Забыли спросить мусульманок

В условиях социальной защищенности вопрос о полигамии является достаточно спорным

Талиб Саидбаев 
0
01.02.2006 91
После заявлений вице-премьера Чечни Рамзана Кадырова и муфтия Нафигуллы Аширова о необходимости легализации многоженства как в Чечне, так и во всей России, в обществе и СМИ по этому поводу развернулась бурная дискуссия. На мой взгляд, вопрос о полигамии является юридическим и в российских условиях не имеет перспектив для разрешения. Более того, никаких предпосылок к тому, чтобы в современной России многоженство стало социально значимым явлением, нет.

В ходе дискуссии в электронных СМИ, в частности, была высказана следующая мысль: "Ислам - единственная из мировых авраамических религий, имеющая в своем Священном Писании норму, допускающую многоженство". Уточню, многоженство допускается и Библией (Ветхим Заветом), Священным Писанием иудаизма и христианства - религий, сформировавшихся за много веков до ислама. Многоженцами были Ламех - потомок Каина и отец Ноя, праотцы Авраам и Иаков, а также все израильские цари. Всех превзошел царь Соломон, который, по преданию, имел от трехсот до тысячи жен родом из разных стран.

Известный историк религии Эрнест Ренан приводит такой пример: знаменитый еврейский ученый I в. рабби Тарфон в "голодный год" обручился с тремястами женщинами для того, чтобы материально поддержать их. В свою очередь, Талмуд, составление которого было завершено в VI веке, рекомендовал мужчинам иметь не более четырех жен.

Однако евреи не были первым и единственным народом, практиковавшим полигамию до арабов. Древние китайцы и японцы многоженство считали добродетелью. Официально практиковалось оно и в Индии. Полигамия была распространена в Древнем Египте: многоженцем, в частности, был царь Аменхотеп (1408-1372 гг. до н.э.).

Там, где многоженство было запрещено, например в христианской Европе, находили разные пути обхода этого запрета. Так, в средневековой Италии возможность, что у мужа на стороне может быть другая женщина, предусматривалась соглашением о браке: любовницам и побочным детям оставляли даже наследство. Как пишут специалисты, "двоеженство de facto (бигамия) стало сущим бичом Англии XVIII в.".

Обычным явлением была полигамия и в Древней Руси. Как писал известный историк Сергей Соловьев, "многоженство у всех племен славянских есть явление несомненное; наш летописец говорит о восточных славянах, что они брали по две и по три жены; обычай многоженства сохранялся долго и после введения христианства". Среди князей, имевших вторых жен и побочные семьи, отмечены Святослав Игоревич, Владимир Святославович, Ярослав Галицкий.

Не могу не подчеркнуть, что появление многоженства было связано главным образом с причинами социально-экономическими, а не религиозными. Оно появилось там, где была большая потребность в рабочей силе, то есть в ее увеличении. К тому, чтобы вступать в полигамный брак, женщин принуждали голод и бедность, невозможность обеспечить детей. Многоженцы появлялись после эпидемий. Полигамию порождали также войны, после которых оставалось много вдов.

Недавно я познакомился с размышлениями одного из христианских епископов времен так называемого высокого Средневековья. Он рассуждает о проблемах семьи, глава которой, например, находится в крестовом походе, и рассказывает о том, что очень часто мужья попадали в плен, а их жены, оставшиеся дома, заключали браки с другими мужчинами, считая своих мужей погибшими. Епископ призывает крестоносцев снисходительно относиться к своим женам, оставшимся на Западе и "поддавшимся соблазнам", принимая во внимание "хрупкость женского сосуда и слабость пола".

Труд средневекового епископа напомнил мне письмо группы мусульманок из Маргилана (Узбекистан) на имя председателя президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина, которое я нашел в архиве много лет назад. Письмо датировано 1943 годом, когда был принят указ, стимулирующий рождаемость и с этой целью учреждающий звание "Мать-героиня", ордена и медали "Материнской славы" разных степеней. Мусульманки писали, что они тоже хотели бы получать награды, но так как их мужья находятся на фронте, они не могут рожать детей. Поэтому они просили разрешить многоженство.

К чему я это пишу? Да к тому, что в ходе ставших уже популярными дискуссий о многоженстве стороны почему-то в недостаточной степени учитывают социальные условия, сложившиеся в России, особенно мнение самих мусульманок. Да, кого-то и сегодня нужда заставляет идти в чужую семью второй, третьей, четвертой женой. Такие случаи, к примеру, появились за последние годы в некоторых регионах Средней Азии. Причина, повторяю, не в исламе, не в религиозности, а в безысходности, в нищете и безработице.

Но много ли мусульманок, готовых к такому шагу? Единицы. Не думаю, что 10% браков мусульман сегодня являются полигамными. Даже в условиях феодализма число многоженцев не превышало у оседлых народов этого региона 2%, а у кочевников - 2,5%. Не будем забывать, что современная мусульманка-россиянка обладает достаточной экономической самостоятельностью, более высоким, чем у мужчин, общеобразовательным уровнем, понимает свою значимость в обществе и семье. Абсолютное большинство мусульманок не отводят себе роль одной из жен своего мужа. Поэтому не случайно и сам Рамзан Кадыров, и Нафигулла Аширов не допускают для себя возможности завести вторую жену.

Об авторе: Талиб Сарымсакович Саидбаев - доктор философских наук, главный редактор газеты "Ислам Минбаре".

http://religion.ng.ru/problems/2006-02-01/4_musulmanki.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Талиб Саидбаев
Забыли спросить мусульманок
В условиях социальной защищенности вопрос о полигамии является достаточно спорным
01.02.2006
Саудовская Аравия меняет свой имидж
"Мусульманский мир надо реформировать во имя прогресса", - считает король Фахд
17.09.2004
Все статьи Талиб Саидбаев
Последние комментарии
О непонимании
Новый комментарий от Константин В.
20.05.2022 22:05
«"Мастер и Маргарита" – читать!»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.05.2022 21:12
Специальная военная операция
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.05.2022 21:08
Где зарождаются пятые колонны?
Новый комментарий от Ладога
20.05.2022 19:21
«Такого вы ещё не видели»
Новый комментарий от АБС
20.05.2022 16:48
Молодежь должна активнее участвовать в развитии России
Новый комментарий от оxтeнcкий оxpанитель
20.05.2022 15:37
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от Александр Волков
20.05.2022 14:25