Следуя этой славной традиции, по инициативе Харьковской общественной организации "Институт поддержки культурно - исторических традиций" (ХОО "ИПКИТ") - председатель правления - Брехунец В.И. и Чугуевской городской казачьей общины "Пластунъ" (ЧГКО "Пластунъ") - атаман - подъесаул Шакиров О.Р., было проведено ряд мероприятий, посвящённых этому знаменательному событию и получивших общее название - "Георгиевский марш".
При информационной поддержке газеты "Тайны века" (главный редактор - Моисеев С.В.) и при участии членов чугуевских городских общественных организаций: "Станица Уланская Чугуевских казаков Харьковского Землячества Казаков России" (СУЧКХЗКР) - атаман - полковник Ганжа Н. Н., "Чугуевское военно - историческое общество" (ЧВИО) - председатель - Борисов С. В., Харьковской областной общественной организации "Русь Триединая" (председатель - Моисеев С.В.), а также жителей городов Харькова и Чугуева, была отдана дань памяти всем воинам "За Веру, Царя и Отечество живот свой положившим, в плену и от ран скончавшимся".
Вплоть до 1917 года по всей обширной Российской империи это был так называемый "Кавалерский праздник", во время которого чествовали георгиевских кавалеров, отмечаемый к тому же и как общевоинское торжество Русской Императорской Армии. Более того, это еще был и главный праздник Чугуевского пехотного юнкерского училища, переименованного в 1910 г. в связи с военной реформой, в Чугуевское военное училище (ЧВУ). В этот день в 1769 г. Императрица Екатерина II своим указом утвердила Военный орден Великомученика и Победоносца Георгия, вручавшийся за военные отличия. С этого времени орден стал наивысшей воинской наградой в Российской Империи.
В 9 утра над окрестностями слободы Преображенки города Чугуева разнесся погребальный колокольный звон - перебор, призывающий к началу скорбного, но и в то же время торжественного события - заупокойной службы. У надгробия единственного похороненного в Чугуеве командира полка Русской Императорской Армии - 30 Драгунского Ингерманландского полка - полковника Иллиодора Михайловича Горленко, настоятелем храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" УПЦ МП иереем Иоанном Билычем была отслужена панихида по нём и по всем воинам "За Веру, Царя и Отечество живот свой положившим". С приспущенными императорскими штандартами и казачьими знамёнами были отданы почести русскому офицеру, снискавшему горячую любовь сослуживцев и благодарную память однополчан, на собранные средства которых и был изготовлен этот памятник в 1903 году. На памятной доске изображена христианская эпитафия: "Твой есмь азъ, спаси мя".
Не будет лишним отметить, что активное участие в изучении и благоустройстве надгробного памятника Горленко И. М. приняли: научные сотрудники Чугуевского художественно-мемориального музея И. Е. Репина (ЧХММ И.Е.Репина) Свистун Г. Е. и Стафеев С. А. (инициатор проекта благостройства памятника), члены ЧВИО Ковалёв А. А., Харьковский С. В., и Дидок О. В., а также казаки ЧГКО "Пластунъ" и "СУЧКХЗКР". Кусок торчащего гранита привлёк внимание изучающего наше кладбище Ковалёва А. А. - начальника отдела охраны памятников истории и культуры ЧВИО. Он сразу же сообщил о находке в ЧХХМ И. Е. Репина, и его сотрудники обратились в Бюро ритуальных услуг с просьбой о проведении археологической разведки на предмет обнаружения могильного пятна рядом с памятником и дальнейшего благоустройства могилы офицера. Директор Бюро ритуальных услуг Чугуевского Комбината Коммунальных Предприятий Иода Николай Викторович любезно разрешил провести все заявленные работы.
Разведка дала такие результаты: гранитный памятник массой около тонны находился не на могиле, а был сдвинут в ров, опоясывающий кладбище, попросту говоря в мусорную яму. Рядом с надгробием археологи нашли осколки стеклянных бутылок, обрывки полиэтилена и одежды из искусственных тканей. В 60-х годах ХХ века этот памятный знак оказался, попросту говоря, на свалке. Могила, скорее всего, была разрушена более поздними захоронениями. И тогда, по благословению иерея Иоанна Билыча, было разрешено перенести и благоустроить памятную плиту на чудом сохранившийся участок кладбища дореволюционного времени. Здесь бы надгробие командира полка находилось бы в соседстве с могилами старшего врача Одесского полка, коллежского советника Тимофея Захарьевича Костомахина, подполковника Косьмы Петровича Гречко и стелой с братской могилы киевским гусарам. Все захоронения необъяснимым образом сохранились от разрушения в безбожное время ХХ века, в то время когда уничтожалась всяческая память о дореволюционной Российской Империи, и датированы второй половиной XIX века. Силами энтузиастов и на средства ЧГКО "Пластунъ" памятник был перенесён и устроена пустая могила, так называемый дромос, так как настоящая могила найдена не была. Теперь можно с уверенностью сказать, что русский офицер упокоился, хоть и символически, среди таких же воинов, как и он, а не в мусорной яме, на краю кладбища.
По окончании панихиды, перед присутствующими выступил научный сотрудник ЧХММ И.Е.Репина Стафеев С. А. В своей речи он вкратце рассказал о достойном жизненном и доблестном ратном пути Иллиодора Михайловича. На надгробную плиту от членов военно - исторического клуба "3-й Офицерский генерала Дроздовского стрелковый полк" (Добровольческая армия времен Гражданской войны 1918 - 1922 гг.) ЧГКО "Пластунъ", которые занимаются возрождением традиций и духа Русской Армии, легли живые цветы. После краткого пешего перехода, под императорскими штандартами и казачьими знаменами на другую окраину Чугуева, где находится Свято - Покровский собор - бывший полковой храм ЧВУ и 11 - го уланского Чугуевского полка, на мемориальной доске на стенах ЧВУ - этого славного "Гнезда орлов" - неофициального названия ЧВУ среди воинов Русской Императорской Армии, опять же "дроздовцами" были оставлены две темно-красные розы, в память о тех молоденьких юнкерах, которые в смутные годы гражданской войны сумели сохранить честь и достоинство русского офицера.
Далее, участники "Георгиевского марша" выдвинулись к поселку городского типа Кочеток, который находится примерно в шести км от Чугуева. До революции вблизи храма иконы Божией Матери "Владимирской" пгт. Кочетка стояли летние лагеря ЧВУ. Несмотря на начало декабря сам Господь даровал нам благоприятную погоду. Всего за час ходьбы, при ярком солнце и полном безветрии, под песни Белой Гвардии, мы, с Божией помощью преодолели этот участок нашего пути. В Кочетокском храме нас встретил его настоятель протоиерей Василий Тацишин, который по нашей просьбе отслужил молебен св. вмч. Георгию Победоносцу и затем панихиду всем воинам "За Веру, Царя и Отечество живот свой положившим, на чужбине скончавшимся и от рук богоборцев убиенным". Во время проповеди о. Василий высказался о необходимости проведения таких мероприятий. Ведь это нужно не только для душ усопших но и для живых - для воспитания духовно-патриотического чувства у всех присутствующих на них, в первую очередь для подрастающего поколения, молодежи, которая обязана следовать принципу - "Не знающий своей истории - не достоин своего будущего". Подойдя к каждому в отдельности, в благословение нашей дальнейшей жизни во благо Отечества, отец Василий окропил освященной водой.
Посетив после этого источник в живописной окраине Кочетка, вблизи дубовой рощи, отведав студеной и вкусной водицы, мы отбыли на рейсовом автобусе "Кочеток - Чугуев", в Культурный центра "Имидж", где ХОО "ИПКИТ" был организован для всех желающих просмотр фильмов "Святой великомученик Георгий Победоносец" и "Забытая война" - фильм о Великой войне (Первой мировой).
Председателем ХОО "Русь Триединая" Сергием Моисеевым был зачитан доклад на тему "Воодушевление - как залог Победы!". В частности, в его докладе прозвучало: "Воодушевление - это такое состояние человека в экстремальной ситуации, когда он действует, думая не о себе. В любых, даже самых тяжелых условиях 12-25% людей сохраняют самообладание, правильно оценивает обстановку, четко и решительно действуют в соответствии с ситуацией. Воодушевление не только помогает человеку преодолеть страх и адекватно действовать в бою, но и дает доступ к резервным возможностям организма. Воодушевление может возникать как по внутренней мотивации, так и по внешней. Внутренним мотивом являются высшие, духовные чувства. Чувства можно разделить на физические (низшие) и духовные (высшие), эмоции. К высоким чувствам отнесем: - религиозное чувство; - чувство патриотизма: ту любовь к Отечеству и народную гордость - чувство солидарности (мундира), локтя, стержня, - уверенность в своих силах, обучении, подготовке, вооружении, вера в начальника, спокойная уверенность в своих людях, что они не выдадут, - моральное чувство долга, совести, как результат воспитания в семье, школе и воинской части. Этим чувствам противоборствуют, их, побеждая иногда, отрицательные чувства: материализм, выливающийся в крайний эгоизм, шкурничество, чувство самосохранения и страха, пораженчество и трусость. Внешним мотиватором воодушевления для человека, например, во время стихийного бедствия, может стать "общий порыв" окружающих его людей, направленный на чье - то спасение. Для солдата главным источником воодушевления являются действия командира.
Яркими образцами военачальников, умевших воодушевить своих солдат, являются Александр Суворов, Михаил Скобелев, Феодор Ушаков (прославленный Русской Православной Церковью сейчас как святой праведный воин Феодор Ушаков). Научить человека победить смерть - самое лучшее средство сделать его равнодушным к страху. Ибо выше всего именно страх смерти, страх неизвестности по ту сторону бытия.
Человек цепляется за жизнь, потому что он не знает смерти. Всего неизвестного человек боится. Но, если человек уверует в то, что его мыслящее и чувствующее "я" со смертью не погибнет. Эта вера поддержит дух в минуты смертельной опасности и даст мужество смело умереть. Жизнь!.. Этим все сказано. Такая вера дает утешение при виде гибели близких, боевых товарищей, тех, с кем жил и служил и кого полюбил больше родных. В этом громадное значение всякого религиозного воспитания и в этом ужасное, разлагающее государство и его армию влияние атеизма и равнодушия к религии...".. Данное выступление поднимает такой наболевший вопрос, как никогда остро стоящий и высвечивающий проблемы в воспитании воинов. Ведь на данный момент высшее командование нашей армии так и не приняло решения о необходимости нахождения в войсках полковых священников (приписанных к ним, а не приходящих только по большим праздникам). А это сейчас очень важно. Далее, после скромной трапезы, организованной ХОО "ИПКИТ", в заключительном слове председатель правления этой организации Брехунец Владимир Иоаннович выразил глубокое чувство благодарности всем, кто смог поприсутствовать и принять участие в этом святом деле - "Георгиевском марше". Кто нашел в себе решимость отложить свои домашние дела, пожертвовать своим личным временем и отдать дань памяти лучшим воинам Русской Императорской Армии - ее георгиевским кавалерам.
Олег Шакиров (e-mail: plastunchkv@ mail.ru)
Сергий Моисеев (e-mail: russ.tri@gmail.com)
Сергий Стафеев (Харьковская область, г. Чугуев)