Святитель Панарет, епископ Пафский

Память 1 мая

0
145
Время на чтение 5 минут
Свт.Панарет, епископ Пафский
Свт.Панарет, епископ Пафский
После посещения Кипра апостолами Павлом и Варнавой христианство начало распространяться по всему острову. Несмотря на преследования, тюремные заключения и казни христиан, Церковь Христова росла и укреплялась. Апостолы продолжали помогать утверждению христианства на острове, посылая людей, способных помочь миссионерскому делу. Так после смерти апостола Варнавы апостол Павел послал в Пафос Епафраса и Тихика, чтобы они продолжали проповедовать здесь слово Божие. Епафрас был рукоположен святым Гераклидом во епископа Пафского, а Тихик стал епископом Лимасола. Византийский период истории стал расцветом для Кипра. Округ Пафос включал тогда две епископии: Пафскую с кафедрой в Пафосе и Арсинойскую с кафедрой в городе Арсиное.

Позднее последовали тяжелые годы "франкократии", когда остров принадлежал католической Венеции. Латиняне оказывали сильное давление на киприотов в отношении православной веры, пытаясь обратить все население острова в католичество, но Кипрская Церковь до крови боролась за то, чтобы сохранить Православие.

За периодом "франкократии" последовала эпоха турецкого владычества, полная серьёзных испытаний для кипрского народа. Опасаясь, что Запад попытается отвоевать Кипр, турки искали поддержки у греческого населения и вернули Православной Церкви права, отнятые латинянами. Кипрская Церковь была признана автокефальной, а население острова православным. Епископии, монастыри и большое количество церковного имущества, отнятого латинянами - все было возвращено Православной Церкви. Независимость Церкви и полученные права позволили ей играть важную роль в религиозной, политической и экономической жизни Кипра. Архиепископ считался теперь не только главой Кипрской Церкви, но и вождем всего греческого населения острова.

Однако как только вероятность захвата Кипра Западом исчезла, турки изменили политическую линию и начали преследовать греческое население. Так что лояльное по отношению к христианам поведение турок продолжалось всего 10-15 лет. Далее опять начался период угнетения. Произвол наместников, непомерные налоги, отсутствие прав - все это доводило многих греков до полного отчаяния. Некоторые даже переходили в ислам, ища определенных привилегий и прекращения унижений. Большинство, однако, оставалось тайными и явными христианами. Перед лицом реальной опасности Кипрская Церковь сумела сплотить греков, вдохнуть в них силы и стать оплотом веры и центром национально-освободительного движения. То, что греческий народ выжил в тяжелые годы турецкого владычества на Кипре, явилось в первую очередь следствием активной деятельности православного духовенства, направленной на сохранение национального самосознания и веры.

Одним из иерархов, трудившихся во благо укрепления Церкви в тяжелые годы турецкого владычества, был святой Панарет, епископ Пафский. Своей добродетельной жизнью и пастырской деятельностью он помогал кипрскому народу и, в особенности, жителям Пафоса сохранять верность греческой православной традиции. Святой Панарет (по-гречески - " добродетельный во всех отношениях"), как написано в его житии, "имел имя по своим делам и дела в соответствии с именем". Он родился в начале XVIII века в деревне рядом с Аммохостом и стал монахом в тамошнем монастыре святого Анастасия. Святой Панарет окончил школу греческой грамматики и музыки, основанную архиепископом Кипрским Филофеем, с которым святой позднее находился в дружеских отношениях. В 1764 году святой Панарет стал игуменом монастыря Богородицы Паллуриотиссы. В 1767 году он стал епископом Пафским и нес архипастырское служение в Пафосе до своей смерти в 1790 году.

Время служения святого Панарета пришлось на трудный период, когда угнетение со стороны турок было особенно сильным. Святой как ласковый отец вместе со своей паствой переносил все тяготы и невзгоды, укреплял народ в борьбе за сохранение православной веры и одновременно пытался смягчить суровые условия его существования. Усилиями святого в 1744 году был заменен турецкий наместник Пафоса, отличавшийся особой жестокостью. В 1783-1784 гг. святой Панарет с другими митрополитами отправился в Константинополь, где им удалось добиться удаления с Кипра Хаджибакки, угнетавшего киприотов непомерными налогами. Будучи епископом, святой Панарет занимался проблемами каждого, кто просил его о помощи. Он уделял много времени просвещению порабощенного греческого народа в то время, когда на Кипре не было школ. Святитель содействовал изданию книги афинского философа Феофила Коридаллеаса "О рождении и смерти у Аристотеля" (1780) и книги архимандрита Киприана "История острова Кипр" (1788).

Участие святого Панарета в церковной жизни Кипра было особенно важным, так как это был период активной исламизации греков. Православные Церкви превращались в мечети. Святой Панарет призывал народ к восстановлению церквей, и его заслугам принадлежит восстановление многих храмов Пафоса, а также нескольких монастырей. Кроме того, при нем в Пафосе было написано большое количество икон, многие из которых сохранились до наших дней. На собственные святитель построил храм святого Анастасия в Аммохосте и обеспечил его иконами. Также он украсил раку с главой апостола Филиппа, находящуюся сейчас в монастыре Честного Креста в Омодосе, и заказал икону апостола. На ней изображен и сам святой Панарет, протягивающий апостолу серебряный ларец с его главой.

Как уже было сказано, уровень образования порабощенных киприотов был низким из-за отсутствия школ и запрета на преподавательскую деятельность. Поэтому единственным средством сохранения веры в народе было присутствие святых людей, которые своей жизнью показывали путь христианина, величие Православия по сравнению с исламом, и являлись предметом для подражания. Таким маяком был и святой Панарет, присутствие которого воодушевляло народ и давало грекам силы переносить тяготы рабства, не поддаваясь турецкому влиянию. В отношении Панарета справедливы слова святителя Иоанна Златоуста, сказанные о другом святом - Мелетии Антиохийском: "Даже не говоря ни слова, одним видом своим он учил души людей добродетели".

Святой Панарет сочетал свою пастырскую деятельность с суровой подвижнической жизнью. Он отличался воздержанием, сну предпочитал молитву, исповедовал со смирением, служил с благоговением. Укрощая страсти и смиряя плоть, святой носил на теле бронзовую и железную вериги. Еще при жизни святой был отмечен даром чудотворения. В его житии описан случай, когда один священник присвоил церковные деньги и отрицал это. Святой Панарет приказал ему молчать и тот онемел. Позднее священник этот тяжело заболел и перед смертью послал за святым Панаретом, умоляя о прщении. Святой пришел к несчастному, и, когда он приблизился, священник обрел дар речи, исповедовался, получил прощение и мирно скончался.

Кончина святого Панарета отражала венчала всю его добродетельную жизнь. Святой предсказал свою смерть и приготовил себе гроб на том месте, где сегодня находится алтарь кафедрального собора святого Феодора в Пафосе. Также святой Панарет предчувствовал, что в Пафос приедет Парфений епископ Карпафский, за которым он послал. Когда Парфений пришел к святому, тот исповедовался ему, причастился и умер. При похоронах святителя произошло много исцелений.

За добродетельную жизнь и чудеса Панарета стали почитать как святого практически сразу после его кончины. Однако официально он был причислен к лику святых в конце XVIII века, когда патриархом Константинопольским был киприот Герасим III (1794-1797). Вериги, которые носил святой Панарет, находятся сейчас в монастыре Ставровуниу. На греческом острове Саламин в одной из церквей сохранилась древняя фреска с изображением святого. Позднее же на Кипре было написано большое количество его икон. Святого особенно почитают в Пафосе, а день его памяти празднуется 1 мая.

Перевод с греческого Николай Иванов

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=537&did=2019
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 16:41
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38