Главная задача церковных СМИ - проповедь Христовой истины и научение ей

В преддверии Второго фестиваля православных СМИ "Вера и слово" митрополит Минский и Слуцкий Филарет ответил на вопросы ЦВ об информативной политики Белорусского Экзархата и особенностях церковной проповеди в СМИ

Пастырская проповедь 
0
450
Время на чтение 7 минут
- Ваше Высокопреосвященство, как архипастырю и Патриаршему Экзарху Беларуси Вам, безусловно, приходится обращать внимание на деятельность средств массовой информации. Как бы Вы сформулировали задачи, стоящие сегодня перед церковными СМИ?

- Главная задача церковных средств массовой информации совпадает с задачей самой Церкви - это христианская миссия в обществе, проповедь Христовой истины и научение ей. Разумеется, это непростая задача - передавать современным людям духовное богатство, которое содержится в многовековом церковном предании. Но СМИ призваны всячески содействовать усвоению этого наследия. В частности, они должны знакомить свою аудиторию с повседневной жизнью Церкви во всем ее многообразии, стараться отвечать на вопросы, которые волнуют православных христиан.

Церковные СМИ не могут замыкаться в рамках внутрицерковной жизни. Сегодня вполне естественно, что Церковь выходит в светский мир и напрямую обращается к обществу в целом, то есть выполняет свою духовно-просветительскую миссию как в отношении людей воцерковленных, так и тех, кто пока еще на пути к Церкви Христовой.

Белорусская Православная Церковь имеет около двадцати изданий. Можно назвать такие газеты, как "Церковное слово", "Воскресение", "Преображение", журнал "Ступени", издаваемый студентами Минских духовных школ и обращенный к молодежной аудитории, монастырский журнал-альманах "Встреча". Практически каждая из 11 епархий Белорусской Церкви издает свои епархиальные ведомости, а также газеты разных уровней - епархиальные, благочиннические, приходские.

Что касается интернета, то помимо официального портала Экзархата (www.church.by) есть и несколько епархиальных сайтов, а также сайты приходские; кроме того, конечно, сайты тематические, учебных заведений и прочее. В последнее время православный интернет в Беларуси активно развивается (см. Православный Байнет. Каталог ресурсов: www.catalog.inst.by). В декабре этого года в Минском епархиальном управлении мы собираем администраторов всех 20 белорусских церковных сайтов, чтобы обсудить проблемы и задачи, которые сегодня волнуют активных пользователей интернета.

- Светские СМИ сегодня активно освещают религиозную тематику и, в частности, жизнь Православной Церкви. Как Вы оцениваете это направление их деятельности? Что можно в данном случае выделить в качестве положительных и отрицательных примеров?

- В настоящее время в Белоруссии сложились хорошие отношения между Церковью и светскими СМИ, как электронными, так и печатными. Они практически ежедневно рассказывают о жизни нашей Церкви, что положительно сказывается на духовной и социальной стабильности белорусского общества. У нас нет ни конфликтов, ни оскорбительных выпадов в адрес Церкви со стороны светских журналистов.

Многие светские издания имеют целые ежемесячные полосы (например, "Народная газета", "Вечерний Минск"), практически все имеют тематические рубрики, которые посвящены церковной жизни. Совместно с Белорусским радио на всех трех каналах мы готовим ряд программ: "Воскресное слово", "Свет души", "Духовное наследие" и др. Также выходят совместные программы и на трех каналах Белорусского телевидения: на телеканале "Лад" - еженедельная 30-минутная программа "Благовест" и 10-минутная "Мир вашему дому", на Первом национальном телеканале - программа "Исность", которой исполнилось уже десять лет. На канале ОНТ каждое воскресенье - 10-минутная беседа священника, посвященная духовно-нравственной жизни современного христианина.

Нельзя не сказать о ежемесячных встречах со светскими журналистами, где обсуждаются вопросы сотрудничества. Недавно у нас прошел семинар "Освещение церковной жизни на белорусских телеканалах: этический и богословский аспекты", в работе которого приняли участие руководители российских православных телеканалов "Благовест" и "Спас", а также ведущие церковных программ из России и Украины. Кроме того, совместно Церковью и Министерством информации проводятся ежегодные творческие конкурсы.

Если говорить об отрицательных примерах освещения церковной жизни, то и они имеют место, но это относится к весьма узкому круг светских СМИ.

- Не секрет, что существует довольно острая проблема с кадрами церковных журналистов. Каковы, на Ваш взгляд, пути решения этой проблемы?

- У нас регулярно проводятся семинары, встречи, круглые столы для тех, кто сегодня несет церковное послушание в области распространения информирования о жизни и деятельности Церкви. Для решения этой проблемы нужно не только готовить свои кадры в богословских учебных заведениях, но и привлекать профессионально образованных журналистов к работе в церковных СМИ.

- Ваше Высокопреосвященство, для большинства пользователей интернет - это, прежде всего, способ получения новостей в режиме реального времени. Постоянное присутствие верующего человека в пространстве электронных СМИ, громадный поток новостей, распространяемых ежедневно, - не угроза ли это личной жизни, в том числе и духовной?

- Конечно, большинство пользователей интернета заинтересованы в быстром распространении информации и быстром получении новостей. Тот поток новостей, который распространяют СМИ, сегодня трудно даже себе представить. Является ли это угрозой для духовной жизни? Я бы сказал, и да, и нет. Все зависит от нас самих, от того, как мы к этому относимся. Мы должны уметь защитить свой внутренний мир, оградить его от ненужной и душевредной информации. Но это не значит, что нужно полностью отвергать средства передачи информации как таковые.

- Нужны ли Церкви документы, регламентирующие ее информационную и, шире, коммуникационную деятельность?

- Пока их нет. Может быть, и возникнет необходимость в отдельной информационной концепции. Но в данный момент, как представляется, достаточно того, что разделы, касающиеся СМИ, входят в некоторые общецерковные документы, прежде всего в "Основы социальной концепции". В каждой епархии правящий архиерей может издавать какие-то специальные постановления относительно информационной деятельности, если ситуация этого требует.

Скажу о себе. Поначалу я воспринял интернет настороженно, но теперь я вижу, что он приносит и большую пользу. Например, не успела открыться наша общецерковная богословская конференция - а у заинтересованных людей уже есть о ней информация. Состоялось заседание Священного Синода - и к вечеру уже всем доступна информация о принятых решениях. Так что дай Бог, чтобы СМИ, и интернет в том числе, служили хорошему делу.

- В сентябре 2006 года Епархиальный совет Минской епархии рассмотрел деятельность некоторых белорусских священников в интернете, и одному из них было рекомендовано "оставить деятельность в интернете и сосредоточить свои силы непосредственно на пастырстве". Насколько нам известно, это первый случай, когда орган церковного управления рассматривает подобные вопросы. С чем это связано?

- Действительно, 15 сентября сего года Минский епархиальный совет рассматривал публицистическую деятельность клирика епархии священника Александра Шрамко. Речь шла не только о его статьях и комментариях в интернете, но и об изданной им книге "Дневник священника. Нестандартные ответы на трудные вопросы" (М., 2006).

Почему возникла необходимость специально рассматривать деятельность этого священника? Прежде всего потому, что в своей публицистике он позволил себе резко критиковать церковную иерархию, принимаемые нашей Церковью документы и решения, нередко при этом переходя к обсуждению откровенно политических вопросов. Это входит в прямое противоречие со статусом автора - служащего священника и пастыря. Многими своими высказываниями он вводит в смущение и в соблазн православных христиан. Поэтому Епархиальный совет призвал священника А.Шрамко "прекратить свою публицистическую деятельность как во внецерковных, так и церковных средствах массовой информации, закрыть свой сайт и сосредоточиться на пастырском служении".

У кого-то может возникнуть законный вопрос: а не нарушается ли таким образом свобода мысли и слова? Отвечая на этот вопрос, я обратил бы внимание на два момента, которые тесно связаны со спецификой современных СМИ и, в частности, интернета.

Во-первых, обсуждая жизнь Церкви, равным образом важно не только чту мы обсуждаем, но и как мы это делаем. Жизнь Церкви строится по определенному чину, и ему соответствует особый способ или стиль внутрицерковной дискуссии, когда она необходима и уместна. Люди церковные это знают и чувствуют. И когда эта дискуссия выходит во внешнее, публичное пространство, очень важно и даже необходимо, чтобы обсуждение существующих проблем, даже острых проблем, не принимало те формы, которые свойственны внецерковному, светскому миру, смотрящему на Церковь извне и судящему о ней по своим меркам и представлениям. Церковные люди - и священники в первую очередь - как раз и призваны вносить в общественную дискуссию о Церкви ту культуру обсуждения, которая свойственна самой Церкви. Это нелегко, потому что ткань церковной жизни - богатая, сложная, а внешний мир всегда ее упрощает и потому искажает. Но в этом - одна из задач публичного слова представителей Церкви, клириков и мирян.

Речь не идет о том, чтобы накладывать запреты на какие-то темы, чтобы специально избегать острых вопросов и свободной дискуссии. Напомню, что говорил по этому поводу Архиерейский Собор 1994 года: "Внутри Церкви возникают время от времени различные взгляды на состояние ее внутренней жизни и внешней деятельности. В данной связи Освященный Собор напоминает священнослужителям и мирянам, что разномыслия в Церкви, по слову апостола Павла, допустимы (1 Кор. 11, 19), но они, равно как и способы их смягчения, не должны разрывать узы любви и общения, связывающие воедино Церковь - таинственное тело Христово. Возникающие же в Церкви недоуменные ситуации, чреватые противостоянием, следует разрешать только в духе тщательного и мирного осмысления из соборным разумом".

Иными словами, в данном случае существует сугубая ответственность за то, как слово наше отзовется: будет ли оно приглашать к углубленному, но благоговейному размышлению о путях современного церковного служения или же порождать протесты, агрессию и смущение, как у верующих, так и у неверующих.

И второй момент - касающийся интернета. Высказывания и статьи, распространяемые через интернет, накладывают на церковных людей особую ответственность. Ведь одно дело - когда мы обсуждаем наши проблемы и, может быть, что-то критически оцениваем в приходе, на церковных собраниях, в учебной аудитории или просто в братском общении: мы видим, кто участвует в такой дискуссии, и можем оценить степень подготовленности людей к серьезному разговору и степень взаимопонимания. Но совсем иная ситуация, когда мы делаем это в совершенно открытом, всемирном, всем доступном пространстве интернета, то есть когда наши высказывания не имеют конкретного адресата, когда мы не ведаем, кто же станет нашим читателем или собеседником. В таком случае опасность того, что нас поймут превратно, сильно возрастает. Потому что сообщество пользователей интернета не имеет общего языка для обсуждения церковных вопросов, и вряд ли будет иметь в будущем.

Ответственность, о которой я говорил, лишь подтверждает правильность установления, касающегося всех людей Церкви, клириков и мирян: любая публичная деятельность, затрагивающая множество людей, в том числе нецерковных, требует благословения священноначалия. А при осуществлении такой деятельности нужно твердо следовать духу и букве суждений Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви. Иначе невозможно исполнять церковное служение в общественной сфере, в том числе и в средствах массовой информации.

http://tserkov.info/numbers/past/?ID=1936&forprint
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Филарет (Вахромеев)
«Должна быть презумпция благородства, а не низости»
Интервью Патриаршего Экзарха всея Беларуси информационно-аналитической службе «Русская народная линия»
11.01.2021
Митрополит Филарет (Вахромеев): О детстве, войне, жизни и тревогах Церкви
Из интервью митрополита Филарета разных лет Митрополит Минский и Слуцкий Филарет
25.12.2013
Все статьи Митрополит Филарет (Вахромеев)
Пастырская проповедь
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 10:52
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от РОНОЛ
23.04.2024 10:24
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Александр Волков
23.04.2024 10:11
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:03
Шестая седмица – путь ко гробу Лазаря
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 09:57