- Николай Петрович, длительное время силовые ведомства в целом, и Пограничная служба в частности, испытывали серьезные трудности с финансированием. Ощущаются ли сейчас изменения к лучшему?
- Финансирование пограничных органов осуществляется в тех объемах, какие может позволить себе экономика государства. Так, в 1996-2000 годах финансирование Пограничных войск составило в среднем 54 проц. от заявленных потребностей, а в 2001-2007 годах - уже около 70 проц.
У нас в Пограничной службе есть универсальный финансовый показатель - "цена" километра границы, то есть объем затрат на его содержание. Так вот, анализ бюджета пограничных органов показывает устойчивый рост этой "цены". Так, в 2006 году километр границы обходился в среднем в 800 тысяч рублей, а в 2007-м - уже около 900 тысяч. Скорее всего и в дальнейшем объемы денежных средств, выделяемых на охрану государственной границы, будут расти.
- Сейчас много говорится о реформировании Пограничной службы. В чем суть реформы и как она коснулась системы материально-технического обеспечения?
Визитная карточка
Николай Петрович Кошарный родился в 1955 г. в Воронежской области. Окончил Березовский сельскохозяйственный техникум по специальности бухгалтер. Срочную службу проходил в Нарынском пограничном отряде Восточного пограничного округа КГБ СССР.
В 1985 г. окончил военный финансово-экономический факультет при Московском финансовом институте. Служил на различных должностях в финансовых структурах Краснознаменного Восточного пограничного округа КГБ СССР, Главного управления Пограничных войск КГБ СССР. Принимал непосредственное участие в финансовом обеспечении частей, выполнявших специальные задачи в ДРА.
С февраля 2005 г. - заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России.
- Наша страна последнее десятилетие проводит значительные реформы во всех областях деятельности, и сфера охраны границы не могла остаться в стороне. С 2003 года Пограничная служба вошла в состав ФСБ России. Соответственно, для решения стоящих перед нами задач потребовалось преобразование Пограничной службы из войсковой структуры в подразделение ФСБ. Чтобы этот процесс не отразился на качестве несения службы, его разбили на этапы.
По результатам первого этапа проблемы пограничной безопасности стали решаться в комплексе общих мер пограничных и территориальных органов как на ведомственном, так и на региональном уровнях.
Осуществлен переход от военно-административного построения Пограничных войск к системе пограничных органов, выстроенной по территориальному принципу. Основными субъектами организации охраны границы стали пограничные управления по субъектам Российской Федерации (направлениям), которые наделены всей полнотой прав и в полном объеме несут обязанности по охране наших государственных рубежей.
Региональные пограничные управления приступили к реализации организационно-контрольных и координирующих функций в пределах федеральных округов, все больше приобретая статус органов стратегического управления на важнейших направлениях государственной границы.
Ведется работа по преобразованию пограничных отрядов, отрядов пограничного контроля и отдельных бригад пограничных сторожевых кораблей в службы и отделы в составе пограничных управлений ФСБ России.
Наращивается оперативный потенциал пограничных органов, формируются подразделения мобильных действий и специального назначения. Активно внедряется в практику оперативно-служебной деятельности пограничных органов опыт проведения специальных пограничных операций.
Оптимизируется система пограничного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу.
В интересах технического оснащения пограничных органов с прошлого года реализуются "Программа вооружения Пограничной службы ФСБ России на 2006 - 2015 годы" и "Основные направления технического развития Пограничной службы на период до 2015 года".
- Столь масштабные изменения требуют всестороннего обеспечения, в том числе материально-технического...
- В первую очередь нам предстояло встроить все виды обеспечения в новую, территориальную систему пограничных органов ФСБ России. Причем важно было сделать это так, чтобы ни один пограничник не почувствовал ограничений в снабжении.
Одним из необходимых условий формирования пограничных органов Федеральной службы безопасности стала децентрализация системы материально-технического обеспечения оперативно-служебной деятельности. В ее рамках сокращены централизованные поставки, часть финансов передана в пограничные управления. Это предоставило руководителям пограничных органов финансовые рычаги управления, позволило сократить нагрузку на центральный аппарат по распределению средств и создать условия для сосредоточения его усилий на охране границы.
- Как обеспечивается финансирование Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 гг.)"?
- Руководство страны уделяет пристальное внимание развитию современной пограничной инфраструктуры. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая на расширенной коллегии ФСБ России 7 февраля 2006 года, высоко оценил вклад Пограничной службы в обустройство границы. "Благодаря сделанному, - отметил он, - перекрыт ряд маршрутов проникновения на российскую территорию международных террористов, оружия и наркотиков. Как следствие выросли и оперативные возможности пограничников на самом сложном направлении - Северо-Кавказском".
Во многом эти результаты достигнуты как раз за счет мероприятий, осуществляемых в рамках Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 гг.)".
У нас нет причин сетовать на плохое финансирование ФЦП "Граница". Денежные средства из бюджета выделяются в достаточных объемах. Задача в том, чтобы освоить эти средства полностью и с максимальным эффектом.
В 2006 году основные работы по обустройству осуществлялись на северокавказском и казахстанском участках границы. Все выделенные ассигнования были полностью освоены. На Северном Кавказе построено 38 пограничных застав, продолжаются работы на 34 заставах. Из планируемых десяти жилых домов построено пять, продолжается строительство еще пяти. На казахстанском участке границы из 43 запланированных военных городков строятся 20, в этом году начнем возводить еще 19.
- Что нового появилось в последнее время в техническом оснащении пограничных органов?
- Я уже говорил, что облик охраны государственной границы меняется. Сейчас мы стараемся, чтобы на помощь людям в зеленых фуражках пришла новейшая техника.
Руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии Владимир Егорович Проничев поставил перед нами четкую задачу по техническому развитию Пограничной службы. В настоящее время для ее реализации проводится более 30 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области создания новых технических средств охраны границы (ТСО).
На многих заставах установлены узлы спутниковой связи, на 27 заставах уже приняты на вооружение комплексы ТСО нового поколения.
Одной из интересных технических новинок может стать контроль протяженных участков границы беспилотными летательными аппаратами. В настоящее время руководство Пограничной службы рассматривает вопрос о принятии их на вооружение.
В 2006 - 2007 годах на доукомплектование пограничных органов поступило около 800 единиц легкового автотранспорта. Изучаются результаты испытаний перспективной автомобильной техники.
- Как вы взаимодействуете с Тылом Вооруженных Сил Российской Федерации?
- С Тылом Вооруженных Сил РФ у нас исторически сложившееся сотрудничество.
Пограничная служба ФСБ России готовит в высших военных учебных заведениях Минобороны специалистов тылового и технического профиля. Только в 2007 году получаем порядка 120 офицеров-специалистов.
В рамках межведомственной сопряженной системы тылового обеспечения Тыл Вооруженных Сил осуществляет обеспечение пограничных органов, дислоцирующихся в Калининградской области, в Северо-Кавказском и Северо-Восточном регионах России. Мы тесно взаимодействуем при завозе материально-технических средств в районы Крайнего Севера.
В марте 2006 года завершен первый этап передачи в воинские части Минобороны России в соответствии с распоряжением Правительства РФ вооружения и боеприпасов, высвобождающихся в ходе реформирования пограничных органов.
Это основные позиции нашей совместной работы, но кроме этого есть множество частных вопросов, которые решаются напрямую с ведущими центральными управлениями армейского тыла, а также с Главным квартирно-эксплуатационным управлением Минобороны России.
- Как изменится форма одежды пограничников, как будет выглядеть пограничник-2008? Сохранится ли традиционный символ - зеленая фуражка?
- Указом Президента РФ от 28 августа 2006 года N 921 для военнослужащих органов ФСБ, в том числе пограничников, определена к ношению новая военная форма одежды иссиня-черного цвета. Цветовая гамма была выбрана на основе истории военного костюма.
Символ пограничника - зеленая фуражка - остается в комплекте военной формы одежды, изменился только цвет канта и околыша. Он стал васильковым - по принадлежности к ведомству. За всю историю этого главного атрибута пограничной формы одежды, которая берет начало с приказа министра финансов России от 16 сентября 1909 года N 52, это не первое и, возможно, не последнее изменение деталей зеленой фуражки. Но менять исторически сложившийся цвет головного убора, полагаю, не стоит. Ветераны и потомки нас не поймут.
К настоящему времени отдельные подразделения Пограничной службы, задействованные в мероприятиях на межгосударственном уровне, уже обеспечены комплектами новой формы одежды. Прежде всего мы планируем одеть в новую форму сотрудников контрольно-пропускных пунктов, которые первыми встречают гостей нашей страны. Завершить переход на ношение новой военной формы одежды в пограничных органах планируется к 2010 году.
Сейчас Пограничной службой разрабатывается специальная одежда для отдельных категорий военнослужащих, исполняющих специфические служебные обязанности в различных климатических и географических районах России. Предстоит создать специальную форму одежды, максимально комфортную и соответствующую современным требованиям и условиям службы. Уже есть уникальные образцы такого комплекта одежды, которую можно носить и в дождь, и в зной, и в стужу.
Разработаны и проходят экспериментальную носку специальная одежда для непосредственного несения службы по охране государственной границы, досмотровая специальная одежда для сотрудников пограничного контроля.
- Стала ли менее острой ситуация с обеспечением военнослужащих жильем?
- К сожалению, нет. Это объясняется рядом причин объективного характера, и в первую очередь состоянием финансирования строительства и приобретения жилья, которое сложилось в последние годы.
Обеспечение жильем семей военнослужащих беспокоит руководство Пограничной службы и пограничных органов, поскольку от него напрямую зависит успех в выполнении задач по охране государственной границы. Для каждого пограничника очень важно, чтобы у его семьи было свое жилье. Он не должен думать о том, что, пока несет службу, его семью могут выпроводить из съемной квартиры, что ей придется срочно искать пристанище. Без преувеличения можно сказать: столь сложного положения с жильем, как сейчас, прежде мы не испытывали.
Однако это не означает, что мы смирились со сложившейся ситуацией и опустили руки. За последние три года из различных источников было получено для семей военнослужащих 3.200 квартир. Решены жилищные вопросы более 1.520 увольняемых военнослужащих путем выделения им государственных жилищных сертификатов. Вместе с тем нельзя оправдать то, что число военнослужащих, нуждающихся в жилье, не сокращается так, как хотелось бы. По состоянию на май текущего года квартир ждут 17 тыс. 489 пограничников.
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 2006 года для ФСБ России предусмотрено дополнительно выделить денежные средства на жилищное строительство в 2009 и 2010 годах.
В текущем году ожидается увеличение вводимого в эксплуатацию жилья. Планируем получить 3.112 квартир, в том числе за счет ФЦП "Граница" - 2.072, государственных капвложений - 460, государственных жилищных сертификатов - 580.
Программа, одобренная Президентом и Правительством РФ, предусматривает обеспечение к 2010 году жильем военнослужащих, состоящих в списках нуждающихся в жилых помещениях, а к 2012 году - нуждающихся в служебном жилье. Чтобы реализовать ее, придется серьезно поработать.
- А как обстоит дело с медицинским обеспечением военнослужащих пограничных органов и членов их семей?
- В соответствии с приказом директора ФСБ России от 30 августа 2004 года N 569 военно-медицинские и оздоровительные учреждения Пограничной службы переданы в подчинение Военно-медицинского управления ФСБ России и территориальных органов безопасности.
В настоящее время продолжается интеграция военно-медицинских подразделений пограничных органов в единую систему медицинского обеспечения ФСБ. Значительная часть военнослужащих и членов их семей прикреплена для медицинского обеспечения к поликлиникам военно-медицинских служб территориальных органов безопасности.
В связи с ростом бюджетных расходов на цели медицинского обеспечения существенно улучшилось снабжение лекарственными средствами, обновилась материально-техническая база медицинских подразделений. Так что вдохновляющие перемены в этой сфере налицо.
- Какие задачи подразделения материально-технического обеспечения Пограничной службы ФСБ России ждут в ближайшем будущем?
- Наша главная задача не меняется на протяжении десятилетий и заключается в своевременном и полном удовлетворении потребностей пограничных органов в материально-технических средствах, обеспечивающих выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Проще говоря, мы обязаны работать так, чтобы любой пограничник ни в чем не нуждался. То есть чтобы он был в добром здравии, сыт, обут-одет, экипирован и вооружен по последнему слову научной мысли и техники, имел крышу над головой, чтобы дома у него были свет, вода и тепло.
Что же касается новых задач, то в их числе, прежде всего, дальнейшая оптимизация системы материально-технического обеспечения в ходе планового реформирования пограничных органов при одновременном сохранении квалифицированного кадрового потенциала. Наряду с этим мы продолжим техническое перевооружение подразделений, переоснащение их новыми образцами вооружения, военной и специальной техники. Реализация высвобождаемого движимого военного имущества - также в числе новых задач, равно как и дальнейшее высвобождение военных городков, не используемых в охране границы, их реализация или передача в собственность субъектов Федерации и муниципалитетов.
Завершая беседу, подчеркну: при всех сложностях момента, остроте отдельных проблем охрана Государственной границы нашего Отечества с каждым днем становится все более надежной и эффективной.
http://www.redstar.ru/2007/07/04_07/2_01.html