Защищая святость жизни

Беседа с врачом-священником игуменом Филиппом (Филипповым)

0
164
Время на чтение 9 минут

Общество православных врачей

- Отец Филипп, мы уже довольно давно не беседовали с вами на медицинские темы. И накопились новые вопросы. Хотелось бы, в частности, спросить вас о деятельности Общества православных врачей Республики Коми, которое вы возглавляете.

- Оно существует у нас около трех с половиной лет. За основу был взят опыт сообщества православных медиков Санкт-Петербурга. У нас очень хорошие отношения с его председателем, отцом Сергием Филимоновым. Еще до того как они завязались, меня мучил вопрос: почему я, врач, ставший священником, так мало внимания уделяю просвещению своих коллег? Тем более что в епархии мне приходится отвечать за религиозное образование и катехизацию. Знакомство с отцом Сергием стало последним аргументом в пользу создания у нас Общества врачей-христиан, которое объединяет сейчас примерно пятьдесят человек. Среди них около тридцати врачей, а также медсестры и шесть преподавателей сыктывкарского филиала Кировской медакадемии.

- Насколько мне известно, вы не единственный врач-священник в республике. Остальные принимают участие в работе общества?

- К сожалению, у них нет такой возможности. В Усинске у нас служит отец Константин Макашов, он анестезиолог-реаниматолог. Но так как в этом городе не хватает врачей, ему приходится активную пастырскую деятельность совмещать с не менее напряженной медицинской. Отец Николай Еременко из Ухты тоже бывает очень занят. Они наши ассоциированные члены.

- Как проходят собрания общества?

- Собираемся мы раз в месяц. На последней встрече выслушали выступление иеромонаха Игнатия (Бакаева) о человеке как творении Божием и его предназначении. Отец Игнатий много работает с больными - врачи его знают и специально попросили пригласить. Состоялась также встреча с Сыктывкарским обществом анонимных алкоголиков. Узнав, что в других регионах их единомышленники работают в контакте с епархиями, они тоже решили навести мосты с Церковью.

Что еще? Одна из наших врачей недавно побывала в Саратове. Накануне поездки мы попросили ее разузнать об Обществе православных врачей Саратова и выслушали ее доклад на эту тему.

- Занимается ли ваше общество какой-то практической деятельностью?

- В Саратове врачи-христиане действительно перешли к ней. Произошло это и в Петербурге, где организована круглосуточная телефонная линия. Там можно получить какие-то медицинские консультации. Мы движемся сейчас в этом направлении, проводим консультации, даем советы. Но это происходит скорее эпизодически. Упор делаем пока на другом.

- На чем именно?

- "Врачу - исцелися сам" - вот главный принцип в медицине, ныне полузабытый. Наша задача просветить хотя бы несколько десятков врачей Сыктывкара. Необходимо превратить их в ту силу, которая сможет полноценно отстаивать в медицинском сообществе основные этические принципы нашего искусства. Сегодня эти принципы подвергаются жесточайшим испытаниям, никто не застрахован от коммерциализации, в том числе и православные медики. Ведь от них так же, как и от всех российских врачей, требуют приносить доход, выходить на самоокупаемость. Это приводит к бесчисленным сделкам с совестью, нарушениям клятвы Гиппократа. Поэтому так важно то, что мы собираемся, все это обсуждаем, обмениваемся опытом, морально друг друга поддерживаем. Это исключительно важно - создание таких островков, где сохраняется верность принципам русской медицины.

- Насколько сегодня отличаются друг от друга платные и бесплатные услуги?

- Конечно, платная медицина обладает большими возможностями. За деньги легче попасть на сложное обследование, очередь там меньше в несколько раз. Говорят, что аппаратура должна окупаться, необходимо вернуть в бюджет деньги, потраченные на ее закупку. И все-таки многое зависит от врача, от его чувства долга, отношения к людям. Есть искушение у специалиста, который получает невысокую зарплату, лучше относиться к тем, кто готов выложить деньги из своего кармана. Хочется сформировать круг пациентов, которые будут тебя содержать, а остальные люди как бы сливаются в безликую массу. Деление на платную и бесплатную медицину превращает врача в обычного ремесленника, которому все равно, что холодильник ремонтировать, что человека лечить.

В этом весь ужас коммерциализации. Государство утрачивает понимание, что главное достояние страны - здоровье ее граждан.

- Нацпроект в области здравоохранения сможет чем-то помочь?

- Я не уверен: как-то бессистемно все делается, больше напоказ. Вот прошло много сюжетов в СМИ о закупке новых машин "Скорой помощи". Это хорошо, конечно, но зачем нужны эти машины, если нет лекарств? В декабре мы в республике вплотную подошли к катастрофе, начались проблемы с инсулином и сахаропонижающими препаратами. На сегодняшний день удалось получить только инсулин. И приходится выписывать больным не то, что им нужно, а то, что есть в аптеке, например плохо очищенный отечественный препарат вместо хорошего немецкого. Российский препарат считается аналогом, но какой это аналог, если у него куча побочных эффектов?

В такой трудной ситуации приходится сегодня работать российскому врачу. И здесь легко забыться или ожесточиться, утратить нравственные ориентиры. Вот чего пытается не допустить наше общество. Мы должны, вопреки всему, помнить о человечности.

- Помимо заседаний, ведется какая-то другая работа?

- Да, конечно. Мы вместе совершаем паломнические поездки, летом хотим отправить наших врачей с семьями на епархиальное подворье в Анапу, поправить собственное здоровье, пообщаться.

Медицина и этика

- Насколько мне известно, вы недавно защитили диссертацию?

- После того как я закончил аспирантуру Свято-Тихоновского гуманитарного университета, возник вопрос: где защищаться? Можно было сделать это в СТГУ, но зная, что Киевская Духовная академия - колыбель православного образования в России, я представил туда свою работу по биоэтике. Там же решил защититься и владыка Питирим. В итоге ученый совет академии присудил нам кандидатские степени, а затем Ужгородская богословская академия имени святителей Кирилла и Мефодия - докторские. Биоэтика - это тема, которая у нас, в Церкви, до сих пор исследовалась слабо, что отметили почти все мои рецензенты. Между тем вопросов по этой теме возникает много. Как соотносятся медицинская и христианская этики? Какие нормы морали в них соответствуют друг другу, а какие нет? Насколько клятва Гиппократа сохраняет свою важность для современной врачебной практики? Без ответов на эти вопросы нашей Церкви трудно адекватно реагировать на угрозы нового времени.

Владыка Кирилл Смоленский предложил мне недавно сотрудничество в работе над дополнениями к Социальной концепции Русской Церкви. Кстати, тема "Православие и медицина" - это самое слабое место в концепции.

- Что вы имеете в виду?

- Неудовлетворительна, на мой взгляд, позиция по абортам. Там есть некоторое недопонимание, что из себя представляет практика детоубийств. Сказано, что возможно совершение абортов по медицинским показаниям, но в условиях, когда медицина полностью игнорирует права ребенка в первые недели его жизни, таких показаний бездна. Если бы женщины при всякой потенциальной угрозе для своего здоровья прерывали беременность, страна бы уже обезлюдела.

Здесь дело не в том, что авторы концепции проявили излишнюю либеральность. Они исходили из верной по-своему идеи, что женщина имеет право не идти на смертельный риск. Но в реальности все кругом - риск. По городу пройтись - опасно, на самолетах летать - тоже и т.д. Поэтому в концепции должна быть четко оговорена степень угрозы для жизни женщины.

- Какие вопросы вы хотите затронуть в подготовке дополнений к Социальной концепции?

- Они будут касаться медицинских опытов со стволовыми клетками, фетальной терапии, клонирования. Поясню: фетальная терапия - это использование тканей абортированных младенцев. Из них, например, готовят кремы для омолаживающих масок, так как эти ткани обладают большой жизненной силой.

- Я слышал, что ими нередко пользуются сильные мира сего?

- Говорили, что фетальная терапия применялась при лечении Ельцина. Не берусь утверждать, точно не знаю.

- А что такое стволовые клетки?

- Они находятся в пуповине ребенка и могут приобретать свойства того органа, куда их подсаживают, например сердечной мышцы, восстанавливая поврежденные ткани. С их помощью, в принципе, можно лечить человека, перенесшего инфаркт, заживлять травмы позвоночника и так далее.

- Что плохого в этой методике?

- Методика перспективная, и ничего плохого в ней не было бы, если бы ученые-медики извлекали стволовые клетки из пуповины новорожденных. Но они предпочитают неродившихся младенцев, пуповина которых намного богаче стволовыми клетками. Хотя на конечное качество препарата эта разница не влияет, все упирается в степень сложности работ и, соответственно, в деньги.

- А есть препараты, которые сознательно готовятся из тканей новорожденных, а не погибших младенцев? С тем, чтобы ими можно было лечить людей, не одичавших в ходе прогресса.

- Нет, таких препаратов не существует, поэтому для христиан эта методика пока неприемлема. А ведь она могла бы помочь многим больным, не будь она за счет гибели детей.

- Вы сказали, что одна из проблем, которая будет рассмотрена во время подготовки дополнений к Социальной концепции, - это эксперименты в области клонирования. Но ведь в России они не проводятся. Чем вызвано беспокойство Церкви на этот счет?

- Дело в том, что в мае заканчивается мораторий на все научные разработки, связанные с клонированием, который действовал в нашей стране пять лет. К этому готовимся мы - сторонники традиционных этических принципов в медицине, но готовятся и либеральные ученые. Они надеются протолкнуть закон о терапевтическом клонировании, то есть выращивании тканей отдельных органов человека, например печени. Трудно сказать, насколько это перспективно. Клонированные ткани, если их пересадить больному, могут повести себя самым неожиданным образом, контролировать их пока невозможно. Они способны, например, привести к раковым заболеваниям. Вспомним, как недолго прожила клонированная овечка Долли, стремительно состарившись. Допустим, эти трудности преодолимы. Тогда следующим шагом станет клонирование человека? На это имеются и спрос, и большие деньги, например со стороны состоятельных людей, желающих клонировать себя или умерших близких. Их мало интересуют представления о святости жизни.

- Почему, кстати, нет моратория на фетальную терапию? Ведь это страшнее клонирования.

- Здесь большую роль играют коммерческие интересы. Россия - один из главных поставщиков фетальных тканей на мировой рынок. Покровителей у идеи клонирования пока значительно меньше.

В нашей стране, где без Бога "все позволено", либеральничанье в области медицины может приводить к страшным последствиям. Это ведь не только удар по христианским основам нашей жизни. Безнравственность, безверие влекут за собой разрушение физическое. Нужно заботиться о здоровье человека прежде, чем он заболел, или тогда, когда его можно исцелить с помощью традиционной медицины. Заботиться, наконец, о здоровом потомстве, и тогда будет и долголетие, и активное участие в жизни общества. А то у нас скоро работать станет некому. Нация больна.

- Какими еще проектами вы намерены заняться на общецерковном, российском уровне?

- Много предстоит сделать по созданию этического Кодекса православного врача. В Католической Церкви такая Хартия существует - очень хороший документ, где даны рекомендации для всех направлений медицинской деятельности - научной, лабораторной, клинической. У нас такого документа нет, а копировать католический мы не можем. Там заложены принципы, которые православию не вполне подходят, не всегда реалистичные. Поэтому нам придется создавать свой Кодекс, и мне хотелось бы над этим поработать.

Вопросы читателей

- К нам, в редакцию, поступают вопросы от читателей, касающиеся медицинской области. Часто спрашивают о прививках. В православной среде есть тенденция отказываться от них как от чего-то небогоугодного.

- Это, конечно, не так. Правила для всех случаев здесь не существует. Несомненно, есть инфекционные заболевания, против которых прививки обязательны. Такие, как коклюш, дифтерия, столбняк - они были побеждены только с помощью вакцинации. Но есть заболевания, против которых людей прививают почти в экспериментальном порядке. Непонятно, насколько они помогают. Это касается многих гепатитов - С, G, B, E... Людей прививают, когда в этом нет необходимости, то есть число заболевших настолько невелико, что с таким же успехом можно всех людей заставить носить надувные жилеты, предохраняя от опасности утонуть. К тому же есть много ненадежных или фальсифицированных сывороток. Как минимум, перед тем как привиться, требуйте от медиков сертификаты на вакцины.

И есть ясные противопоказания против вакцинации. Нельзя, например, прививать детей с недомоганиями. У нас в погоне за высоким процентом вакцинации об этом нередко забывают. Итак, прежде чем привиться, изучите сертификат, противопоказания, выясните, существует ли в вашем регионе или в том, куда вы собираетесь ехать, повышенный риск заразиться той или иной болезнью. Если заболел один человек на область, то риск пострадать от прививки становится выше, чем риск заболеть. Это касается, например, гепатита В. Нужно также выяснить, от чего конкретно вас прививают. Бывает так: надвигается эпидемия одного вида гриппа, а прививают от другого. Прививки - дело важное и нужное, но подходить к нему нужно ответственно.

* * *

- Второй вопрос: как традиционная медицина, которая объединяет и верующих, и неверующих врачей, смотрит на пользу молитвы для здоровья?


- Мне очень часто задают этот вопрос - полезно ли чтение утреннего и вечернего правил для здоровья. То, что это для души хорошо, все понимают. Но желают по маловерию немножко подстраховаться и ищут практической пользы.

Оценка этого лежит за пределами нашей беседы, поэтому скажу о том, что Господь устраивает жизнь христианина так премудро, что молитвенная практика, действительно, обоснована с точки зрения медицины.

Человек, проснувшись, вскакивает, суетится, бежит куда-то, потом, вечером, бросается в сон, не подготовившись, что ведет и к бессоннице и кошмарным видениям. Организм не успевает перестроиться. При резком переходе от сна к бодрствованию и наоборот возникает сосудистый перегруз, что может однажды закончиться инфарктом, не говоря о сосудистых кризах, и вообще - переносится довольно тяжело.

А вот христианин, испрашивая на молитве благословение на грядущий день, а потом на сон, избавлен от подобных неприятностей, плавно переходит из одного телесного состояния в другое. Это еще один пример, насколько наша физиология зависит от душевного состояния. Они - части целого, должны действовать в согласии, и страдают, когда такое согласие отсутствует.

Беседовал В.ГРИГОРЯН

http://rusvera.mrezha.ru/538/6.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Филипп (Филиппов)
Все статьи Игумен Филипп (Филиппов)
Последние комментарии
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.12.2024 16:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.12.2024 16:42