Напряжение буквально витало в самой атмосфере зала на Второй Брестской, 6, где традиционно проходят заседания этого влиятельного общественного органа.
Видимо, чтобы успокоить собравшихся, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин сразу заметил, вопреки слухам, памятнику Пушкину ничего не угрожает - как стоял Александр Сергеевич, так и будет стоять на своем месте. Да и вообще сквер рядом с ним никак не изменится. А вот с другой стороны Тверской - в районе Макдоналдса, где раньше стояла шашлычная, сейчас разделенный проезжей частью сквер объединится и зелени в итоге будет даже больше. В подземной части здесь разместится паркинг на 800 машин с заездом в него с улицы Бронной, транспортный поток, ныне пересекающий улицу Тверскую, уйдет в тоннель, все три станции метро -"Тверская", "Пушкинская" и "Чеховская", ныне стоящая на отшибе, будут объединены единым подземным пространством, что само по себе намного удобнее для пассажиров.
Кузьмин пояснил, что этот проект прежде не входил в проект реконструкции так называемой Большой Ленинградки. Появился он в нем в качестве подарка инвестора городу. Город же должен отплатить ему в ответ разрешением построить подземный четырехэтажный торговый комплекс. И тогда все остальные расходы - строительство тоннеля, паркинга и объединение станций метро он возьмет на себя. Главный же выигрыш, который получат москвичи, по мнению главного архитектора, - это свободное движение автомобилей как по Бульварному кольцу, так и по главной магистрали столицы улице Тверской в сторону области.
Но уже следующее выступление - члена Экспертно-консультативного совета (ЭКОС) Зои Харитоновой лишь подтвердило первоначальное ощущение, что и на этот раз страсти вокруг проекта разгорятся нешуточные. "Я вынуждена сразу сказать, что такого пушистого бульвара, какой изображен здесь, москвичи никогда не увидят, - сказала она без обиняков. - Хотя бы потому, что 301 дерево, то есть все деревья без исключения, которые растут около памятника Пушкину и до Сытинского дома, оцененные в 30 миллионов рублей, будут вырублены. Пушкинская площадь в итоге превратится в бетонный мол, который можно будет украсить разве что расстеленными газонами...". "Нам показывают здесь, как будут двигаться автомобили, а я хочу спросить - где же люди? Ведь Пушкинская площадь - главное место для прогулок не только москвичей, но и жителей всей страны, когда они приезжают в столицу? - продолжала резко ставить вопросы перед замершим залом Зоя Васильевна. - Их всех предлагают отправить под землю. Никто не говорит, как они будут входить и как выходить из метро. А между прочим, в час пик здесь бывает до 30 тысяч пассажиров..."
Далее Зоя Васильевна напомнила, что данный проект родился 15 лет назад "от бедности", теперь же, когда москвичи стали "богаты и знатны", не мешало бы вспомнить о славной истории этого места. Она берет свое начало с шестнадцатого века - ведь именно здесь город встречал икону Страстной Божьей матери, построив в ее честь Страстной монастырь, фундаменты которого, как и другие остатки Белого города, являются частью охраняемого культурного наследия столицы, но могут быть превращены в ходе строительства в каменную крошку. "И все ради чего? - спрашивала Харитонова. - Чтобы устроить здесь торжище".
"Не нужна здесь торговля", - поддержал ее и депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. "И вообще, для того, чтобы благоустроить сквер и построить подземный паркинг, стоит ли вообще городить такой грандиозный проект?" - озвучил он вопросы, которые задают депутату избиратели.
В общем, ни среди архитекторов, ни среди представителей общественности не нашлось человека, который однозначно сказал бы: да, этот проект благо для Москвы и москвичей. Вот и мэр Москвы Юрий Лужков, славно приняв эстафету у предыдущих выступающих, тоже начал свое выступление с вопросов, которые, как он признался, задавал сам себе.
"Я спрашиваю себя, - говорил Юрий Михайлович, - решит этот проект транспортный вопрос на Бульварном кольце? И говорю - нет, так как его надо решать одновременно с Трубной площадью, Петровкой и Никитскими воротами. Как будут чувствовать себя люди в том самом объеденном пространстве метро, которое предлагает инвестор - тоже непонятно". Абсолютно ясно мэру было лишь то, что торговый центр в этом месте городу и в самом деле ни к чему.
Поэтому он предложил проект не принимать, а вот подземный паркинг все-таки построить, ибо это путь, по которому в наши дни идут все мегаполисы мира.
http://www.rg.ru/2007/07/03/pushkinskaya.html