"Легкое бремя"

Массовое православие в современной России

0
205
Время на чтение 4 минуты
Большинство россиян, называющих себя православными, не соблюдают церковных обрядов, не посещают служб и не участвуют в жизни прихода

МНЕНИЕ СОЦИОЛОГА

Утверждения о "религиозном возрождении" в стране в последние годы стали расхожими, темпы роста показателей массовой приобщенности к вере завораживают. И действительно, сейчас к православным себя относят 62% россиян, к неверующим - 28% (в 1996 году - 44 и 43% соответственно). Причем быстрее всего доля тех, кто называет себя верующими, росла в последние годы не среди пожилых людей или женщин, как можно было бы подумать, а среди молодежи, мужчин, респондентов с высшим образованием. Среди последних доля посещающих церковь не реже одного раза в месяц выросла за 1990-е годы в 3,5 раза. Это, в свою очередь, дает представителям ведущих конфессий основания все чаще делать заявления - в том числе и политического характера - от имени общества в целом. Однако при более внимательном взгляде на само содержание религиозных верований россиян претензии эти оказываются сомнительными.
Новые русские верующие Раннехристианская мысль и последующая богословская традиция связывали с верой в Христа избавление человечества от языческих суеверий. Нынешние россияне верят в приметы, вещие сны и гороскопы куда больше, чем в ад, рай и вечную жизнь. Сравнение недавних опросов в России и США показывает, что россияне заметно чаще американцев верят в ведьм (соответственно 37 и 24% опрошенных) и в астрологию, хиромантию (42 и 29%), тогда как в Бога, рай и ангелов, в дьявола и ад в полтора-два раза чаще верят американцы.
При этом больше всего приверженцев популярной магии и астрологии именно среди более молодых и образованных респондентов. Такого рода элементы и прежде входили в состав массовых православных верований, но были связаны с традиционализмом более пожилых групп православных. Теперь же они (среди прочего, благодаря влиянию массовой культуры) включаются в популярное православие как проявления относительно новых, более универсалистских и рационалистических течений. По данным международного исследования досуговых интересов населения к политике, истории, технике, культуре, различным сторонам повседневной жизни, проведенного в 1995 году в 43 странах мира, россияне по уровню заинтересованности были среди лидеров только в одной категории, а именно в том, что касается интереса к оккультизму, магии, НЛО. О безоговорочном интересе к этой тематике говорили 38,9% россиян, что несколько ниже, чем на Украине, близко к Венесуэле и Мексике, но намного больше, чем в Западной Европе. Причем в России этот интерес был выше статистической нормы в том числе и среди специалистов с высшим образованием. Он концентрировался не только на селе, но и в столице, и был особенно заметен среди самых молодых россиян со средним образованием и низкими доходами.
Прихожане и "захожане" Данные показывают, что православная церковь играет чрезвычайно малую роль в приобщении россиян к религии - куда важнее влияние семьи и массовой культуры. Не играет церковь значительной роли - даже на обрядовом уровне - и в религиозной жизни верующих. Правда, доля изредка посещающих церковные службы за 90-е годы несколько выросла, а доля тех, кто никогда не ходит к причастию, сократилась с 83% в 1991 году до 59% в 2004 году. Однако доля причащающихся регулярно (не реже раза в месяц) оставалась прежней - на уровне 2%. В 2002-2004 годах 75-77% россиян заявляли, что никогда не молятся, не соблюдают религиозных постов и праздников (80% не соблюдали Великого поста весной 2006 года).
Заявление о своей принадлежности к православию не влечет за собой для подавляющего большинства россиян ни регулярного соблюдения основных обрядов, ни более или менее частого посещения церковных служб, ни практического участия в жизни храмовой общины, ни вообще какой бы то ни было реальной деятельности по воплощению христианских идеалов в повседневную жизнь. В 1998 году, например, 83% из тех, кто отнес себя к верующим, ни разу за предыдущие 12 месяцев не совершали актов благотворительности, 93% не занимались никакой деятельностью в пользу церкви. Для сравнения, по данным службы Гэллапа, в 1992-1998 годах еженедельно бывали в храме или синагоге до четверти молодых американцев (моложе 29 лет) и половина людей старшего возраста. Неудивительно поэтому, что преобладающая часть россиян считает: церковь играет незначительную роль в повседневной жизни окружающих их людей, а вера других - по преимуществу мода или показуха.
Русские и православные Доля тех, кто явно выступает за социальные привилегии для приверженцев православия, и в целом по России, и по отдельным социально-демографическим группам за 90-е годы не выросла - зато заметно сократилась доля их активных противников. Резче всего - на 23% (при 11% в среднем по выборке) - противодействие сегрегации по религиозному признаку снизилось именно у наиболее образованных респондентов, а это, напомним, как раз тот слой, который активнее других за последнее время приобщался к православной вере. Неофиты заметнее других озабочены символической демаркацией своих вновь обретенных позиций - проведением границ между "нами" и "ими".
Показательно и то, что из обрядов российские православные чаще исполняют такие, которые однократны,- крещение (собственное или детей), чин погребения родных. Разовая инициация (как правило, пассивно пережитая в младенческом возрасте) навсегда предопределяет для них принадлежность к православию и не накладывает далее никаких собственно религиозных обязательств, не требует ритуалов солидарности с собратьями по вере и с религиозным целым, которое представляет церковь. Равно как, кажется, не предопределяет она и сознания важности веры для повседневного поведения, ее воплощения в конкретных делах. Самообозначение "православный" в подобных условиях все больше принимает семантику "русского", соединяясь, во-первых, с комплексом идей и символов российской исключительности ("русским мифом"), а во-вторых - с ксенофобическими установками в отношении этнических чужаков, Запада, Америки, которые разделяются сегодня большинством общества, в том числе большинством не верующих сейчас и не веровавших никогда.

БОРИС ДУБИН, ведущий научный сотрудник "Левада-центра"

http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=682345
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11