...Гвардии майора Литвинова пришлось дожидаться из полета. Летают сейчас много, пауз практически нет. И не каждой воспользуешься для встречи. Во-первых, дислоцирован полк далековато от Калининграда, а во-вторых, святая вещь для летчика - предполетный режим и все по расписанию: сон, питание... Летают и ночью, и днем. Полеты не только учебные. Авиация - морская, и здесь применим общепринятый флотский термин - боевая служба. Полеты в заданный квадрат моря для вскрытия ситуации в надводной обстановке. А тут еще "беспокойные" соседи обосновались на аэродроме Зокняй близ Шяуляя в Литве, где попеременно дежурят истребители стран НАТО. Пытались "сесть на хвост" и польские МиГ-29, и голландские F-16. В лучшем случае им доставался только инверсионный след от пары Филимонов-Литвинов.
Надо признать, Виктор не из разговорчивых. О прошедших событиях под моим нажимом рассказывает просто и буднично. Возможно, тем бы и закончился наш разговор - взлетели, задачу выполнили, благополучно сели, летных происшествий не было. Скорее по привычке спросил: а как все-таки жизнь именно такой сложилась, Виктор?
...Как говорит его отец Владимир Николаевич, кадровый военный, которого судьба помотала по гарнизонам от Балтики до Новой Земли, Витька с трех лет мечтал быть летчиком. Откуда эта тяга к небу в мальчишке, родившемся на берегу Балтики в маленьком городке Мамоново, объяснить ни старший, ни младший Литвинов не могут. Хотел, и все тут. В 1989-м с первого захода поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков. Готовили здесь истребителей, и шесть лет подряд училище держало первое место по летной подготовке в ВВС СССР. Требования к курсантам были жесточайшие. Из поступивших на первый курс 125 человек к 1993 году осталось в строю 75. Украина поставила к тому времени курсантов перед выбором: летчиком-истребителем станет тот, кто примет гражданство новой страны. Остальные - на "гражданку". Курс разделился пополам. И кто знает, как повернулось бы дело, если бы не журналисты ОРТ, сделавшие сюжет о ситуации в училище. Не захотевших принять новое гражданство курсантов, в том числе и Виктора Литвинова, перевели в знаменитую Качу. Но, видно, не судьба была ему стать летчиком-истребителем. Таковых оказалось с переизбытком в Качинском училище, и Виктору предложили продолжить учебу в Барнаульском, где, увы, готовят истребителей-бомбардировщиков. Год спустя лейтенант Литвинов уже осваивал фронтовой бомбардировщик Су-24 в 1-м гвардейском инструкторско-бомбардировочном полку под Воронежем.
А затем был Дальний Восток, затерянный в дебрях тайги гарнизон Озерная Падь. Середина 1990-х - горькое время для Вооруженных Сил, денежное довольствие не выдавалось по 4-5 месяцев. Так и жили пару лет, но тут очередная волна реформ накрыла: полк подлежит расформированию.
Командование честно призналось: новых мест службы практически нет, каждый пусть ищет его сам или уходит в запас. Виктору Литвинову повезло. Приехав в Калининград, едва ли не сразу с вокзала направился в штаб ВВС Балтийского флота. Вакансия нашлась.
Так он в 1998-м оказался в отдельном гвардейском...
Здесь, в Калининграде, жизненные и служебные "катаклизмы" кончились, считает гвардии майор Виктор Литвинов. По-настоящему начал летать, в 2001 году с отличием окончил академию, вернулся в полк начальником штаба эскадрильи. Теперь заместитель командира эскадрильи. И еще, два года назад в семье Литвиновых появился второй сын, а весной нынешнего она получила первую собственную трехкомнатную квартиру. Так служить можно, подытожил разговор Виктор.
Все-таки не удержался и спросил: неужели за все эти "бурные" годы ни разу не захотелось подать рапорт... "И мысли не было", - ответил Виктор и невольно поглядел на часы. Действительно, заговорились. В 4.30 утра в полку начинаются полеты. Режим, знаете ли...
http://www.redstar.ru/2006/07/15_07/2_02.html