Сегодня многие прихожане склонны больше доверять устным источникам информации, в роли которых выступают некомпетентные в богословии, но наделенные большим апломбом бабушки, избравшие своим досугом времяпрепровождение при церкви. Такие всегда готовы объяснить все происходящее в храме по-своему. Очень часто они ведут себя довольно агрессивно - и тем отталкивают людей, впервые пришедших в церковь.
Не идет на убыль в церковной среде и такое явление, как младостарчество: "рвение не по разуму", которое проявляют молодые и малообразованные священнослужители. Иногда вокруг них объединяются фанатичные почитатели (в основном женщины), образуя настоящие секты. Не ослабевает и нагнетание апокалиптических настроений.
До сих пор, несмотря на внятно выраженную позицию патриархата, есть церковные люди, считающие ИНН "печатью антихриста", и священнослужители, отказывающие принявшим ИНН в причастии.
"Народное прославление святых", наряду с личностями, которые в дальнейшем в действительности могут быть канонизированы, возносит и столь сомнительных персонажей, как Иоанн Грозный и Григорий Распутин. В их честь устраиваются самочинные "крестные ходы", тиражируются их "иконы". Так, недавно была написана "икона" певца Игоря Талькова. Речь иногда заходит и вовсе о немыслимых канонизациях - Сталина, Гитлера...
На весьма низком уровне находится в околоцерковных кругах и знание Священного Писания. Отец Александр Дягилев заметил: "Многие искренне полагают, что Святая Троица - это Богоматерь, Иисус и Николай-угодник..."
Участники конференции были вынуждены констатировать увеличение подобных суеверий и обратиться к митрополиту Владимиру с просьбой усилить контроль за литературой, продающейся в церковных лавках. Ведь рынок, ворвавшийся и в сферу православного книгоиздания, породил множество полуграмотных книг и брошюр, рекламирующих различные духовные сенсации, на которые покупаются религиозно необразованные люди, считающие себя православными.
Одной из мер, призванных противостоять суевериям, собравшиеся в Александро-Невской лавре сочли введение при каждом храме должности катехизатора - богословски образованного мирянина, который бы ежедневно консультировал прихожан по всем вопросам церковной практики.
КОММЕНТАРИИ
Протоиерей Александр Будников, председатель миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии РПЦ:
- Люди приходят в церковь за решением проблем, предполагая, что поставив свечу, они компенсируют этим всю душевную работу, связанную с истинной верой. И Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой или переставить ранее поставленные кем-то свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть обвинен чуть ли не в колдовстве.
Многих привлекает в церкви возможность решить собственные проблемы. Это как некий магический собес - центр по обеспечению населения здоровьем и благополучием. Самое распространенное суеверие связано с причастием: якобы многократно повторенное, оно повышает гемоглобин и является лучшим средством от болезней желудка.
Алексей Любомудров, доктор филологических наук, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН :
- Настораживает массовое "мироточение" икон, которое наблюдается в современной церковной практике. Возник своеобразный культ "прикладывания" икон - люди везут иконы из дома, прикладывают их к "мироточивым", дабы воспроизвести это явление в своей домашней моленной. Это есть не что иное, как "клонирование" святыни. Появляются "центры мироточения" - храмы, монастырские кельи и даже квартиры, где мироточат все (!) иконы без исключения. В то же время можно вспомнить, что и Господь, и святые отцы запрещали стремиться к чуду.
Священники не исключают, что некоторые случаи подобных "чудес" и "знамений" имеют откровенно бесовскую природу и являются прельщением, некоей разновидностью полтергейста.
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=242172083&print