itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православная трапеза

Почему монахини решили открыть ресторан как миссионерский проект? В чем его миссия?

0
183
Время на чтение 5 минут
В ноябре 2006 года при екатеринбургском Ново-Тихвинском женском монастыре открылся ресторан. "Православная трапеза" находится в одном из зданий монастыря, попасть в ресторан можно прямо с улицы. В монастыре хотят, чтобы "Православная трапеза" стала местом, где верующие в тихой и спокойной атмосфере смогут пообщаться друг с другом или отпразновать какое-нибудь событие. Кроме того, сестры возрождают традиции парадных обедов и занимаются поиском дореволюционных рецептов.

У Ново-Тихвинского монастыря один из самых больших приходов в Екатеринбурге. По воскресеньям на Литургию собирается более 600 человек. Рядом с храмом находится маленькое кафе, в меню - чай, кофе, выпечка, домашние пельмени и вареники, которые прихожане охотно покупают домой. Многие заходят в кафе после службы, чтобы выпить чай с булочкой и поговорить. Однако в кафе всего два столика, и в воскресные дни посетителям приходится перекусывать стоя или брать свежие вартушки и грибные пироги на вынос.

Два года назад сестры решили, что было бы правильно вместо тесного кафе сделать что-то вроде настоящей столовой или закусочной. Если люди так активно покупают домашние полуфабрикаты, то, наверное, они бы с удовольствием обедали и ужинали в такой столовой при монастыре. Днем там обедали бы студенты (поблизости расположено несколько учебных заведений), а по выходным и праздникам - прихожане.

"Мы стали думать, где закусочная может быть устроена: или за стенами, или на территории монастыря, - вспоминает монахиня Марфа, которая возглавляет "Православную трапезу". - Обратили внимание на трехэтажное здание, которые два-три года как было возращено монастырю, но стояло фактически брошенным. Перекрытия сгнившие, крыша в аварийном состоянии, хотя стены невероятно прочные, толщина больше метра... Выяснилось, что когда-то в этом здании располагалась трапезная, поэтому мы получили благословение и начали капитальный ремонт".

В августе 2005 года началась реконструкция здания. А следующим летом перед монастырем возвели парусиновую палатку с окнами, в которой организовали кафе. В меню - салаты, семга, судак на гриле. Из спиртных напитков только вино. Монахиня Марфа рассказывает, что все лето в кафе были гости.

Одновременно продумывали концепцию для будущего заведения. Сестры консультировались со специалистами, беседовали со спонсорами, смотрели за восстановлением здания и постепенно пришли к мысли, что следует делать не закусочную, а полноценный ресторан. "Наш монастырь все время на виду, - рассказывает монахиня Марфа. - Чуть ли не каждую неделю приезжают гости, которых надо как-то принимать. До того как мы открыли ресторан, это было проблемой, приходилось беспокоить сестер, накрывать столы, готовить. К тому же и один из благодетелей обители настойчиво советовал подумать именно о ресторане. Он часто бывает в дорогих заведениях, и, по его наблюдениям, приличных мест, где было бы вкусно, но при этом спокойно, где можно было бы пообедать семьей, в Екатеринбурге нет". Когда окончательно решили создавать именно ресторан, подготовка помещения уже шла полным ходом. Сестрам пришлось на ходу вносить изменения и даже сменить подрядчика. Изучать ресторанный опыт сестры поехали в Москву. Они посетили три столичных ресторана, которые относятся к разряду лучших: "Ностальжи", "Continetto Antinori" и "Пушкинъ".

При создании "Православной трапезы" сестры также старались выбирать все самое лучшее: мебель, посуду, обрудование на кухню. Все продукты обязательно свежие, в ресторане запрещено использовать замороженное мясо (только охлажденное). В результате "Православная трапеза" встала в ряд с самимыми дорогими ресторанами Екатеринбурга. Обед или ужин стоит 1200 рублей, хотя по воскресеньям для прихожан готовят доступные обеды за 150 рублей.

Интерьеры "Православной трапезы" напоминают убранство дворянских гостинных - с колоннами, лепниной на стенах и мягкой цветовой гаммой. В залах современная мебель, текстиль, а на стенах сменная экспозиция из картин или икон.

Русская тема легла и в основу меню. Сперва была идея вообще готовить лишь русские блюда, даже намеревались сложить русскую печь, но потом передумали: все-таки в классицистском интерьере печь выглядела бы неуместно. Да и русская кухня к XIX веку изменилась в связи приездом в Россию поваров из Франции. "Эти повара оставили много записей о том, какие блюда они готовили для русского дворянства, - рассказывает монахиня Марфа. - Мы специально ездили в бывшую Ленинскую библиотеку, искали эти записи и рецепты".

Меню в ресторане постоянно меняется. После Масленицы, когда пекли блины по старинным рецептам, в том числе и многослойные с бизе, вводили меню Великого поста. "На время поста у нас действовало четыре разных меню: овощное, меню с морепродуктами и без масла, - говорит шеф-повар Сергей Шевелев. - Причем блюда из морепродуктов мы подавали только по субботам и воскресеньям". В меню нет крепких спиртных напитков, только вино. Днем и вечером в зале ненавязчиво звучит фортепьянная музыка.

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий благославил создание ресторана, полностью поддержал инициативу сестер и побывал в "Православной трапезе" после открытия.

На плакате, который висит у входа в ресторан, написано, что здесь можно отметить крестины, юбилеи, дни рождения и другие праздники. В ресторане уже было несколько банкетов. Венчания в "Православной трапезе" пока не отмечают. "Если только это не пара средних лет, которая тихо решила повенчаться", - добавляет монахиня Марфа.

Ново-Тихвинская обитель известна на всю страну тем, что возрождает старые русские традиции. Сестры восстанавливают традиции древнерусского богослужебного пения, так называемых одноголосных распевов, обращаются к древним традициям иконописи. В "Православной трапезе" тоже занимаются изучением старины. Сестра Марфа рассказывает, что в ресторане хотят воссоздать традицию парадных обедов, которая была распространена в XIX веке. Первый парадный обед устроили на Рождество. Приглашены были благодетели обители, их семьи и друзья. Составили меню из четырех смен блюд, продумали программу, в которую входило чтение стихов и игра на скрипке, каждому гостю сделали именные таблички на стол. "Все прошло очень хорошо, тепло и как-то даже по-семейному. Под конец никто уже на своих местах не сидел, все ходили по ресторану, перезнакомились друг с другом", - вспоминает монахиня Марфа.

Основная работа по организации ресторана легла именно на ее плечи. "Конечно, о ресторанах я не знала ничего и до прихода в монастырь особенно не готовила, - рассказывает она. - Но меня благословили на эту работу, поэтому хочешь - не хочешь, а пришлось разбираться. Я даже сама проектировала, как расставлять оборудование, показывала схемы специалистам. Ошибки, конечно, были". Монахиня Марфа сама находила поставщиков, ездила на переговоры, выбирала оборудование. Сестры даже связались с одним из известных московских поваров Юрием Рожковым и ездили к нему на консультацию.

"Делать ресторан при монастыре - дело очень ответственное, - объясняет монахиня Марфа. - Мы хотели, чтобы наш ресторан был по-настоящему профессиональным и современным". Интерьер ресторана создавался под руководством монахини Анастасии. Музыку подбирала монахиня Венедикта, которая раньше преподавала в Екатеринбургской консерватории. В выборе рецептов и дегустации меню участвует инокиня Исихия. До пострига она преподавала французский и английский языки в школе.

Однако самих сестер гости ресторана не видят. Обслуживают их обычные девушки-официантки, на кухне тоже работают светские повара. О том, что ресторан создан обителью, напоминают кружка для сбора пожертвований в зале, молитвы перед началом и после трапезы, иконы на стенах и еще салтфетки, на которых вышито "Ангела за трапезой". У гардероба лежат православные журналы "Фома" и "Нескучный сад".

В "Православной трапезе" работают самые разные люди. Главный критерий - профессионализм и нравственные качества, а не религиозные убеждения.

Во время нашей беседы сестра Марфа часто подчеркивала, что "Православной трапеза" - это бизнес-проект, который должен приносить прибыль. Через четыре месяца после открытия ресторан вышел на самоокупаемость. За январь в "Православной трапезе" побывали больше тысячи посетителей. "Мы пока не можем прогнозировать посещаемость, так как наше меню привязано к церковному календарю, - говорит сестра Марфа. - Должен пройти хотя бы год".

Людями деловым и современным недостает вдумчивого, неторопливого общения. Сегодня этой "привилегией" вполне пользуются только насельники монастырей. Как поделиться этим опытом с мирянами? Ресторан "Православная трапеза" - один из возможных вариантов ответа. В некотором смысле - это новый взгляд на православную миссию в современном мире.

http://tserkov.info/numbers/monastery/?ID=2147
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40