Ислам против радикализма

Россия должна обрести четкую политику в отношении исламского мира

В буквальном переводе с арабского "ислам" означает "примирение, мир, успокоение". Уже в силу этого в известном выражении "исламский экстремизм" заложено лексическое противоречие.

Прикрывающиеся исламом

В сущности, отщепенцы и маргиналы, прибегающие к террору (в том числе и против своих же единоверцев), только прикрываются исламом. Таким же образом, как средневековые европейские инквизиторы, пытавшие людей и сжигавшие их на кострах, только прикрывались христианством, забывая о его главном "кредо" - милосердии. Вопрос в том, что же собой представляет по сути так называемый "исламский радикализм" (или экстремизм) и что с ним делать. Характерно, что серьезные исследователи и аналитики как в самом исламском мире, так и в России и на Западе сходятся в том, что данное явление нельзя считать органичной частью ислама как такового. Радикалы почти всегда - "патология" цивилизации, а в современном мусульманском мире они еще успешно играют роль провокаторов, нанося наибольший вред, прежде всего, имиджу самого ислама. К великому сожалению, Запад (за малыми исключениями) не желает сегодня понять, что исламский мир нельзя мерить по себе. Ислам одновременно рассудочен и рационален, мистичен и конкретен, в нем в принципе нет разделения мира на "светское" и "духовное". И в Коране, и в многовековой исламской традиции неоднократно провозглашается уважительное отношение к другим религиям (безоговорочно осуждается только неверие в Бога). Любому образованному мусульманину, а также специалисту по исламу хорошо известно, что иудаизм, христианство и ислам образуют семью авраамических, то есть восходящих к пророку Аврааму (Ибрахиму) религий, в которой ислам считает себя просто наиболее совершенной формой монотеизма. Для монотеистов непризнание Единого Бога - наибольший грех, но даже в отношении идолопоклонников ислам запрещает действовать огнем и мечом только лишь потому, что они - идолопоклонники. Согласно исламу, война допустима только в целях обороны и восстановления справедливости и человечности, но даже при этих условиях она не должна вестись против многократно превосходящих сил противника и в ней не должны страдать безоружные мирные жители.

С этой точки зрения палестинскую "интифаду" в том виде, в каком она велась в последние 10 лет радикалами, следует признать действом, противоречащим исламу. И в первую очередь это относится к своего рода "культу смерти", который поставили во главу угла террористы-самоубийцы. В авраамических религиях самоубийство считается одним из величайших грехов. Оторопь охватывает любого нормального человека, когда палестинские дети заявляют по местному телевидению: "Мы не хотим жить, мы любим смерть". Интифада - это война, у которой не было и нет ни малейших шансов на победу. Все успехи на пути создания Палестинской автономии и продвижения (хотя бы и частично) мирного процесса были достигнуты лишь благодаря отказу от насилия, а любые теракты лишь тормозят процесс урегулирования.

Стена непонимания

Известный израильский исламовед, сопредседатель Общества исламо-израильской дружбы "Корни и ветви" Ашер Эдер отмечает, что "истинный мир на Ближнем Востоке невозможен без понимания ислама - души арабского общества". Непонимание Западом и Израилем мусульманского мира Эдер объясняет двумя заблуждениями. Во-первых, западная (совершенно светская по сути) цивилизация считает мусульманский мир менее продуктивным в интеллектуальном отношении, чем собственный мир. Во-вторых, эта цивилизация пытается навязать мусульманам свои (то есть светские и рациональные) законы бытия и видения мира как такового, что для мусульман в принципе неприемлемо.

Как это ни парадоксально звучит, но современный "исламский радикализм" является порождением не ислама, а как раз западной цивилизации новейшего времени. Он является следствием внедрения целого ряда ее идей - прежде всего, прагматизма, революционности, культа "сверхчеловека" - на чуждой подобным идеям исламской почве. Разумеется, нельзя не вспомнить здесь и принцип "цель оправдывает средства", который в мире ислама появиться никак не мог. Экстремистов, использующих насилие и террор для достижения политических целей, следует рассматривать как врагов ислама. Их идеология, конечно же, не секулярная, но и не религиозная. Они - "псевдорелигиозные" радикалы, обратившиеся к религиозной фразеологии в попытке освободиться от всяких запретов. Характерно, что при этом далеко не все радикалы, прикрывающиеся исламом, отвергают западную культуру. Показательно, что значительное число террористов вербуется из представителей средних и даже богатых слоев населения арабских стран, получивших именно светское, а не религиозное образование. То есть эти люди стоят значительно ближе к западной, чем к мусульманской культуре. В угоду своим политическим и личным интересам они занимаются откровенной подменой понятий. Например, посчитали политически выгодным интерпретировать священное для мусульман понятие "джихад" (означающее - "духовное усердие в вере") исключительно как войну против "иноверцев". Подлог не смутил маргиналов, которым нет дела до людских страданий. Алчность и стремление к власти - вот базис и одновременно надстройка идеологии "исламских радикалов". К религии ислама в ее истинной сущности они не имеют отношения.

К сожалению, западные либералы не поняли, что современные террористы выросли именно из идей европейского "революционного прошлого". Как верно заметил французский исследователь Патрис Генифе, "От Робеспьера до бен Ладена - все тот же клич: "Да здравствует смерть!" Современный терроризм отличается от других видов политического насилия прежде всего очевидной неразборчивостью и отсутствием логики в выборе жертв. Его можно охарактеризовать как "царство всеобщего и беспредельного произвола", когда все могут стать жертвами, а для вынесения приговора не требуется ни мотивов, ни доказательств вины. Более того, в некоторых случаях можно говорить и о масштабном внутримусульманском или межмусульманском терроре.

Что делать?

На нынешнем этапе радикалы не достигли каких-либо весомых политических результатов. Они теряют свой электорат, ибо в мусульманском мире растет понимание бесперспективности любой формы политического насилия. И тем более печально, что многие постоянно твердят об "исламской угрозе". Максимумом политкорректности является лишь разделение мусульманской общности на "традиционный" и "радикальный" ислам, однако границы между этими понятиями не проведены ни врагами ислама, ни, к сожалению, самими мусульманами. Оппоненты ислама не раз попрекали мусульманских лидеров в том, что те однозначно не осудили как происходившие теракты, так и саму идеологию, позволяющую обосновывать теракты ссылками на нормы шариата. К сожалению, богословские заключения авторитетнейших мусульманских ученых, осуждающие насилие и террор, забыты или сознательно не используются, а фетвы современных ученых, основанные на традициях прошлого, игнорируются теми, за кем идут эмоционально возбужденные толпы. В итоге 99 % мусульман, которые являются мирными и добропорядочными гражданами, становятся идейными заложниками маргиналов, пытающихся ввергнуть исламский мир в войну.

Для исправления ситуации необходима четкая государственная политика в отношении ислама и исламского мира. И Россия может и должна сыграть здесь одну из главных ролей. Необходимо принципиально активизировать диалог с политическими духовными лидерами мусульманских стран, освещая его самым широким образом в СМИ. База для подобного диалога уже имеется, но вестись он должен на постоянной основе, а не в виде эпизодических визитов и заявлений. Например, Россия именно сейчас может сыграть ключевую роль в продвижении выдвинутого в свое время руководством Саудовской Аравии комплексного плана ближневосточного урегулирования. Он предполагает коллективное признание всеми мусульманскими странами Израиля в обмен на признание Израилем права палестинских беженцев на возвращение. Весьма ценным представляется и выдвигаемое рядом деятелей Совета муфтиев России предложение о созыве представительной исламской научно-практической конференции. В ходе нее мусульманские ученые (алимы) выработали бы коллективную фетву (богословско-правовое заключение, обязательное для исполнения), проводящую четкую границу допустимого применения силы и запрещающую акты террора.

Эти и подобные им шаги были бы лишь первыми на пути вывода ситуации из тупика, но даже они способны выбить целый ряд "козырей" из рук экстремистов и террористов.

http://rosvesty.ru/1809/russia/?id=730&i=3
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Бекиров:
Ислам против радикализма
Россия должна обрести четкую политику в отношении исламского мира
28.02.2006
Куда идет ислам?
Религия Аллаха на путях обновления
08.11.2005
Все статьи автора
Последние комментарии
Для депутатки Пушкиной нет ничего святого
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.03.2019
Верните памятник Г.К.Жукову на Манежную площадь!
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.03.2019
Вино или Кровь
Новый комментарий от Иерей Геннадий Метелкин
27.03.2019
Угроза государственного переворота
Новый комментарий от Сант
27.03.2019
Форум ещё лучше и быстрее
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
27.03.2019
Трансгендер с 5 лет
Новый комментарий от NNNN
27.03.2019
День памяти отрока-мученика Андрея Ющинского
Новый комментарий от Наталья Скиф
27.03.2019