Сказать, что сообщение о захвате сотрудников Посольства России в Ираке в заложники повергло всех нас - живущих и работающих в Ираке российских граждан в сильнейший шок - не сказать ничего. Мне пришлось видеть в те тяжелейшие дни многих работников Посольства России в Багдаде - и дипломатов, и охранников, и представителей техгруппы. Все они были мрачнее тучи, избегали общения, многие на протяжении нескольких дней не были в состоянии вести диалог. Такой же настрой превалировал и среди российских специалистов, работающих на различных промышленных объектах Ирака. От большего уныния спасали прежде всего молитвы, да еще четкое осознание того, что за нами - вся наша страна и Русская Православная Церковь, чья поддержка ощущалась на протяжении всего периода развития этого кризиса.
Конечно же, случаи захвата российских граждан в заложники в Ираке бывали и ранее, в том числе весной-летом 2004 г. Однако тогда все разрешилось достаточно быстро, и захваченным была возвращена свобода. На сей раз дела пошли иным образом, и никто, совершенно никто, включая подавляющее большинство иракцев, не ожидал столь наглой, чудовищной по своей жестокости и последствиям антироссийской вылазки. Ранее многим нашим коллегам по ближневосточной работе неоднократно приходилось слышать из уст иракских граждан, принадлежавших к различным, порой полярным по своим политическим воззрениям течениям, что "уж кто-кто, а работающие в Ираке российские граждане могут не беспокоиться о своей судьбе: ни у одного иракца рука на русского никогда не поднимется...".
Увы, тысячу раз увы, после трагедии 3 июня все эти благостные заклинания остались в прошлом. У кого-то хватило наглости (с изрядной долей дурости, о чем ниже) пойти на возмутительную, вопиющую дерзость и захватить среди бела дня сотрудников Посольства России в Ираке, большинство из которых, кстати, исполняли в нем сугубо технические функции. История крайне темная и, соответственно, позволяющая делать любые, самые неожиданные и даже фантастические выводы, чем в полной мере и воспользовались наши доморощенные аналитики разных цветов и оттенков.
Сразу скажем, что главный вывод, который можно сделать из происшедшего в июне в Ираке, на наш взгляд, таков: отныне какова бы ни была позиция той или иной страны по той или иной проблеме ближневосточного региона - ее граждане не могут чувствовать себя в Ираке (и в других местах) даже в относительной безопасности. Сломаны и разорваны все табу и ограничители - ворвавшиеся в регион иноземные "освободители Ирака" добились-таки своего - терроризм приобрел в этой стране всеобщий и универсальный характер и, весьма вероятно, стал необратимым. Это очень скоро почувствуют на себя остальные страны Ближнего Востока, а вслед за ними - и другие, более отдаленные и считающие себя защищенными от угрозы терроризма регионы.
Возвратимся, однако, к основной теме и поговорим обо всем по порядку, тем более, что в разухабистой прессе современной России, как отмечалось выше, в погоне за дешевой сенсацией на эту тему нагородили горы чепухи, а порой просто откровенного и беззастенчивого, ни на чем не основанного вранья. Чего стоит, например, утверждения газеты "Коммерсант", претендующей на солидность и респектабельность, что захваченные сотрудники Посольства "отправились покупать местную водку - арак"! При этом утверждении содержалась ссылка на "некоего российского дипломата". Не читают они наши сообщения из Багдада, не читают, иначе давно знали бы, что в столице Ирака давным-давно уже нет соответствующих магазинов и даже специализированных маленьких лавочек, поскольку все они закрылись после серии направленных против них взрывов. Кстати, подобная судьба в ближайшем будущем, не исключено, ожидает и парикмахерские, ставшие с тех пор одной из излюбленных мишеней для терактов.
А дело было так. 3 июня около 11 часов утра трое сотрудников Посольства - третий секретарь Ф.Зайцев, механик-водитель А.Смирнов и повар Р. Аглиулин отправились в плановую поездку с целью централизованного приобретения продуктов для Посольства. Поездка, как и обычно, осуществлялась на полностью бронированном автомобиле "Субурбан" в сопровождении двоих вооруженных охранников - В.Титова и О.Федосеева. Все шло спокойно, как и обычно, ничто не указывало на драматическую развязку этого выезда. Около полудня они остановились возле овощной и мясной лавок - последнего пункта поездки, находящихся примерно в полукилометре от зданий Посольства. Там наши люди оставались в течение сорока минут. Приблизительно без десяти час, когда уже завершалась погрузка в багажник автомашины приобретенных продуктов, из прилегающих переулков вырвались две автомашины и микроавтобус, которые перекрыли бронеавтомобилю Посольства движение в обе стороны. Из них выскочило около десятка вооруженных автоматами молодых людей без масок, в спортивной одежде, начавших без промедления стрелять по нашей автомашине. Находившийся под ее прикрытием Виталий Титов, не колеблясь, открыл ответный огонь, отвлекая на себя внимание террористов и пытаясь таким образом спасти своих товарищей. Однако силы были не равны, и наш боец был тяжело ранен в незащищенную бронежилетом часть груди сразу несколькими пулями. Однако и после этого, истекая кровью, он пытался вести бой. В этот момент остальные четверо сотрудников Посольства были схвачены, причем один из них получил легкие ранения в ногу и руку. Под угрозой оружия их загнали в микроавтобус и в сопровождении двух автомашин увезли в неизвестном направлении. Все это произошло очень быстро, в течение считанных минут, на чем, видимо, и строились бандитские расчеты. Местные власти в лице полиции прореагировали на случившееся только несколько часов спустя, ближе к вечеру, хотя квартал Мансур, в котором, кроме Посольства России, расположено еще несколько дипмиссий (Германии, Украины, Чехии, Египта, Испании, Иордании), перекрыт несколькими постоянно действующими блок-постами полиции. Про американских военнослужащих, как с горечью говорили позже мне наши дипломаты, и речи не шло - ни один из них в районе теракта в тот день так и не появился. Не барражировали тогда над этими районами и вертолеты армии США, хотя прежде это было делом почти рутинным.
Несколько позднее, к вечеру 3 июня, из различных источников, близких к МВД Ирака, стали поступать сообщения об освобождении российских заложников "в результате совместной операции иракских и американских сил", которые после настойчивых запросов нашего Посольства были в конечном итоге официально опровергнуты.
После этого потянулась череда нескончаемых черных дней, наполненных напряженным ожиданием хоть каких-нибудь новостей о судьбе захваченных российских граждан. Появлявшаяся время от времени надежда после контактов с иракскими друзьями, как говорили мне наши дипломаты в Посольстве, сменялась горечью, порой переходившей в отчаяние. Тем не менее, пока оставалась хоть малейшая надежда, сотрудники Посольства, насколько нам известно, предпринимали все возможные шаги, добиваясь от иракских властей и Многонациональных сил ( большей частью представлены войсками США) активных действий по розыску и освобождению заложников. Были, в частности, подняты на ноги службы МВД и его спецчасти, Министерство обороны, в соответствующем ключе проинформированы руководители большинства политических партий и движений, лидеры парламента и, разумеется, высшие эшелоны власти. Как отмечали позднее в Посольстве России в Багдаде, большинство иракцев не остались безучастными к нашей беде, в той или иной форме проявляли солидарность. С резким осуждением антироссийского теракта выступил Президент Ирака Дж. Талабани, ряд местных политических партий также обнародовали свою реакцию, общим моментом которой было требование немедленного и безусловного освобождения захваченных россиян. Однако все это не помогло, захватчики либо изначально ставили перед собой иные цели, либо ожидали выгодных предложений от неких третьих сторон.
Ситуация стала фатально развиваться по самому худшему сценарию после 7 июня, когда американские войска в результате спецоперации уничтожили своего главного противника в Ираке - лидера местных структур "Аль-Каиды" А.М. Заркауи. Этому событию (многие его официально объявленные детали вызывают справедливые сомнения) было придано огромное значение, оно подавалось как "начало конца сопротивления" в Ираке. Сказалось оно и на судьбе наших заложников: сторонники уничтоженного А.М. Заркауи и "Аль-Каиды" в Ираке, видимо, решили на свой манер справить тризну по убитому пахану, и тем или иным путем перехватили (либо перекупили) наших людей у захвативших их изначально группировки.
Вплоть до 19 июня о судьбе похищенных россиян не поступало никакой информации. Ни одна из многочисленных группировок, ранее открыто (а порой - не скрывая удовольствия) объявлявших о своей причастности к захвату тех или иных иностранцев - американцев, англичан, итальянцев, немцев, французов, - не заявила о себе. Не дали результата и разноплановые, масштабные по географическому охвату усилия, предпринятые российской дипломатией с целью прояснения судьбы заложников. Только 19 июня ответственность за акцию против сотрудников Посольства России в Ираке взяла на себя террористическая организация "Совет Шуры моджахедов в Ираке", о появлении которой стало известно только в начале 2006 г. В заявлении, помещенном на одном из исламистских сайтов, террористы в достаточно безграмотных выражениях предъявили российским властям ультиматум с требованием "в 48 часов покинуть территорию Чечни и освободить мусульманских братьев и сестер, томящихся в российских тюрьмах". После такого шага картина несколько прояснилась, но ранее смутные опасения за жизнь наших захваченных граждан начали превращаться во все более обоснованную тревогу. Несерьезность и даже абсурдность предъявленных требований показывали, что свое решение убийцы приняли и от него не отступят. Так и случилось: 21 июня на том же сайте было опубликовано сообщение о "вынесении смертного приговора Советом Шуры российским заложникам в связи с невыполнением ультиматума и истечением его срока". Оставалась малая крупица надежды, что террористы блефуют, шантажируют всех, играя жизнями наших сограждан. Однако 25 июня на целом ряде сайтов Интернета были помещены съемка заложников, датированная 13 июня, и видеозапись убийства некоторых из них. Таким образом нелюди отпраздновали кровавую тризну по своему главарю, а православная Россия получила новопреставленных мучеников. Не стану описывать ситуацию в Посольстве, куда сразу же, влекомые чувством солидарности, направились немногочисленные российские граждане, работающие в Багдаде. Работники Посольства потеряли своих коллег, друзей, почти что родственников. Единственное, что могло утешить наших коллег в Посольстве - это молитва за души новопреставленных воинов и мучеников, а также осознание того, что они до самого конца исполнили свой профессиональный и человеческий долг.
Не станем вдаваться в анализ подробностей этой трагедии - многие из них до сих пор нуждаются в уточнении. Скажем одно - кто бы ни стоял за этим гнусным действом, оно изначально было провокацией, направленной не только против граждан России в Ираке, но и вообще против нашей политики во всем ближневосточном регионе и не только в нем. Вывод прост - кого-то очень не устраивает возвышение роли России в ближневосточных делах, растущее уважение к ее политике со стороны народов и правящих кругов арабских стран. Приведу одну странную деталь: за две-три недели до захвата россиян издающаяся в курдистанском городе Сулеймания газета "Аль-Иттихад" поместила небольшой комментарий своего автора, смысл которого сводился к следующему: террористы в Ираке захватывали граждан Франции и Германии, не говоря уже о других странах; из всех государств, не поддержавших весной 2003 г. "освобождение Ирака от диктатуры", "неохваченной" этим процессом осталась одна Россия... Что это было, провокация или призыв к оной? Все это выглядит весьма странным, тем боле, в свете драмы с российскими заложниками.
Совершая эти бесчеловечные деяния, организаторы и исполнители теракта, видимо, не понимали, что ситуация в России коренным образом изменилась по сравнению с дикими девяностыми годами прошлого столетия. Неожиданным для них стало твердое заявление Президента России о том, что все причастные к данному преступлению будут отысканы и надлежащим образом наказаны. Еще большим сюрпризом для убивших наших ребят ублюдков станет то, что их будут искать столь долго, сколько потребуется и вплоть до уничтожения последнего из его заказчиков и исполнителей. Возможности для этого спецслужбам России представляет принятый законодательными органами соответствующий закон. И это будет сделано. Погибших молодых людей не вернешь, но их память и исполненный до конца долг требует того же и от всех нас. Пусть же память о них и их безвинная кровь стучит в наши сердца беспрестанно, этот вердикт не имеет и не будет иметь срока давности.
Что касается общей ситуации в Ираке, то по грустной иронии судьбы история с захваченными российскими гражданами совпала по времени с резким расширением масштабов междоусобного конфликта и переходом его в иную плоскость. Иными словами, к возникновению все более бессмысленной драки, когда все убивают всех. Ранним июльским утром в пять лавочек, расположенных на главной торговой улице столичного квартала Мансур вошли молодые люди спортивного телосложения. Они без объяснений убили троих лавочников, а двоим приказали закрыть дело в течение 24 часов, пригрозив смертью. Так и живет нынче тысячелетний Багдад. Но подробнее об этом - в других репортажах.
http://www.voskres.ru/articles/grekov5.htm