и облако светлое, как шатер распростираемое,
Апостолов Твоею славою покрыло"
(Литургия на Преображение Господне).
На земле есть места, о которых можно писать только восторженно. Для меня таким местом является Тавор (Фавор в русском написании).
Пять лет дипломатической работы в российском посольстве в Израиле подарили неповторимую возможность побывать буквально во всех святых для христианского сердца уголках, увидеть многое из того, что порой сокрыто от глаз туристов и паломников, которые сейчас тысячами посещают библейские места. Скажу, что Фавор - это место, куда хочется возвращаться всегда. Вспоминаю добрую улыбку греческого священника Иринарха, служащего в храме Двенадцати Апостолов близ Капернаума. "Поднимайтесь на Фавор, - загадочно говорит он, - и Вы обязательно почувствуете чудодейственную силу Всевышнего".
Гора Фавор расположена в семи километрах к юго-востоку от Назарета в Нижней Галилее. И на еврейском и на арабском языках Тавор, или Табур означает "пуп", "пупок". По своей форме "пупковая гора" напоминает ровную массивную полусферу, величественно возвышающуюся над всеми горами и равнинами Галилеи. Хотя Фавор - не самая высокая точка этого района (588 метров), ее очертания видны в радиусе пятидесяти и более километров. Все Галилейские горы простираются непрерывными цепями, и только Фавор отстоит обособленно. В отличие от безжизненных, выжженных солнцем, каменистых склонов этих мест Фавор от подножия до вершины покрыт густой вечнозеленой растительностью. Первые последователи Христа называли ее "живой горой" или "христианским животом".
Путешественники всегда обращали внимание на то, что гора как магнит притягивает к себе, и желание подняться ее величавую макушку растет по мере приближения к ней. Похоже, гора не подвластна времени. Ее описание, данное десять веков назад одним из первых русских паломников на Святой Земле игуменом Даниилом, с фотографической точностью отражает ту картину, которая предстает перед взором и в наши дни: "Издали гора Фавор походит на стог сена, вся круглая. Снизу она очень широка, а сверху узка, на вершине ее находится круглая поляна. Вся гора одета богатой зеленью, покрыта рощицами дубов и кустарников, где множество птиц находят себе привольное житье. Путь на гору для путника нелёгок; хотя она не высока, но крута, и взбираться на неё надо не меньше часу по узенькой тропинке". Сейчас на вершину горы проложили извилистую, шириной с корпус автомобиля асфальтную дорожку, и расторопные арабские водители только успевают доставлять вверх и вниз туристов из разных стран.
С горой Фавор связано множество исторических событий, легенд и, конечно, библейских повествований. С незапамятных времен эта гора считалась важным стратегическим пунктом. У ее подножия не раз разворачивались драматические сражения. Здесь ветхозаветный герой Варак одолел войска хананейского царя Сисары. Крепость, воздвигнутая на горе легендарным еврейским военачальником и историком Иосифом Флавием, стала свидетелем кровавых событий Иудейской войны против Рима в середине 1 века новой эры. В 614 году персидские войска разрушили все христианские постройки на Фаворе. В 1099 году предводитель крестоносцев Танкред основал здесь хорошо укрепленный монастырь, который выдержал осаду победоносного мусульманского полководца Саллах ад-Дина. В 1217 года по приказу султана Бейбарса монастырь все же был разрушен. Развалины византийских церквей и хорошо сохранившуюся арку монастыря времен крестоносцев можно увидеть в наши дни на территории, прилегающей к современной францисканской базилике Преображения, которая была построена в типично европейском стиле по проекту известного итальянского зодчего Антонио Берлуччи в 1927 году. У подножия горы в 1799 году шеститысячный корпус под командованием Наполеона обратил в бегство двадцатитысячную турецкую армию.
Издревле люди разных эпох и вероисповеданий ощущали, что гора Фавор таит в себе мистическую силу. Не случайно, ей давали такие эпитеты: "земной рай", "отрада души", "услаждение для души", "земное небо" и т.п. В одном из арабских названий горы "Джебель эль-Тор" ("Бычья гора") сохранилась память о древнем финикийском культе сожжения жертвенных быков. Другое арабское название - Даббурийя, которое носит небольшое селение, расположившееся на одном из склонов горы, напоминает, что именно здесь пророчила боговдохновенная Девора (Суд., 4,5). По ветхозаветному преданию, на Фаворе священник Бога Всевышнего Мелхиседек благословил Авраама (Быт.14:19,20; Евр., 7: 1,2). Еврейские мудрецы утверждали, что в далеком прошлом гора Фавор просила Бога, чтобы на ней Моисей возложил Скрижали Завета и чтобы после конца дней на Тавор опустился Небесный Иерусалим.
Главным событием, возвеличившим Фавор, стало чудо Преображения Иисуса Христа. Два тысячелетия назад "самовидцы славы Господа Апостолы Петр, Иаков и Иоанн по страдании и воскресении Иисуса Христа первые возвестили о предъизобразительной славе Его на горе Фавор" (Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия, 1891 г., раздел "Фавор гора"). В Священном Писании чудо Преображения передано так: "По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился перед ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с ним беседующие" (Матф., 17:1-3). Опираясь на предание, святые отцы, архиепископ Иерусалима Кирилл и блаженный Иероним, канонизировали место Преображения на горе Фавор. В IV веке мать Константина Великого, святая равноапостольная Елена, во время своего путешествия по Святой Земле велела заложить на вершине Фавора церковь с тремя престолами, как завещал Апостол Петр: "Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну и одну Илии" (Матф., 17:4).
До VII века и появления в этих местах мусульман Фавор был одним из центров христианского паломничества в Палестине. Затем, до середины XIX века, монастыри и церкви на горе находились в полном запустении. Лишь раз в году немногочисленные православные паломники и францисканские монахи совершали восхождение для богослужений в честь праздника Преображения Господня.
Возрождение христианских святынь на Фаворе связано с именем православного иеромонаха из Молдавии Иринарха, который в 1854 году, в девяностолетнем возрасте, поселился на развалинах древнего храма. Вместе со своим учеником Нестором Иринарх восстановил старый каменный алтарь и стал служить для православных паломников. Весть о подвижничестве старца быстро разлетелась по всей Палестине. Идею восстановления храма на горе Преображения поддержали русские консулы в Константинополе, Иерусалиме и Хайфе, Русская Духовная миссия в Иерусалиме, митрополит Назарета Нифонт. Благодаря участию русских, удалось убедить тогдашнего патриарха Иерусалима Кирилла поддержать строительство христианской обители на Фаворе. Глава Русской Духовной миссии в Иерусалиме Антонин (Капустин) добился получения от российского правительства средств на внутреннюю отделку и украшение фаворской церкви. Колокольня была возведена в русском стиле на средства благодетельницы из России Ольги Кокиной. В небольшом и уютном храме во имя святого Илии паломники из России и в наши дни чувствуют себя, как дома. В алтарной части и в приделах - русские иконы и предметы церковной утвари из России. Самый дорогой образ Преображения, расположенный в центре алтаря, - подарок великого князя Сергея Александровича.
Старец Иринарх не дожил до окончания строительных работ. Он умер в возрасте 93-х лет. Спустя несколько лет после его смерти фаворский храм был освящен на Преображение 6 (19) августа 1862 года. Тогда же по распоряжению патриарха Иерусалима Кирилла мощи Иринарха были погребены внутри церкви с правой стороны от алтарной части.
С тех времен церковь не перестраивалась, и ее внутреннее убранство не претерпело особых изменений. В будний день здесь обычно не бывает посетителей. Долго стучим кованой ручкой в форме кольца по огромным металлическим воротам. Минут через десять монахиня из Румынии приоткрывает створ ворот, убеждается, что пришли православные и позволяет нам пройти. Представителей других конфессий на территорию святого места не пускают.
Территория фаворского монастыря - это поистине райский уголок. Всюду цветы, причудливые кактусы, деревья. Удивительная тишина прерывается только щебетанием птиц. Здесь испытываешь редкое умиротворение и отдохновение души. Свежий горный воздух, напоенный ароматом лимонов, почему-то всегда цветущих, клонит ко сну. Вспоминаются слова евангелиста Луки о Преображении: "Петр и бывшие с ним отягчены были сном; но пробудившись увидели славу Его (Лук., 9:32).
Медленно осматриваем священные предметы, находящиеся в храме, прикладываемся к мраморному кружку, на котором по преданию стоял Христос во время Преображения, настенному обелиску, прикрывающему мощи старца Иринараха, чудотворной иконе, история которой - отдельный рассказ... Румынские монахини приглашают пройти в старую трапезную и угощают чашечкой ароматного арабского кофе с кардамоном, как бы намекая, что нам пора возвращаться к нашим мирским делам.
Размеренная жизнь фаворского монастыря прерывается только накануне праздника Преображения 19 августа. В этот день сюда, чтобы принять участие в праздничном богослужении и, конечно, в надежде увидеть чудо нисхождения облака, стекаются тысячи паломников. Православные арабы, в семьях которых принято крестить детей на Преображение, еще с утра занимают самые удобные места около храма, разбивают палатки, готовят на мангалах шашлык, непринужденно и шумно веселятся. Сейчас в разноязыкой толпе паломников часто слышится русская речь.
С трудом находим место парковки у развалин старой постройки времен крестоносцев - это примерно в километре от фаворского монастыря. Литургия идет на открытом воздухе, поскольку храм не смог бы вместить всех желающих. Ночное богослужение ведется на четырех языках: греческом, русском, арабском и сербском. Все с надеждой смотрят на небо, но оно чисто, видны только яркие звезды. Свет от звезд четко высвечивает силуэты окрестных гор. Служба близится к концу, люди подходят к причастию. Четыре часа утра, пора возвращаться на работу в суетливый Тель-Авив. "Наверное, сегодня мы облачко не увидим", - говорю жене и дочке. Мы медленно идем к машине. На пустынной дороге, на полпути к католическому участку, встречаем отца Иринарха из Капернаума. "Подождите еще немного, и облачко обязательно сойдет", - говорит он, как всегда загадочно улыбаясь. Мы вежливо прощаемся с греческим монахом и идем дальше к парковке. И вдруг замечаем, что по земле стелется пелена густого тумана. Внезапно нас окружают блестящие искры и всполохи света. Их можно было бы принять за вспышки фотоаппаратов, если бы искры не были повсюду, и их не было так много. Эти вспышки света, похожие на молнии, нам хорошо знакомы: мы видели их у Гроба Господня в Иерусалиме, в канун Пасхи, перед нисхождением Благодатного Огня. Мы без слов развернулись и быстро побежали назад, к храму. За несколько минут его окутало огромное облако. Принесенная им благодатная роса покрыла деревья, траву, одежду, руки и счастливые лица людей, благодарящих Бога за чудо.
Мы не сразу заметили, что кто-то сигналит из проезжающего автомобиля. Это был отец Иринарх. "Ну, я же говорил, что облако обязательно сойдет", - весело произнес он.
Покидать Фавор не хотелось... Наверное, в первый раз я медленно продвигался в плотном потоке машин, не испытывая нетерпения. Я думал о том, сколько же за историю человечества было людей, которые, подобно апостолу Фоме, нуждались в зримых и ощутимых доказательствах того, что Бог - рядом! Как трудно погруженному в суету человеку постичь Слово Божье: "Царство Мое не от мира сего". (Иоанн, 18:36)! Слава Господу за то, что Он повторяет фаворское чудо из года в года, преображая нас светом Своего Преображения!
Уже светало, когда мы спустились к подножию Фавора. Проехав несколько километров по Изреэльской долине, я остановил машину, чтобы еще раз бросить взгляд на Святую гору. Ее вершина была покрыта густой и белой, как вата, завесой. Больше на чистом галилейском небосклоне не было ни единого облачка.
http://www.fondsk.ru/print.php?id=117