ДОЛГИЙ ПУТЬ К ОКЕАНУ
Присутствие на этой торжественной церемонии Юрия Лужкова было не случайным. Именно столичный градоначальник 2 ноября 1996 года вместе с тогдашним руководителем администрации президента Анатолием Чубайсом заложили закладную доску крейсера, который должен был вступить в боевой строй ВМФ еще в 2002 году. Но этого не случилось.
Причин тому много. Но главное - не заладилось со стратегическим ракетным комплексом, предназначенным для субмарины. По проекту его основой планировали сделать глубоко модернизированный твердотопливный комплекс Р-39 (РСМ-52 или SS-N-20 Sturgeon, по западной классификации) "Барк", начало разработок которого относится аж к 1982 году для самых больших в мире подводных крейсеров 941-го проекта "Тайфун". Но ракета, созданная миасским государственным ракетным центром "КБ имени академика Макеева", как говорят специалисты, "не полетела". Все три ее официальных испытания на полигоне в Неноксе, на берегу Белого моря закончились полной неудачей. Она взрывалась почти сразу же после старта практически на глазах у руководителей Минобороны и ракетной промышленности.
Специалисты до сих пор спорят, почему не пошел "Барк". Они вспоминают, что в советские годы на "временные неудачи" с испытательными пусками никто не обращал серьезного внимания. Тогда отстреливали до 30-40 ракет с самыми разными результатами, прежде чем выносили по ним вердикт.
Но в конце прошлого века морской "ядерный щит" рушился буквально на глазах, из боевого состава выводили одну за другой субмарины со стратегическими ракетами на борту, прекратили производство жидкостных морских стратегических ракет РСМ-54 (SS-N-23 "Skiff"), которыми вооружались основные ударные силы нашего подводного флота - крейсера проекта 667БДРМ класса "Дельфин" ("Delta-IV"). Тогда военные руководители, в числе которых был и министр обороны маршал России Игорь Сергеев, приняли волевое решение: "Барк" закрыть, начать проектирование и производство другой ракеты РК-30 "Булава-30" (SS-NX-30).
Разрабатывать ее конструкцию поручили Московскому институту теплотехники, который даже в условиях тотального безденежья сумел запустить в серию новый наземный стратегический ракетный комплекс РТ-2ПМ2 "Тополь-М" (SS-27). Предполагалось, что "Булава" будет максимально унифицирована с "Тополем-М", что поможет сэкономить время и солидные финансовые средства, необходимые для такой работы. Но так как МИТ никогда не делал морских ракет, в соавторы и в соисполнители "Булавы" ему назначили все тот же ГРЦ "КБ имени академика Макеева".
"Юрия Долгорукого" пришлось спешно переделывать под новую ракету, что тоже затянуло время его создания. А заодно и повысило стоимость работ. По словам заместителя председателя военно-промышленной комиссии Владислава Путилина, цена разработки выросла за это время по сравнению с проектной в семь раз. А в 2007 году на его разработку в рамках Гособоронзаказа выделено 742 млн. рублей, а на строительство самого корабля 4,92 млрд. А всего на него, по неофициальным сообщениям, уже потрачено более 23 млрд. рублей.
ОТ РСМ-52 ДО РК-30
Но пока строили "Долгорукого", техническая готовность которого на сегодняшний день составляет 82%, на заводе в Северодвинске заложили еще два корпуса таких же крейсеров - "Александра Невского" и "Владимира Мономаха". Правда, в отличие от предшественника, на них должно быть установлено не 12 ракет "Булава-30", а шестнадцать. "Булава" спроектирована, как и "Барк", с десятью разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН), но по весу запланирована гораздо легче, чем модернизированная РСМ-52. Новое время - новые материалы, более совершенная электроника, как в самой ракете, так и в ее ядерной боевой части...
К уникальным качествам "Булавы" можно отнести и такую возможность, как гарантированное преодоление существующей и перспективной системы ПРО. Ее боеголовки, как и боеголовки "Тополя-М", умеют летать к цели с гиперзвуковой скоростью по непредсказуемой траектории. Это, в частности, и о ней говорил президент России Владимир Путин, когда подчеркивал, что у нашей страны есть ракеты, "которым, что есть ПРО, что нет ее, - все равно".
Однако и с "Булавой-30" возникли проблемы. Из пяти ее пусков четыре закончились неудачей. Последняя произошла 24 декабря прошлого года. Директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники и генеральный конструктор "Булавы" Юрий Соломонов объясняет неудачи с испытаниями ракеты объективными сложностями создания новой высокоинтеллектуальной техники и субъективным фактором - "откровенным разгильдяйством, связанным с несоблюдением технологической дисциплины при изготовлении и освоении новых разработок". А глава Роскосмоса Анатолий Перминов (его ведомство отвечает за процесс создания новой ракетной техники для нужд обороны) говорит, что для постановки "Булавы" на вооружение потребуется выполнить не пять-шесть испытательных пусков, а как минимум 12-14.
РАНО БИТЬ В КОЛОКОЛА
Тем не менее бывший начальник 4-го НИИ Минобороны России, занимавшегося ядерным планированием, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин, сам неоднократно принимавший участие в испытаниях стратегических ракет, заявил обозревателю "НВО", что "неудачные пуски БРПЛ "Булава" на начальном этапе летных испытаний - это настолько обычное явление при отработке новых стратегических ракет, что никак не заслуживает искусственно поднятого в СМИ волнения". "Насколько мне известно, - сказал генерал, - технологические и конструктивные причины отказов выявлены и устраняются, а эффективность доработок должны подтвердить последующие испытания".
Фактически с Владимиром Дворкиным солидарен главнокомандующий ВМФ Владимир Масорин. "Мы знаем, где были "больные места" у ракеты, - заявил он. - И надеемся, что мы их вылечили". Следующий испытательный пуск, сообщил адмирал, запланирован на июнь 2007 года. Правда, заместитель министра обороны по вооружению генерал армии Алексей Московский назвал другую дату - июль.
Но как бы там ни было, а "Булава-30" на вооружение еще не принята. Впрочем, Владимира Дворкина это не очень тревожит: по его словам, крейсер "Юрий Долгорукий" пока "будет проходить ходовые испытания, в ходе которых появится возможность без всякой спешки выявить и устранить все технологические и конструктивные дефекты, неизбежные на головном корабле нового проекта". "Потенциал ядерного сдерживания России никоим образом не пострадает, даже если "Юрий Долгорукий" с "Булавой" выйдет на боевое патрулирование на год-два позже", - заявил генерал.
http://nvo.ng.ru/forces/2007-04-20/3_submarin.html