные работы, а также на изготовление церковной мебели блестяще выполнил владелец иконостасной мастерской в Чернигове - Александр Иванович Мурашко.
Изучая историю Киевского Владимирского собора - этого величайшего храма-памятника - мы должны отдавать себе отчет в том, что народы России, Украины и Белоруссии объединены общей историей, культурой, искусством...
Александр Ужанов, директор Института социальной памяти
http://stoletie.ru/minuvshee/070914161732.html