Экуменизм с человеческим лицом

0
166
Время на чтение 3 минуты
"Даниель Штайн, переводчик" популярной российской писательницы, букеровского лауреата Л. Е. Улицкой - роман, вызвавший неоднозначную реакцию в обществе, т. к. затронул сложные социально-политические и религиозные проблемы современности. Недавно он был номинирован на премию "Большая книга".

Человек и пароход

Даниель Штайн - это мечта человечества. Его ждут во всех уголках мира, о нем вздыхает не одно ущемленное и обиженное существо. Не один благочестивый человек благословляет его путь на земле. Он Прометей, явившийся среди людей, чтобы показать им счастье и радость жизни, факелом своим зажигающий их сердца. Он сам - сердце бессердечного мира, как сказал бы Карл Маркс. Пришел он не научить, а спасти, вывести свой народ из тьмы и сени смертной...

Даниель Штайн, или, как именовали его на немецкий лад, Дитер, - молодой человек, поляк по происхождению, еврей по самоидентификации, силой обстоятельств оказался в годы войны в рядах гестапо. Воспользовавшись этим своим положением, он помогает выйти большой массе евреев из гетто, тем самым избавив их от неминуемой и немедленной гибели. Смерть настигала и его, но каждый раз что-то мешало ей причислить Даниеля к своей дани: в конце войны, пораженный событиями, говорившими ему о вмешательстве чуда в его жизнь, он принимает крещение, а потом уходит в кармелитский монастырь. Несколько позже брат Даниель исходит в новую страну Израиль и основывает там общину, изначально задуманную как церковь Иакова, т. е. церковь, в которой молятся потомки древнего народа на языке, родственно близком древнему языку Палестины.

Есть в романе и любовная интрига: молодой Даниель посещает семью католического священника и влюбляется в одну из его дочерей, а через какое-то время узнает, что вся семья казнена фашистами, и только в конце жизни ему открывается, что Марыся - его возлюбленная - спаслась и подвизается в монастыре на территории Израиля в непосредственной близости от места его служения. Но эта красивая история не является основной линией романа. Община отца Даниеля прекращает свое существование после его гибели, этим завершается роман.

Служение Даниеля как миссионера - на обложке книги, где кроме имени указана как будто и его жизненная профессия. Действительно, он скорее не священнослужитель. По замыслу автора герой, наделенный необыкновенными способностями к языкам, помогает польским, американским, чешским, французским, русским евреям понимать друг друга и идти к вере. Объединяющую роль в этом играет иврит, на котором волей или неволей общаются все мигрировавшие в Израиль. Людмила Улицкая ставит вопрос глобальней - Даниель должен переводить с языка любви, языка "незнакомого", языка духовного на язык человеческий. Знаменитыми словами апостола Павла о языках предваряется книга.

Выходу книги в свет сопутствовали два знаменательных события, важных для российского общества. Так, книжная встреча хотя и номинальных по сути представителей двух течений мирового христианства - католика Даниеля и православной писательницы - состоялась накануне редкого совпадения дня, когда католики и православные вместе справляют Пасху. Другая дата напоминает о событии, созвучном миротворческой идее книги: тезка нашего героя, русский монах Даниил, или, как он себя назвал, игумен земли Русской, оказался 900 лет назад на Святой земле и был принят латинским правительством. Монах Даниил в оставленных им записках свидетельствует о взаимной благожелательности крестоносцев и русской миссии, когда состоялось совместное богослужение.

Есть ли интрига в форме излагаемого в книге? Ну конечно, весь материал подан так, как будто к созданию книги привлечено множество документальных источников. Сама автор время от времени поясняет части романа комментарием, оформленным как письмо близкому лицу. Однако из-за того, что источники кажутся порой фантастичными, например запись разговора главного героя с Папой Римским, возникает соблазн провозгласить это литературное творение новым "Кодом да Винчи". Нет, нет, никаких ярлыков вешать не станем, тем более что у Людмилы Улицкой нет стремления перевернуть историческую науку. Она преследовала более глубокую цель. Некая напряженность чувствуется в замысле повести.

Полемичность в общем-то вполне художественной, занимательной книги сделала значительным ее вход в современный литературный мир. Эта полемика открывается в основном по двум вопросам: отношение мира к еврейскому народу и определение роли религии в жизни человека. Об этом говорят герои, это часто слышится и в прямой речи увлекшегося темой автора, повествование таким образом сбивается на публицистический лад.

Роман, однако, сохраняет рамки художественности, и передаются идеи автора чисто художественными средствами. Вот его образный мир, возникший на почве конфликта современного решения этих двух вопросов, нам и предстоит рассмотреть.

Продолжение следует...

http://www.taday.ru/text/43333.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17