Когда я решил написать о храме Рождества Христова в селе Красный Яр, что под Балаково, то сначала обратился к его настоятелю священнику Сергию Бойко с вопросом: "О чем Вам хотелось бы, чтобы я рассказал в первую очередь?". Батюшка после минутного раздумья с улыбкой ответил: "О том, что для священника только что открывшийся храм - как новорожденный для матери. Как и любой ребенок, он так же требует много забот, сил и времени. Он так же "болеет", так же мерзнет от холода, так же просит любви и внимания. Но во много раз больше приносит он и радости, как младенец своей первой улыбкой, первыми шагами, первой самостоятельной вымытой и не разбитой чашкой...".
Уже полгода отец Сергий служит на приходе, открывшемся в бывшей церковно-приходской школе. После того как разрушили в селе Рождественскую церковь, школу переоборудовали под общественную столовую для колхозных рабочих, которую впоследствии тоже закрыли, а в январе этого года в давно пустующем здании был открыт Божий храм, и его настоятель практически с нуля начал его возрождение.
Замечательно, что практически все в храме - от иконостаса до панихидного столика - сделано руками самих прихожан. Местные умельцы изготовили еловый жертвенник (до этого жертвенником служила обычная школьная парта) и самый настоящий, правда, фанерный иконостас.
Повесили новые иконы (образ Спаса Нерукотворного на горнем месте тоже написан местным художником), вместо старого позеленевшего потира на собранные деньги приобрели новые священные сосуды, богослужебные книги.
В храме два пономаря. Старший - Влад, и младший - Петя. С самого открытия в селе церкви во имя Рождества Христова Влад помогал отцу Сергию за богослужением, помогал старательно, поминутно спрашивая, почему то - так, а это - эдак. Он очень самостоятельный мальчик - на нем держится весь дом и огород: живет он с бабушкой и практически один умудряется прокормить их маленькую семью, не забывая при этом и про школу.
У второго алтарника, Пети, есть родная сестра Саша. Улыбчивые и конопатые, они неразлучно ходили на службы, и пока братишка чихал, раздувая кадило, сестренка в меру сил и умения старательно подпевала во время богослужений, чем немало веселила и умиляла единственную певчую на клиросе. А ближе к осени батюшка совершил над рабами Божиими Петром и Александрой первое в истории Рождественского храма Таинство Крещения. Как выяснилось, дети до этого даже и не знали, что это такое. Обряд совершался по полному чину, с наречением имени и всеми остальными действами, так что после таинства, пока отец Сергий еще не успел снять с себя облачение, вся остальная, уже крещеная половина прихожан, возраст которых не превышает 12 лет, тоже наперебой начали просить покрестить их. "Еле-еле удалось их угомонить",- смеется батюшка.
Раз уж упомянул об остальных детях, хочется и о них рассказать. Все они приходятся друг другу родственниками, хотя как ни пытался разобраться, кто кому какая "вода на киселе" - кроме них самих, никто этого до конца не поймет, ведь, по сути, все село - одна большая семья, состоящая из тысячи человек.
Дети всегда приходят на службу первыми, даже раньше настоятеля. Ждут батюшку, весело галдя, и как только завидят его, вместе бегут к нему навстречу. Если же идет дождь, стайкой стоят на крыльце под навесом. Дожди превращают сельские дороги в раскисшее тесто, и река Иргиз, протекающая вдоль Красного Яра мимо церкви, заметно ускоряет свое течение.
На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы батюшка благословил составить на клиросе детский хор. Ксения, девушка с доверчивыми глазами, так звонко подпевала, что ни у кого не осталось сомнений - петь она рано или поздно все-таки научится. Саша, Ксения и рыжая, как солнышко, Оля (ее мама, Наталья Александровна, тоже иногда приходит петь на клиросе) поставили себе за кафедру, которая, собственно, и служит клиросом, два стула и, стоя на них втроем, спели всю всенощную. Поскольку, за неимением подготовленных кадров, регентовать тоже пришлось человеку, далекому от профессионального управления хором, то пели все от души, а душа, как известно, нот не знает. Но по молитвам Пресвятой Богородицы в храме царила настолько праздничная обстановка, что недовольных просто не было, и никто не остался обделенным радостью, тем более сами дети. Да и как им не радоваться? Как цветы к солнцу, тянутся они к святыне, к теплу и добру, к истине, готовой принять их в свой дом и утешить, вытереть любвеобильной рукой их слезы - ведь большинство растут в так называемых неблагополучных семьях и воспитываются неверующими родителями. И здесь, перед иконами, среди десятков огоньков свечей, поставленных прихожанами, в благоухании ладана они и не вспоминают о том, что осталось за порогом храма. Да и было ли там что-то? По сравнению с этой, настоящей реальностью, все остальное представляется таким необязательным и тусклым...
Может быть, это мне только кажется, но глядя на лица ребят, на то, как они терпеливо ожидают начала службы, а дождавшись, наравне со взрослыми выстаивают и литургию, и молебен с панихидой, я думаю, что они намного счастливее своих более "благополучных", но так и не дошедших до церкви сверстников. Дай-то им Бог никогда не забыть этой радости от встречи с Его благодатью и навсегда сохранить свет Христов в своих душах.
Потому и хотел отец Сергий прежде всего показать, как похож храм на ребенка, что в этом сельском храме, освященном в честь Рождества Христова, так много детей. И пусть взрослых сельчан в церкви больше, но именно дети - наиболее активные прихожане, яркие и жизнерадостные, своеобразные и похожие друг на друга одновременно. Растут они - растет и церковь. В следующем году планируется перенос алтаря в более просторное помещение того же здания, намечается и пристройка колокольни. И нет никаких сомнений: все будет и все исполнится с Божией помощью. Храм-то свой, родной, как ребенок, и все прихожане с радостью возьмутся за его "воспитание". И, конечно же, не останутся в стороне дети, маленькие его друзья и сверстники. Владик и Петя, Саша и Ксения и рыжая, как солнышко, Оля.
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/20070122.html