"Дух леонтьевских сочинений"

0
158
Время на чтение 4 минуты
Очень часто, видимо в силу греховности нашей природы, мы не к тому склоняемся, чтобы с молитвой, призывая Божию помощь, исследовать углубленно суть какого-либо сложного вопроса, а чтобы только, собирая чужие мнения, зачастую слухи, огульно судить о чем-либо. Вот и я приступал к изучению произведений Константина Леонтьева с некоторой опаской: уже был начитан и наслышан о том, что он и "страшное дитя", и "высокомерный странник", и "публицист со спорными взглядами", и "мистик на хищной подкладке". Трепет я испытывал еще и потому, что уже знал, что Леонтьев был учеником и даже послушником афонского старца иеросхимонаха Иеронима, и очень боялся я увидеть ученика недостойным своего великого учителя, "недотягивающим" до него. Отца Иеронима, афонского духовника, весьма почитали при жизни, сейчас память о нем возрождается благодаря изданным о нем книгам, таким, как "Великая стража", жизнеописание, составленное протоиереем Андреем Ковалевским в 1886 году, и ряду статей.

Погрузившись в чтение произведений Леонтьева, я сразу почувствовал и узнал их дух: этим духом проникнута вся внутренняя, монашеская жизнь Афона, ее вековой уклад, пронизанный страхом Божиим, строгим благочестием, молитвенной памятью о Боге. Это древний дух святой соборной и апостольской Восточной Церкви, Греко-Российского Православия, святых отцов, учившим "общим церковным умом". Дух этот и в XIX веке, при Леонтьеве, и сейчас, несмотря на изменения в современной монашеской жизни, кажущиеся послаблениями, сохраняется на Афоне, и сохранится в мире до самого конца, покуда будут пребывать на земле носители благодати Божией.

"Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно", - говорит нам апостол (1 Кор. 2, 14).

Остается только поражаться, до какой же степени последователи тех людей, которые давали и дают Константину Николаевичу вышеприведенные эпитеты, не понимают и не чувствуют духа его творений! И не только не понимают, а еще и пользуются непониманием людей и их леностью к подобному нелегкому чтению, приписывают Леонтьеву мысли совсем иного духа, даже иногда намеренно искажают цитаты. (Например, один из авторов словосочетание из одной леонтьевской статьи "космополитическая демократизация" заменил на "космополитическую дезинтеграцию", посчитав, видимо, что "демократизация" - это явление положительное. А Леонтьев ведь ненавидел демократию! В одном из его писем 1889 года говорится: "Воевать и политически прихлопнуть демократию не только можно, но при Божией помощи и должно" (1).

Хочу заострить ваше внимание на одном из таких вопиющих злоупотреблений - приписыванию Леонтьеву мыслей о некоей "православно-мусульманской цивилизации", "православно-мусульманском симбиозе", новом славяно-азиатском цивилизационном синтезе на основе единства православной России с мусульманским миром. И какого свойства вышеупомянутое единство, некоторые авторы указывают: это какая-то "духовная связь", которая якобы может быть значительно шире религиозно-культурной принадлежности народов. Предпосылкой же подобного взаимодействия они считают "совместимость базовых ценностей" православной и мусульманской цивилизационных общностей.

Леонтьев такого никогда не говорил.

По Леонтьеву, религия есть самая главная основа культурно-исторического типа, или цивилизации, и она объединяет в своем священном единстве все остальные культурные признаки. Поэтому никакая абстрактная "духовная связь" вне определенного, строгого по форме религиозно-исповедного признака сильна быть не может. Кроме того, по самому своему афонскому, византийскому духу Леонтьев не мыслил без Православия - "главного мерила жизни" - ни себя лично, ни цветущей русской цивилизации, ни "византизма будущего", ни союза народов во главе с Россией.

"Союз православных народов Востока" (2), "Великий восточно-православный союз во главе с Россией" (3), "Восточно-православный союз государств под нашей гегемонией", "Восточный союз на основе единоверия" (4) "Царьградская Русь" (5) - именно так постоянно, во многих произведениях называет Леонтьев свой "византизм будущего" - долгожданную новую цивилизацию, духовный центр которой он видел на Босфоре и образование которой и будет разрешением великого Восточного вопроса.

А что касается иноверных народов, то Леонтьев всегда говорил о возможном с ними для политической выгоды России союзе "на разумных условиях" (6). "Союзы внешние, - отмечал Леонтьев, - могут иметь место без всякого сходства в идеалах" (7). Добрососедские отношения поддерживать необходимо, как и святой апостол заповедал: "Аще возможно, со всеми человеки мир имейте" (Рим. 12, 18). Для народов Востока, по мысли Леонтьева, крайне важно соединение "в одной высокой цели... против безбожия, анархии и всеобщего огрубения" (8) за сохранение своей культуры.

Хотелось бы остановиться еще на одном вопросе.

Мы опасаемся, что наследие Леонтьева может оказаться в руках скрытых недоброжелателей. Но, к счастью, рукописями тщательно и бережно занимаются также и просвещенные деятели нашей культуры, те, кто ценит наследие мыслителя.

Нужно заметить, что почерк писателя на многих автографах разбирается с трудом, он часто не дописывал до конца слова, фразы. Леонтьев употреблял церковно-славянизмы, святоотеческие термины, записывал своим малопонятным почерком тексты молитвенных прошений к Богу, которые людям нецерковным иногда трудно прочитать. Подчас в книгах современных исследователей и публикаторов встречаются такие досадные неточности, как "благорастворение воздуха" вместо "благорастворения воздухов", а в леонтьевские тексты вносятся заметки в квадратных скобках - [неразб.]. Обращаю внимание также на то, что дата кончины мыслителя, переведенная на новый стиль, указывается по большей части неточно. Константин Николаевич скончался, по свидетельствам всех современников, 12 ноября. Почему же теперь зачастую память его отмечают 24 ноября, а не 25-го? Это неверное число указано и на его надгробии в Гефсиманском скиту...

"Учитесь скромно у Церкви" - так обращался Леонтьев к представителям интеллигенции из числа своих современников (9). "Учитесь у русского духовенства. Самое существенное - Церковь", - говорил он (10). Я хотел бы на эти слова обратить особое внимание. Исследователям и публикаторам нужно потеснее сотрудничать с представителями Церкви, особенно с теми из них, кто любит, ценит и знает наследие Константина Николаевича Леонтьева.



Примечания

1. Леонтьев К. Н. Избранные письма. СПб., 1993. С. 451.

2. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996. С. 159.

3. Там же. С. 164.

4. Там же. С. 747.

5. Там же. С. 373.

6. Там же. С. 561

7. Там же. С. 256.

8. Там же. С. 55.

9. Там же. С. 326.

10. Там же.

http://www.prokimen.ru/article_2472.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Петр (Пиголь)
Все статьи Игумен Петр (Пиголь)
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12