Вертикальный охват
Воздушно-десантные войска (ВДВ), организационно входящие в состав ВВС НОАК, рассматриваются китайским командованием не только как часть сил быстрого реагирования, но и в качестве стратегического резерва, который может применяться в наиболее важных войсковых операциях, в том числе комбинированных - воздушно-наземно-морских. Решение об использовании ВДВ принимает непосредственно Центральный военный совет КНР - высший орган военного руководства страны.
Свою историю ВДВ НОАК ведут от сформированной в 1950 году... 1-й бригады морской пехоты (именно так!) ВВС. В 1955-м ее преобразовали в парашютно-десантную дивизию НОАК (в 1957 году переименована в воздушно-десантную). В 1961 году в состав ВДВ был передан 15-й армейский корпус сухопутных войск, ставший 15-м воздушно-десантным. Соответственно в воздушно-десантные были преобразованы и входившие в его состав пехотные дивизии. В 15-й воздушно-десантный корпус вошла и ранее сформированная воздушно-десантная дивизия.
В течение последующих полутора десятков лет корпус состоял из легковооруженных парашютно-десантных частей, так как отсутствовало необходимое количество специализированных транспортно-десантных самолетов. Эти части были способны проводить лишь ограниченные по масштабам диверсионно-разведывательные операции и поддерживать действия партизан. В 1969 году ВДВ передали вертолетный полк (с вертолетами Z-5 - копиями советских Ми-4), а затем в ВВС начали поступать и новые транспортно-десантные самолеты. В 1975 и 1985 годах прошли две реорганизации ВДВ, в ходе которых в их состав были введены артиллерийские и зенитные подразделения, а также подразделения, вооруженные противотанковыми ракетными комплексами.
Новый этап развития ВДВ начался в 1990-е годы, когда их напрямую подчинили Центральному военному совету. Боевые возможности войск значительно возросли благодаря поступлению на вооружение российских тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76 и средних военно-транспортных самолетов Y-8 (аналоги советских Ан-12) собственного производства. ВДВ НОАК приобрели способность осуществлять более крупные по размаху операции вертикального охвата - парашютно-десантные и авиадесантные (с посадочным десантированием тяжелой техники), а также - в ограниченных масштабах - и аэромобильные.
Интересным моментом является то, что в рамках реформирования вооруженных сил КНР три воздушно-десантные дивизии НОАК в середине 1980-х годов были сокращены до бригад. Но в 1990-е годы китайское руководство посчитало это ошибкой, в результате чего данные соединения вновь развернули в дивизии.
В настоящее время в воздушно-десантных войсках ВВС НОАК насчитывается, по разным оценкам, от 24 до 30 тыс. человек личного состава. Они по-прежнему сведены в 15-й воздушно-десантный корпус (штаб в г. Сяогань, провинция Хубэй), включающий все те же три воздушно-десантные дивизии - 43-ю (Кайфын, провинция Хубэй), 44-ю (Иншань, провинция Хубэй) и 45-ю (Хуанпи, провинция Хубэй). В г. Сяогань дислоцируются корпусные части - разведывательный, инженерно-саперный и транспортный батальоны. Кроме того, 15-му воздушно-десантному корпусу подчинены военно-транспортный авиаполк с легкими транспортно-десантными самолетами-бипланами Y-5 (Ан-2), используемыми для парашютно-десантной подготовки (полк дислоцируется на аэродроме Ухань в провинции Хубэй), и вертолетный полк с десантно-транспортными вертолетами российского производства Ми-8 и Ми-17.
Воздушно-десантные дивизии состоят из четырех полков каждая - трех парашютно-десантных и артиллерийского. В состав воздушно-десантных дивизий входят следующие парашютно-десантные полки: 127-й, 128-й и 129-й - в 43-ю дивизию, 130-й, 131-й и 132-й - в 44-ю, 133-й, 134-й и 135-й - в 45-ю.
Для перевозки, посадочного и парашютного десантирования ВДВ НОАК придаются военно-транспортные самолеты 13-й военно-транспортной авиадивизии (Ан-26 - Y-14 в китайском исполнении, Ил-76, Y-7 - копии Ан-24 и Y-8). ВДВ располагают широким комплектом парашютов, включая многокупольные системы, предназначенные для десантирования боевой техники, а также оригинальными десантными мотопарапланами, являющимися индивидуальными летательными аппаратами.
Вооружение ВДВ, кроме стрелкового оружия и пехотных противотанковых средств, представлено новыми боевыми машинами десанта ZBD2000 (WZ-506), созданными по образцу советских БМД-2, а также артиллерийскими системами - 122-мм гаубицами "тип 85" (копии советских Д-30), 107-мм 12-ствольными реактивными системами залпового огня (облегченными вьючными "тип 63-1" и самоходными "тип 81"), 100-мм и 120-мм минометами, 105-мм безоткатными орудиями "тип 75", противотанковыми ракетными комплексами HJ-8 и переносными зенитными ракетными комплексами HN-5 (копии советских "Стрела-2М"). Повышению мобильности воздушно-десантных войск способствовало также оснащение их легкими боевыми автомобилями производства завода "Ухань Линьюнь", созданными в соответствии с западной концепцией "боевого багги" FAV (fast attack vehicle - быстроходная ударная машина). Вся эта техника может десантироваться парашютным способом.
Как считают эксперты по китайским вооруженным силам, ВДВ ВВС НОАК могут участвовать в классических воздушно-десантных операциях, в том числе в условиях горно-лесистой местности, тропиков, на заснеженных территориях и морских островах. Каждый военнослужащий ВДВ, начиная с командира корпуса и кончая специалистами тыловых служб, обязан совершать прыжки с парашютом с борта самолетов нескольких типов и на различную местность.
Гораздо меньше возможностей у китайских ВДВ для осуществления аэромобильных операций, что объясняется нехваткой у НОАК современных десантно-транспортных вертолетов. Проведение такого рода операций освоено в НОАК в масштабе подразделений не больше парашютно-десантной или пехотной роты.
С моря - в бой
Морская пехота ВМС НОАК насчитывает более 10 тыс. офицеров и матросов, а численность ее обученного резерва достигает 20 тыс. человек. Свою историю она ведет с 1953 года, когда в составе флота на основе переданных в состав ВМС пехотного полка и двух пехотных батальонов были сформированы части 1-го корпуса морской пехоты. Вскоре в его составе имелось около 110 тыс. бойцов (восемь дивизий). Однако уже в 1957 году морская пехота была расформирована в связи с отказом Пекина от намерения побыстрее захватить Тайвань, для высадки на который, собственно, она и предназначалась.
К принятию решения о воссоздании в составе ВМС морской пехоты военное руководство КНР подвигли новые планы - на сей раз связанные с овладением Парасельскими островами и архипелагом Спратли. Необходимость иметь специально обученные для участия в амфибийных операциях войска диктовалась, в частности, опытом высадки десанта на принадлежащие Вьетнаму (тогда Южному) Парасельские острова в 1974 году. Для участия в аналогичных операциях в будущем и обороны захваченных островов в 1980 году на острове Хайнань в составе Южного флота ВМС НОАК была развернута 1-я бригада морской пехоты, штаб которой в настоящее время находится в Чжаньцзяне (основные подразделения остались на Хайнане). В последующем подразделения морской пехоты появились непосредственно на оккупированных Китаем спорных с Вьетнамом островах - Парасельских (гарнизон на острове Вуди) и некоторых рифах архипелага Спратли.
С учетом нового обострения отношений с Тайванем и открыто провозглашенной Пекином возможности военного решения вопроса "объединения страны" ВМС НОАК развернули в 2001 году в Чжаньцзяне еще одну бригаду морской пехоты - 164-ю (в ряде источников - 3-я бригада морской пехоты).
До середины 1990-х годов китайская морская пехота представляла собой легковооруженные подразделения, оптимизированные по своему составу и оснащению для захвата небольших островов в Южно-Китайском море с заведомо слабыми гарнизонами. Однако возложение на морскую пехоту боевых задач, связанных с возможной высадкой на Тайване с его мощной армией и развитой системой противодесантной обороны, потребовало оснащения морской пехоты тяжелой техникой, включая новые плавающие танки "тип 63А" со 105-мм пушками и самоходные орудия.
Морская пехота имеет двойное подчинение: оперативное - командованию Южного флота, административное - штабу ВМС в Пекине, который занимается вопросами ее оснащения, тылового обеспечения, обучения и комплектования. В военное время боевое управление морской пехотой должно осуществляться непосредственно генеральным штабом НОАК.
Каждой бригадой морской пехоты командует старший полковник, "ассистируемый" соответствующего ранга политкомиссаром. Численность бригады равняется примерно 6-7 тыс. человек. Она включает:
- танковый полк, состоящий из двух танковых батальонов с легкими плавающими танками "тип 63А" и трех механизированных батальонов морской пехоты на боевых машинах пехоты "тип 86" (аналог советской БМП-1) в специальном "морском" исполнении и бронетранспортерах "тип 63", "тип 77-II" (по типу советского БТР-50) и "тип 89";
- "пеший" батальон морской пехоты (около 750 человек);
- батальон специального назначения (разведывательно-диверсионный);
- артиллерийский дивизион (18 122-мм самоходных гаубиц "тип 89", напоминающих советские 2С1 "Гвоздика");
- зенитно-противотанковый ракетный дивизион (вооружен переносными зенитными ракетными комплексами HN-5 и противотанковыми ракетными комплексами HJ-73 - копиями советского комплекса "Малютка" и HJ-8);
- батальон инженерного обеспечения и химической защиты;
- батальон связи и радиоэлектронной борьбы;
- роту водолазов-разведчиков;
- роту охраны;
- автотранспортную роту.
По некоторым сведениям, 164-я бригада морской пехоты по численности и боевому составу уступает 1-й бригаде.
Особые задачи выполняет гарнизон морской пехоты (войсковая часть 38021), развернутый на Парасельских островах и захваченной китайцами части архипелага Спратли. Здесь морские пехотинцы не только охраняют оккупированные острова, но и демонстрируют военное присутствие КНР, ее претензии на осуществление своего безоговорочного суверенитета над ними. Гарнизон насчитывает несколько сотен человек и имеет в своем составе роту плавающих танков, транспортную роту на моторных лодках, дивизион малых быстроходных катеров, несколько зенитных артиллерийских дивизионов с 37-мм и 57-мм зенитными пушками, а также батальон обеспечения. Каждые три месяца в гарнизоне происходит ротация личного состава (на протяжении этого времени морские пехотинцы не имеют никакой связи с родными), а для транспортной связи с материком используются грузопассажирские самолеты Як-42 из состава отдельного военно-транспортного авиаполка Южного флота.
Плюс еще две дивизии
Особым родом сил морской пехоты ВМС НОАК являются боевые пловцы, которые объединены в батальоны специального назначения бригад морской пехоты. Численность такого батальона составляет около 250 человек (по другим данным, может доходить до 400), в его состав входят три разведывательно-диверсионные роты, включая одну парашютно-десантную. На основе батальона могут быть созданы 16-18 разведывательно-диверсионных групп, в задачи которых входят ведение разведки в прибрежных и морских районах, контролируемых противником, скрытная расчистка участков побережья, выбранных для высадки морских десантов, от мин и противодесантных заграждений, уничтожение важных береговых объектов противника, его кораблей и судов в базах и на стоянках (с применением диверсионных мин), целеуказание для применения своей авиацией высокоточного оружия.
Для боевой подготовки морской пехоты созданы учебно-тренировочные комплексы, расположенные на острове Хайнань, а также близ городов Чжаньцзян и Фучжоу. Отбор призывников для морской пехоты ведется из числа абсолютно здоровых крепких юношей с образованием не ниже среднего. На первом году службы морские пехотинцы занимаются прежде всего интенсивной физической подготовкой, включающей, например, свободное плавание на 3-5 км, плавание на 300 м со снаряжением массой 20 кг, кросс по пересеченной местности на дистанцию 5 км со снаряжением массой 25 кг. Климатическую адаптацию морские пехотинцы проходят в условиях тропического леса, высокогорья, пустыни и т.д. На втором году службы изучаются предметы тактико-специальной подготовки.
По взглядам китайского командования, в классической морской десантной операции первыми в бой пойдут боевые пловцы и саперы морской пехоты, которые должны будут устроить проходы в противодесантных заграждениях (в т.ч. обеспечить разминирование прибрежной полосы), затем морские пехотинцы, высаживаясь с десантно-штурмовых катеров на воздушной подушке и плавающей бронетехники, должны будут захватить необходимый для высадки основных сил плацдарм на побережье, в то время как спецназ морской пехоты на вертолетах десантируется в тактическом тылу противника, обеспечивая его вертикальный охват. Хотя китайская морская пехота не располагает, подобно морской пехоте США, собственной авиацией, тем не менее она способна участвовать в ограниченных по размаху аэромобильных операциях, для чего бригадам морской пехоты могут придаваться десантно-транспортные вертолеты авиации ВМС и ВВС (Ми-8, Ми-17, Z-8 - копия французского вертолета-амфибии "Супер Фрелон").
Десантно-высадочные силы ВМС НОАК имеют большие, средние и малые десантные корабли и десантные катера классического типа, обеспечивающие высадку непосредственно к урезу воды с помощью носовой аппарели танков, другой боевой техники и пехотных подразделений. Есть также десантные войсковые транспорты и небольшое количество десантно-штурмовых катеров на воздушной подушке. В целом амфибийно-десантные корабельные силы ВМС НОАК способны принять на борт механизированную дивизию с 12 тыс. человек личного состава и техникой и перебросить ее по морю на сравнительно небольшое расстояние. Начата разработка перспективного океанского десантно-вертолетного корабля-дока современного типа.
Следует отметить, что фактически силы морской пехоты НОАК значительно превосходят собственно флотскую морскую пехоту, так как в составе сухопутных войск существуют соединения, специально предназначенные для участия в морских десантных операциях - 1-я и 124-я амфибийные механизированные (амфибийно-штурмовые) дивизии, амфибийная танковая бригада и 137-я десантная бригада специального назначения общей численностью более 25 тыс. человек. Таким образом, КНР располагает вторыми в мире по численности после США войсками морской пехоты (около 40 тыс. человек).
http://nvo.ng.ru/forces/2006-06-09/3_china.html