Екатерина II, как женщина умная, энергичная и честолюбивая, хорошо понимала, что её величие во многом зависит от величия Российской империи. Уже с первых лет правления её главной целью становится упрочение могущества державы, расширение её рубежей, решение проблемы выхода к Азовскому и Чёрному морям, господство на Балтийском море, укрепление положения империи на международной арене. Без сильной армии и флота решение этих задач становилось бы невозможным. Осознавая это, она ставит вопрос о пересмотре государственной политики в отношении российских вооружённых сил.
Весной 1763 года состоялось учреждение "Морской российских флотов и адмиралтейского правления комиссии для проведения оной знатной части (флота) к обороне государства и настоящей постоянный добрый порядок". Комиссии предоставили самые широкие права для преобразований, с единственным ограничением, не выходить из назначенного на флот годового бюджета в 1 млн. 200 тыс. рублей [1].
21 марта 1764 г. комиссия подготовила доклад, в котором впервые представила цельную концепцию по формированию военно-морских сил. Согласно ей, российский флот должен превосходить датский и шведский флоты, вместе взятые. Кроме того, предусматривались судовые штаты как мирного, так и военного времени. По штату мирного времени полагалось иметь 21 корабль (80-пушечные и 66-пушечные), 4 фрегата (32-пушечные), 1 бомбардирский корабль, 1 прам, пропорциональное число мелких судов и 50 галер. По штату военного времени флот состоял из 32 кораблей, тех же рангов, 8 фрегатов, 4 бомбардирских кораблей, 3 прамов, мелких судов и 150 галер [2].
Разработка такой концепции, с двойными штатами, вызвана не только финансовыми ограничениями и государственными стратегическими задачами, но и состоянием флота, в котором он находился в первые годы царствования Екатерины II. Несмотря на то, что численный состав флота, особенно его боевое ядро, был довольно внушительным (один 100-пушечный, семь 80-пушечных, тринадцать 66-пушечных, три 54-пушечных корабля и семь 32-пушечных фрегатов) [3], и, на первый взгляд, представлял из себя грозную силу, многие суда, кроме введённых в строй в 1758-1763 гг., требовали замены на новые, более прочные и боеспособные. С учётом утверждённой концепции, принятых штатов и состояния флота разработали и соответствующую кораблестроительную программу. В этой программе особое место отводилось Архангельскому адмиралтейству. Именно но, по экономическим соображениям, вновь должно стать на долгие времена главным поставщиком основного, наиболее многочисленного класса линейных кораблей 66-пушечного и 74-пушечного ранга и практически единственным центром фрегатного строения.
Воплощение в жизнь новой программы началось со спуска на воду в 1766 г. двух 66-пушечных кораблей ("Тверь" и "Саратов") и закладкой в 1767 году ещё двух кораблей, того же ранга ("Европа" и "Всеволод"). Необходимо отметить, что постройкой в 1768 году корабля "Азия" в Архангельском адмиралтействе было закончено строительство 54-пушечных кораблей. Пятнадцать лет, с 1768 г. по 1783 г., на Архангельском адмиралтействе строились только 66-пушечные линейные корабли, а в 1784 г. на нём приступили к строительству 74-пушечных кораблей.
С 1784 г. по 1786 г. построили шесть кораблей этого ранга. Затем наметилось определённое чередование. В один год спускали на воду один или два 66-пушечных корабля, а на другой год - два 74-пушечных корабля. В итоге, с 1787 г. и до конца царствования Екатерины II в Архангельском адмиралтействе спустили на воду двенадцать 66-пушечных и двенадцать 74-пушечных кораблей.
Архангельское адмиралтейство, с первых лет работы по новой программе кораблестроения, быстро развернуло все необходимые производственные мощности. В период с 1768 г. по 1775 г. со стапелей ежегодно сходило по 2 или 3 линейных корабля, а то и больше. Так, в 1772 г. простроили 4 корабля, а в 1773 г. - 3 корабля и 3 фрегата. Всего, за эти годы, адмиралтейство спустило на воду 21 корабль и 4 фрегата. В Петербургском адмиралтействе, за этот же период, построили только 8 линейных кораблей (два 80-пушечных, три 74-пушечных и три 66-пушечных).
Особенно заметно стала активизация судостроения с 1769 г. как на Архангельском адмиралтействе, так на Петербургском адмиралтействе. С этого времени, в течение 3 лет, ежегодно сходило на воду в Петербургском адмиралтействе по 2 корабля. Это была вынужденная мера. В ходе войны с Турцией (1769-1774 гг.), требовалось как можно скорей укрепить флот, оказавшийся в ослабленном состоянии не столько из-за боевых потерь, сколько по причине изношенности большинства кораблей. Эта мера также исключала угрозу войны, со стороны Швеции, которая намеревалась воспользоваться слабостью российского флота на Балтике. Екатерина II торопила кораблестроителей. Своим указом от 4 декабря 1769 года она предписывала Архангельскому адмиралтейству ускорить достройку четырёх 66-пушечных кораблей [4].
Придавая большое значение строению военных судов в Архангельском адмиралтействе, Адмиралтейств-коллегия принимает, в эти годы, меры по дальнейшему развитию и увеличению его производственных мощностей. В 1773 г. в адмиралтействе возвели ещё три эллинга и, их число достигло девяти [5]. Построили несколько каменных зданий: казначейство с архивом, смоловарню, канатную баню для смоления пряжи. Соорудили 86 деревянных строений: новую контору над портом, различные мастерские, магазины-склады, казармы, дома для офицеров, караульный дом и так далее. К этому времени, при адмиралтействе действовали две лесопильни. Одна находилась на городской стороне, другая - на реке Ширше. В Ширше, в этот период, уже работали шесть заводов: канатный, прядильный, кирпичный, два колокольных и кузница.
Количественно возрос в Архангельском адмиралтействе и кадровый состав. Строительством судов в 1767 г. занимались 508 мастеровых и 1126 работных людей [6]. Кроме них, принимали участие в делах адмиралтейства военнослужащие флотских и артиллерийских команд, которых насчитывалось в Архангельском порту 4403 человека [7]. Значительно увеличилось число жителей, проживающих в адмиралтейской (Соломбальской) слободе. Население Соломбалы, достигло 1885 человек. Это был главный костяк судостроителей, потомственных корабелов.
За период, с 1762 г. по 1782 г., на Архангельском адмиралтействе построили 45 военных судов (32 линейных корабля и 13 фрегатов). За это же время со стапелей Петербургского адмиралтейства и Кронштадтской верфи сошло 25 судов различного ранга ( четыре 80-пушечных, пять 74-пушечных, десять 66-пушечных кораблей и 6 фрегатов).
С 1783 г. на этих балтийских верфях решили строить 100-пушечные корабли. В связи с этим, основная тяжесть по строительству 74-пушечных и 66-пушечных линейных кораблей легла на плечи северян.
С 1783 г. и до конца царствования Екатерины II (1796), за 13 лет, архангельские корабелы спустили на воду 46 военных судов указанных рангов и классов, в том числе: тринадцать 74-пушечных и 66-пушечных кораблей, шестнадцать 32-пушечных и 44-пушечных фрегатов. Балтийский флот, за этот же период, получил от Петербургского адмиралтейства и Кронштадтской верфи 10 линейных кораблей (восемь 100-пушечных и два 74-пушечных).
Темпы строительства судов в Архангельском адмиралтействе были высокими. Из года в год, с его стапелей сходило, в основном, по 4 крупных судна, а в годы русско-шведской войны (1788-1790 гг.) отмечались и просто рекордные показатели. Так, например, общее число спущенных на воду кораблей и фрегатов, в 1789 г., достигло семи. Такое же число кораблей построили и в следующем году.
Но более поразительными оказались результаты, которые относятся к деятельности Архангельского адмиралтейства в период с 1787 по 1791 гг. За эти пять лет на нём спустили на воду 25 кораблей и фрегатов - ровно столько, сколько Петербургское адмиралтейство вместе с Кронштадтской верфью построили... за первые 20 лет екатерининского правления. Каждый из этих 25 судов строился в Архангельске в течение 9-12 месяцев. Закладку 66-пушечного корабля "Пармен" произвели 28.08.1788 г., а спуск на воду осуществлён 15.05.1789 г., 74-пушечного корабля "Борис" - 1.07.1788 г. и 16.05.1789 г., соответственно; 66-пушечного корабля "Никанор" - 1.07.1788 г. и 16.05.1789 г., соответственно; такого же корабля "Пимен" - 25.07.1788 г. и 16.05.1789 г., соответственно; 46-пушечного фрегата "Кронштадт" - 22.08.1788 г. и 15.05.1789 г., соответственно, и 44-пушечного фрегата "Архипелаг" - 1.07.1788 г. и 16.05.1789 г., соответственно.
16 мая 1789 г. в Архангельском адмиралтействе происходило нечто невероятное. В течение дня, под долго неумолкаемый гром орудий и при большом стечении народа, на воду спустили 4 линейных корабля и большой фрегат. Они присоединились к двум судам (кораблю и фрегату), что спущены днём раньше. Феноменальное событие в истории парусного кораблестроения России, наглядно продемонстрировавшее уровень судостроения, который был достигнут Архангельским адмиралтейством в последнем десятилетии уходящего XVIII века!
Действительно, в те годы Архангельское адмиралтейство работало на полную мощь. Все девять эллингов находились постоянно в деле. Адмиралтейство строило 74-пушечные и 66-пушечные корабли, 32-пушечные и 44-пушечные большие фрегаты, а также 32-пушечные большие транспорты, 20-пушечные катера, 12-пушечные пинки и другие мелкие суда. Планы, особенно военного времени (1788-1790 гг.), были очень напряжённые. Требовалось строить много судов и... быстро. Большая заслуга в результативной работе адмиралтейства, несомненно, принадлежала таким опытным организаторам и кораблестроителям, как Л. Ямесу, В. А. Селянинову, А. Давыдову, М. Мальцеву, У. Гуниону. Михаил Дмитриевич Портнов - выдающийся кораблестроитель екатерининского времени, построил в Архангельском адмиралтействе 37 кораблей и 24 фрегата.
В 1796 г., со смертью императрицы, завершается наиболее плодотворный период в истории военного судостроения на Севере. За 34 года правления Екатерины II в Архангельском адмиралтействе, ставшим, по существу, главным центром военно-морского кораблестроения, построили 62 линейных корабля (сорок четыре 66-пуш., восемнадцать 74-пуш., один 54-пуш.), тридцать 32-пуш. и 44-пуш. фрегатов, а также 22 других военных судна (восемь 32-пуш. транспортов, три 20-пуш. катера, одиннадцать 12-пуш. пинок), составлявших в то время основу российского военно-морского флота.
В Петербургском адмиралтействе и на Кронштадтской верфи, за эти же годы, спустили на воду и поставили флоту 29 линейных кораблей (восемь 100-пуш., четыре 80-пуш., семь 74-пуш. и десять 66-пуш.), 6 небольших фрегатов (один 34-пуш., один 26-пуш., два 20-пуш., один 10-пуш. и один 8-пуш.).
Приведённые сравнительные результаты деятельности северного и балтийского кораблестроительных центров, во время царствования Екатерины II, свидетельствуют, что Архангельское адмиралтейство дало Российскому флоту 75% кораблей основного ранга и 83% фрегатов. Таков был вклад архангельских (соломбальских) корабелов в развитие и укрепление отечественного флота во второй половине XVIII столетия.
Примечания:
1. Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. М. - Л., 1939. С. 86.
2. Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота...С. 87.
3. История отечественного судостроения. В 5 т. Л.: Судостроение. Т. I. С. 210
4. Российский государственный архив Военно-Морского флота (РГА ВМФ). Ф. 212. Оп. 1770. Д. 4. Л. 5.
5. Огородников С.Ф. История Архангельского порта. СПб., 1875. С. 230.
6. РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 1767. Д. 9. Л. 8-8 об.
7. Огородников С.Ф. История Архангельского порта...С. 206.
http://www.pobeda.ru/content/view/4900/21/