Естественнонаучное освещение религиозного воспитания

0
163
Время на чтение 5 минут
Сегодня считается, что положение религиозного состояния нашей страны изменилось в лучшую сторону и это правильно, но вместе с тем положение далеко не является благополучным. Главная тревога, как мне кажется, связана с тем, что общество, и не только наше русское, вступает в новую историческую эпоху, получающую название постмодерна. Чем характеризуется эта эпоха? Пока отмечу только, что постмодерн - это новая форма атеизма. Как можно противодействовать вхождению общества в эпоху постмодерна?

Чтобы ответить на этот невероятно сложный вопрос я хочу предварительно рассмотреть два других вопроса. Первый - в чем суть постмодерна? Суть его состоит в провозглашении крайнего субъективизма, выражающегося в отрицании объективной реальности вообще и истины о мире и прежде всего высшей духовной реальности. Человек постмодерна провозглашает ничем неограниченную свободу личности. Ничего в мире нет, кроме меня с моими желаниями. Эти идеи настойчиво пропагандируются средствами телевидения, переполненного сценами насилия, всей системой современной культуры, входят в систему образования. Теоретики постмодерна, провозглашающие свободу личности, говорят о независимости детей от родителей, толкуют лечение больных как насилие над ними, говорят об образовании как нарушении свободы учеников, о правах умалишенных, о сексуальной свободе. Идеи постмодерна - это не только утверждение атеизма, это разрушение семьи и общества.

Второй вопрос: каковы истоки постмодерна? Как могло случиться, что в культурной цивилизации 20-21веков возникло такое разрушительное явление, как постмодерн? Вот мнение одного из наших философов: "Сегодня почти очевидно, что на протяжении всего прошедшего столетия многие продвинутые философские направления подспудно работали на глобальное переформирование человеческой психики". Истоки надо искать в истории, в многолетней деятельности культуры по переформированию человеческой психики. Я выделяю в этой деятельности лишь одну сторону, связанную с тем, что мне близко, - с наукой.

Наука создает представление о том, как устроен мир, и эти представления преломляются в психике человека в мировоззрение. Современная наука, как мы ее называем, возникла в 17 веке на фундаменте представлений о таком мире, который создан Богом. Только в Божьем мире возможно научное познание, в основе науки лежат постулаты, имеющие религиозное происхождение. Наука выросла из христианства. Но постепенно представления о Божьем мире стали в научном познании изменяться. Стали сначала принимать, что Бог создал мир, но из мира ушел, так называемый деизм. Уже в 18 веке картина мира стала передаваться движениями атомов. В таком мире исчезла цель. Мир атомов стал описываться математикой. Возникло математическое естествознание, в котором математика пришла на место Бога. Движение атомов вело к тепловой смерти. Уже в 19 веке возник вероятностный мир, существующий благодаря компенсирующему действию случайности. Все в природе, включая и человека с его сознанием, упростилось: высшее свелось к низшему, все стало описываться квантовой физикой.

Вслед за потерей цели исчезла и организованность мира. Мир 20-го века стал хаотическим. В таком мире человек потерял все человеческое. Все стало физикой. И, наконец, мир начала 21-го века в научной картине мира вообще потерял свою определенность. Научное представление о нем стало восприниматься как не истинное. Все, что мы имеем и знаем, в том числе и религия, все это, якобы, создано человеком. Последовательное отторжение Бога из картины мира привело к возникновению картины искусственного мира, неизбежно обреченного на гибель. В таком мире нельзя жить, можно лишь успеть как-то выжить.

Чтобы лучше понять эти сложные положения об эволюции научной картины мира, я приведу несколько примеров. Вот известная сцена из Пушкина. Борис Годунов говорит юродивому: "Молись за меня, бедный Николка" и Николка отвечает: "Нет. Нет. Нельзя молиться за царя Ирода. Богородица не велит". Это пример удивительно схваченного Пушкиным религиозного чувства, бывшего в начале 17 века. А вот уже 19 век. Лев Толстой в своей исповеди пишет: "Я был крещен и воспитан в православной вере, но когда я в 18 лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что". И еще: "Вероучение, принятое по доверию и поддерживаемое внешним давлением, постепенно тает под влиянием знаний и опытов жизни".

Что же произошло за эти полтора века? Та эволюция научной картины мира, о которой я рассказал, вытравляла в человеке постепенно, шаг за шагом религиозные чувства, принятые, как сказал Лев Толстой, "по доверию". И сегодня вот в чем суть постмодерна. Это можно определить так - уничтожение в человеке чувства его зависимости от высших духовных сил бытия.

Еще один пример, касающийся нашего выдающегося ученого Вернадского. Вернадский удивительно воплотил в себе противоречия научного познания между научными фактами и их философским обобщением. Вернадский был великим натуралистом, но он глубоко ошибался как философ, исповедуя механистический материализм. Вернадский является автором открытия, которое можно сформулировать так: "Природа обладает организованностью, в которой созидающе действует жизнь". Вернадский утверждает и обосновывает идею организованности природы и ставит вопрос об ее источнике. Утверждая факт организованности и ища ее источник, Вернадский подводит к мысли о существовании высшей реальности в мире. Тем самым подрывается основная идея постмодерна, но в толковании своего же научного материала Вернадский исходил из материалистической философии 19 века. Он связал источник организованности со строением атома и в итоге пришел к идее ноосферы. Ноосфера - это стадия эволюции природы, в которой человек управляет природой. Ноосфера - это философская ошибка Вернадского, она не вытекает из его работ. Итак, Вернадский выдвигает две идеи: одну против постмодерна, а вторую - за постмодерн. И вот важно - что же принимает общество? Общество принимает ноосферную идею. Этот факт очень характерен для современного менталитета.

После этого я хочу вернуться к состоянию нашей молодежи, в частности, моих студентов. Что они, 20-летние, знают о жизни? К сожалению, они знают очень многое. Они почти все исповедуют материализм науки, но в их подсознании живут и противоречия Вернадского, и сомнения Толстого, а в глубинах подсознания живет и Пушкинский бедный Николка, но одно у них преобладает - им надо зацепиться за Москву, потому что дома - где-нибудь в Пензе - им нет работы и надеяться им не на кого, только на самих себя. Они открыты к уничтожающему удару постмодерна.

Опасность постмодерна очень большая. Она состоит в том, что будучи подготовленным предшествующей почти 300-летней эпохой бездуховной культуры, постмодерн обращается к худшим сторонам человека, к его греховности.

И вот я возвращаюсь к своему вопросу - как нам бороться с угрозой постмодерна? Я рассматриваю только одну из возможностей, связанную с созданием естественнонаучных основ религиозного воспитания. Главное состоит в понимании того, что в мире существует духовная реальность. Главное состоит в том, чтобы так перестроить наше образование и прежде всего школьное, даже не вузовское, чтобы молодой человек вышел из школы не только со знанием, но с ощущением, что наш мир так устроен, что в нем существует высшая духовная реальность. Свободы в мире нет. Мы не можем летать, мы не можем жить под водой. Нет свободы. Человек связан миром, его природой. Это все ложь постмодерна. И мы можем и должны дать конкретные факты науки, которые убедят молодых людей в том, что наш мир содержит высшую духовную реальность. Очень коротко, что это за факты? У нашего мира есть начало. Наш мир организован. В нашем мире есть цель. В нашем мире есть законы. Мы не знаем тайны происхождения жизни, происхождения человека, происхождения сознания. Но мы можем из школьного естествознания показать нашей молодежи, что в мире есть тайна, и дальше они сами уже сделают вывод - эта тайна и есть Бог. Меня иногда мои студенты спрашивают - нам кажется из ваших лекций по химии, что вы верующий человек. И я с удовольствием отвечаю - конечно. И тогда они мне задают вопрос - скажите, а почему вы верующий? И я отвечаю - потому что наука мне доказала, что мир без Бога не строится.

Заканчивая, я хочу подвести итог - мы можем создать естественнонаучные основы религиозного воспитания. Мы можем в принципе изменить то положение, которое существует уже 300 лет, когда религиозное образование не имеет доказательного фундамента. Это особенно необходимо сегодня, когда наступление на религию и на само существование общества обретает новые угрожающие формы.

http://www.russned.ru/stats.php?ID=428
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Давайте вспомним всех павших!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 14:49
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 14:42
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 14:27
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.04.2024 13:24