Святой контрреволюционер

Епископ, в свое время исключивший Иосифа Джугашвили из семинарии, имел склонность к диктаторству

Алексей Тернопольский 
0
22.09.2006 84
А.И. Мраморнов. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова). - Саратов: Научная книга, 2006, 366 с.

Имя епископа Гермогена (Долганова) на слуху у многих, кто более или менее знаком с современной литературой по истории Русской Православной Церкви синодального периода. Читающей публике в основном известно, что он был строгим инспектором тифлисской семинарии, исключившим Иосифа Джугашвили (будущего Сталина), другом, а потом убежденным противником Распутина, покровителем скандального иеромонаха Илиодора, одним из лидеров черносотенцев и, наконец, священномучеником.

Уже по этим фактам биографии понятен значительный масштаб его личности, а также ее противоречивость и неординарность. Однако до недавнего времени Гермогену не было посвящено ни одного обстоятельного труда. И вот совсем недавно вышла его первая крупная биография.

Автор книги "Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858-1918)" - историк Александр Мраморнов, окончивший МГУ в этом году и знакомый читателям "НГ-религий" по ряду публикаций. Перед нами фундаментальный труд, в котором описываются не только основные вехи необычной биографии епископа Гермогена, но и серьезнейшие проблемы церковно-государственных отношений и жизни русского общества эпохи заката империи.

Александр Мраморнов стремился нарисовать портрет церковного иерарха на фоне его времени. Это стремление не только оправданно, но и необходимо: понять действия Гермогена вне контекста происходивших в начале XX века событий невозможно.

В монографии наиболее полно на сегодняшний день описан начальный период жизни будущего епископа. Автор отыскал множество ранее неизвестных в литературе документов, характеризующих будущего владыку. Главной особенностью "раннего" Гермогена исследователь считает его антиформализм, стремление к ревностному исполнению возложенных на него обязанностей.

Это качество проявилось и в саратовский период служения епископа, которому посвящена большая часть книги. Но здесь на основании богатейшего фактического материала (одной периодики - более 4000 номеров!) выявляются и другие черты характера Гермогена, например его склонность к диктаторству.

Автор рассказывает о епископе как об активном борце с революцией в Саратове, опровергая миф советской историографии о том, что он был инициатором еврейских погромов в городе. Тема революции вновь возникает в последней главе книги, из которой следует, что и в 1917-1918 гг. Гермоген, несмотря на уже очевидную победу сил революции, оставался ее убежденным противником.

Но, пожалуй, самая актуальная для современной церковной жизни проблема из тех, что поднимаются в книге, - это проблема партийности церковных деятелей. Допустимо ли для епископа занимать определенную политическую позицию, пропагандировать созвучные ей идеи и тем более участвовать (открыто или неявно) в партийных объединениях и создавать свои собственные? Материал, который Мраморнов приводит в своей книге, позволяет ответить на этот вопрос отрицательно.

Чувствуется, что автор постоянно стремится к объективности изложения. Эту особенность исследования отметили первые рецензенты книги, в том числе профессор В.А. Федоров (1926-2006), памяти которого посвящено издание. Отсутствие у автора "поверхностной влюбленности" в своего героя отметил другой рецензент, лауреат Макариевской премии Ф.А. Гайда.

Впрочем, в книге нет вообще ничего поверхностного. Склонность автора к достоверности и фундаментальности пронизывает весь ее текст. В то же время чувствуется, что Александр Мраморнов все-таки любит своего героя. Любовь эта давняя и искренняя, но она не мешает ему быть правдивым летописцем.

Первый опыт научного жизнеописания епископа Гермогена, принадлежащий перу молодого историка, оказался в целом очень удачным. Работа читается с большим интересом, на одном дыхании, несмотря на ее научность. Безусловно, ее можно считать большим подарком для любителей отечественной церковной истории.

http://religion.ng.ru/printing/2006-09-20/7_saint.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алексей Тернопольский
Святой контрреволюционер
Епископ, в свое время исключивший Иосифа Джугашвили из семинарии, имел склонность к диктаторству
22.09.2006
Все статьи Алексей Тернопольский
Последние комментарии
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от Vladislav
12.04.2021 00:50
Не изобретайте велосипед
Новый комментарий от Андрей Козлов
11.04.2021 20:34
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Андрей Козлов
11.04.2021 20:32
Почему православные всё время проигрывают?
Новый комментарий от Андрей Карпов
11.04.2021 19:22
Каковы цели короновируса?
Новый комментарий от Русский танкист
11.04.2021 15:05
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
11.04.2021 09:54