Храм Гроба Господня в Иерусалиме: земные проблемы

0
295
Время на чтение 7 минут
Главная христианская святыня - Храм Гроба Господня в Иерусалиме - не только место паломничества и поклонения христиан всего мира. Храм, через который ежедневно проходят сотни и сотни людей, является строением, требующим постоянного поддержания и ремонта. Но, в поделенном между несколькими конфессиями сооружении, проблемой становится даже постройка... туалета.

Тысячи паломников устремляются ежегодно в Святую землю, чтобы посетить места, где ступала нога Спасителя и, конечно же, главную святыню христиан - Храм Гроба Господня. Не меньшее количество туристов, приезжающих в Израиль, не представляют себе посещения этой страны без прохождения по Крестному пути и восхождения на Голгофу. И вовсе не задумываются они, освящая крестики и иконки, ставя свечки и удивляясь разнородности архитектурного и внутреннего убранства Храма, по чьей именно территории они передвигаются в данный момент.

Между тем, территория эта строго поделена между шестью конфессиями: греко-православной, римско-католической, армянской, коптской, эфиопской и сирийской.

Произошло это в 1852 году, когда в период правления турок был подписан и закреплен так называемый "статус кво", четко разграничивающий территорию Храма между шестью христианскими конфессиями. Общими являются лишь часть при входе, где установлен камень Помазания и непосредственно Кувуклия, что по-гречески обозначает "ложе". В русской традиции это место называют Часовней или Гробницей.

Сам Храм Воскресения был воздвигнут в 326 году при Императоре Константине I Великом на месте завершения земного пути Иисуса Христа. Обнаружила это место мать Императора Елена. С ее помощью был найден и Крест, на котором распяли Иисуса. В честь этого события Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Креста Господня. Существует легенда, согласно которой Еленой было найдено три креста. Для установления подлинности того, на котором принял страдания Спаситель, каждый из них был приложен к покойнику проходящей мимо похоронной процессии. При прикосновении подлинного Креста свершилось чудо воскрешения. На святом для христиан месте в ту пору стоял языческий Храм Венеры, который и снес Император Константин, дабы воздвигнуть Храм Воскресения.

За свою многовековую историю Храм Гроба Господня неоднократно переходил из рук в руки различных конфессий и мусульманских правителей, разрушался и восстанавливался снова. Сейчас Храм не напоминает первоначальную постройку, которая была основательно разрушена еще в VII веке во время нашествия персов. Только в 1130-1149 годах, когда Иерусалим стал столицей христианского государства крестоносцев, Храм был вновь отстроен. В 1927 году он сильно пострадал при землетрясении, но был быстро восстановлен.

Посетив Храм гроба Господня в Вербное воскресение, мне удалось побеседовать с представителями разных конфессий. К сожалению, даже при соблюдении статус-кво претензии друг к другу имеются у каждой Церкви, а точки зрения на насущные потребности Храма и решение различных проблем зачастую прямо противоположны.

Сама Часовня находится в плачевном состоянии. Металлический каркас, подпирающий Гробницу, предотвращает ее от разрушения, но никак не украшает. Часовня требует капитального ремонта и даже частичной перестройки. Но этому противятся греки. После пожара 1809 в году, нанесшего колоссальный ущерб Святыне, именно греки восстановили Кувуклию. С тех пор все надписи на ней сделаны исключительно на греческом языке, а доступ паломников и туристов к Гробу Господню регулируют только представители Греко-православной церкви. Замечу, что в беседе с греческим служителем Храма, им неоднократно подчеркивалось, что Русская православная церковь не имеет в Храме своего придела и является частью Греческой епархии. Между тем, русское присутствие здесь ощущается повсеместно - это и многочисленные иконы и лампады, переданные в дар русскими царями, и даже изображения российского двуглавого орла.

Представитель католической церкви объяснил мне нежелание греков реставрировать Часовню тем, что Греко-православная церковь боится утратить свое особое положение в принадлежащей всем конфессиям Кувуклие. Ведь при реставрации католики и армяне потребуют восстановления на гробнице надписей на латыни и армянском языках. Не исключено, что могут появиться и надписи на русском (с песнопениями русских паломников во время службы на великом и могучем грекам уже пришлось смириться).

Однако вернемся к бытовым проблемам Храма, где, согласно статусу-кво, ни один гвоздь не может быть вбит без общего согласия всех присутствующих здесь конфессий. А помимо видимого глазу обветшания, существует и такая прозаичная вещь как канализационная система. Летом прошлого года внутри Храма появился устойчивый запах нечистот, с которым удалось справиться путем мелких ремонтных работ, но проблема этим не решена. Необходимо построить новый общий туалет, но и его строительство зашло в тупик. На этот раз противятся армяне. Представитель этой церкви сначала объяснил мне такое противостояние наличием туалета на их собственной территории, а, следовательно, отсутствием личной заинтересованности. Но при дальнейшем разговоре стало ясно, насколько споры и претензии идеологические, территориальные и бытовые переплетены в один клубок.

Конфликт греков и армян зиждется на праве получения Благодатного огня, снисходящего накануне Пасхи сначала на Гроб Господень, а затем и на весь Храм. Замечу, что католики не участвуют в этом конфликте по причине непризнания Чуда Благодатного огня, а копты, сирийцы и эфиопы не допущены к служению литургий внутри Гробницы, согласно тому же статус-кво.

Схождение Благодатного огня - одно из главных таинств христианства. По традиции в Великую Субботу патриархи Греко-православной и Армянской апостольской церквей входят в Кувуклию. Греко-православный патриарх проходит в пещеру Гроба и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в так называемом приделе Ангела, в его обязанности входит следить за тем, чтобы греко-православный патриарх не возжег огонь при помощи природных средств. Затем, когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей по количеству лет земной жизни Христа), оба священнослужителя выходят к верующим, ждущим их в Храме.

Но три года назад греко-православный патриарх Ириней Первый объявил, что он один будет присутствовать при возгорании огня, а армяне должны будут зажечь свою лампаду от греческой. Формальный повод тот, что от апостольской церкви в церемонии должен был присутствовать не патриарх, как это бывает обычно, а заменяющий его священнослужитель. Греческие монахи, сопровождавшие патриарха в процессии, попытались пресечь вход в часовню армянского священнослужителя отца Баграта. У врат грота произошла откровенная драка, вмешаться в которую пришлось израильской полиции.

Эта история была рассказана мне представителем армянской церкви, у греков, естественно, существует своя версия. Интересно, что в любом конфликте "обиженная" сторона всегда находит и свои плюсы. Так, армянские представители подчеркнули, что их патриарх первым передает огонь верующим, тогда как греческий священнослужитель еще не успевает выйти из Часовни. Не берусь это комментировать, поскольку в описаниях всей церемонии указывается на то, что огонь передается в специальные отверстия, расположенные в приделе Ангела, одновременно: справа - для православных, слева - для армян.

Замечу лишь, что, таким образом, и житейская проблема со строительством туалета может быть средством давления на представителей противоположной стороны конфликта. Что же касается драк в Храме, то, к сожалению, и они, кажется, перестают быть явлением из ряда вон выходящим. В 2004 году клирики и монахи Иерусалимского патриархата совершали процессию в честь праздника Воздвижения креста. Когда процессия подошла к двери одной из часовен Храма, принадлежащей католической общине, католический монах отказался пропустить их на свою территорию, в результате чего началась драка. В бой вступили и католики, и православные, в потасовке пять человек получили серьезные ранения. В числе пострадавших оказались и несколько полицейских, разнимающих дерущихся. Тогдашний инцидент не обошелся и без арестов священнослужителей.

Не столь многочисленные представители сирийской, коптской и эфиопской церквей ведут себя более "скромно", но и у них есть обиды и претензии. Так, священник Коптской (египетской) церкви поведал мне историю о том, как эфиопы присвоили себе две исторически коптских часовни. Подтверждением тому, по его словам, являются изображения коптских крестов на стенах этих часовен. Эфиопы, как водится, категорически не согласились с этим обвинением. Сегодня коптам принадлежит в храме лишь крохотный придел, примыкающий вплотную к Гробнице с обратной стороны от входа. Но и в этом они видят свои преимущества. Коптский монах показал камень в углублении под алтарем, являющимся частью плиты Гроба, причем, его изголовья. Таким образом, свою территорию копты считают самой значимой в Храме.

Сирийский предел находится в небольшой пещере за гробницей и выглядит весьма заброшенным. Представителя же этой конфессии я так и не смогла найти.

Между тем, на повестке дня остро стоит вопрос пожарной безопасности. В Храме нет запасного выхода, и в случае пожара во время большого скопления людей даже страшно думать о возможных последствиях. Власти Израиля требуют строительства пожарного выхода, а для этого необходимо согласие всех шести конфессий. Переговоры ведутся с 1996 года, но по сей день не привели ни к каким результатам. В январе нынешнего года министр по делам Иерусалима Яаков Эдри заявил, что в случае срыва очередных переговоров правительство Израиля займется этим вопросом в одностороннем порядке. Слова Эдри вызвали бурную реакцию среди представителей христианских конфессий, хотя все они и согласны с необходимостью строительства пожарного выхода. На мое недоумение по этому поводу представитель армянской церкви только пожал плечами: А кто же позволит строить такой выход на своей территории?

- Но есть ведь и общая территория, - предположила я.

- Разве что купол, - последовал ответ.

А пока велись беседы с представителями конфессий о столь земных проблемах, в Храме одна за другой, в строго определенном порядке, шли службы и шествия с традиционными пальмовыми ветвями, напомню, было Вербное воскресение. Туристы фотографировали эти шествия и нервничали, когда с каждой литургией прекращался доступ в Гробницу. А свечки ставили во всех шести приделах, не вникая в конфессиональные конфликты.

И, наконец, еще один штрих. Стоя перед вратами Храма Гроба Господня, каждый увидит наверху приставленную на каменном выступе деревянную строительную лестницу. Фигурирует она и на всех фотографиях Храма. Эта невзрачная лестница и является наглядным "детищем" того самого статус-кво, при подписании которого она была забыта на этом месте. А изменить уже ничего нельзя, много раз за века она сгнивала и восстанавливалась, но стоять она здесь должна, потому что... статус-кво.

http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=91040
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18