Заявление Службы коммуникации о недавних документах Парламентской ассамблеи Совета Европы

0
120
Время на чтение 4 минуты
В начале октября 2005 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла Резолюцию 1464 (2005) "Женщины и религия в Европе" и Рекомендацию 1720 (2005) "Образование и религия". Данные документы, как затрагивающие важные принципы религиозного мировоззрения, а также жизнь верующих в обществе и государстве, нуждаются в реакции Русской Православной Церкви.

Наша Церковь разделяет содержащиеся в Резолюции 1464 идеи, направленные на обеспечение гражданских прав женщин, их равноправного положения в обществе и государстве. Мы всегда разделяли такой подход, исходя из библейского учения о равном достоинстве мужчины и женщины.

В то же время ряд положений резолюции не может не вызвать принципиальных возражений.

Пункт 6 документа гласит, что "борьба с религиозными стереотипами относительно предназначения мужчин и женщин должна вестись с самого раннего возраста, в том числе в учебных заведениях". Таким образом, религиозные убеждения, защищаемые согласно статье 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, называются не более чем "стереотипами", что по существу отражает презрение ко взглядам миллионов верующих.

Из пункта 4 следует, что проявлениями "нетерпимости и дискриминации" являются патриархальные устои, "считающие роль жены, матери и домашней хозяйки идеалом для женщины". Документ призывает пересмотреть традиционные представления миллионов людей об идеальных категориях. Одновременно авторы документа не замечают целого ряда современных проблем, делающих несчастными многие тысячи женщин. Это сексуальная эксплуатация, торговля людьми, трудности самореализации женщин в семье и материнстве, во многом обусловленные экономическим и социальным положением в ряде стран. Между прочим, Церкви и другие религиозные общины активно участвуют в разрешении этих проблем.

Пункт 7.6 указывает на необходимость противостоять "антидемократическим религиозным доктринам". В этом контексте свобода вероисповедания и уважение к культуре и традициям рассматривается не более чем "предлог для оправдания нарушения прав женщин" (п. 7.4). Таким образом, политическая идеология резолюции оставляет за собой право призывать к изменению убеждений верующих без их согласия или даже вопреки ему. Так в пункте 7.1.1 утверждается: защита от того, что в документе провозглашено нарушением прав женщин, должна осуществляться "вне зависимости от наличия формального согласия жертв".

Если следовать логике резолюции, подходы, используемые в документе, обладают такой самодовлеющей ценностью, что ради следования им страны Европы должны "обеспечить отделение Церкви от государства" (п. 7.3), "отказаться от признания положений семейного права других государств и законов о статусе личности, базирующихся на религиозных принципах" (п. 7.1.2), "противостоять любым антидемократическим и выражающим неуважение к правам человека, особенно женщин, религиозным доктринам и не допускать, чтобы такие доктрины оказывали влияние на принятие политических решений" (п. 7.6).

Из вышесказанного видно, что резолюция построена на необъективном понимании соотношения разных прав и свобод человека, вместе составляющих не только гармоничное единство, но и одинаковый предмет защиты. Авторы резолюции практически призывают к идеологическому контролю над убеждениями людей, над их идеалами и образом жизни, что равнозначно пропаганде тоталитаризма, в данном случае "либерального". Такой подход не может не привести в итоге к нарастанию нестабильности в обществе. Мы хорошо это сознаём, поскольку имеем опыт жизни в Советском Союзе, где обществу "ради его блага" навязывалась силой, убеждением и политическими манипуляциями "универсальная" идеология, которая не оставляла места отличавшимся от нее убеждениям людей.

Рекомендация 1720 (2005) "Образования и религия" во многом отражает реальную картину религиозного образования в Европе, основные черты которой - отсутствие квалифицированных преподавателей (п. 10), исчезновение знаний о религии (п. 3), низкая компетентность средств массовой информации (п.4).

При этом совершенно справедливо отмечается, что "общее хорошее знание религий и, как следствие, создание обстановки терпимости чрезвычайно важно для воспитания граждан в демократическом духе" (п. 1). Нельзя не приветствовать ряд положений рекомендации, например, такое: "Государству... следует принимать более действенные меры для обеспечения гарантий свободы совести и религиозных отправлений, поощрять распространение знаний о религиях, активизировать диалог с религиями и между ними, и оказывать поддержку социокультурной религиозной деятельности" (п. 6). Мы с удовлетворением воспринимаем готовность Совета Европы консультироваться при разработке новых образовательных программ "со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с представителями религиозных конфессий" (п. 14.6).

В то же время в документе излагается негативное отношение к изучению одной религии и делается акцент на сравнительном изучении религий (п. 8). Надо заметить, что практика изучения одной религии принесла положительные плоды в разных государствах Европы, позволяя молодому поколению познакомиться с культурным наследием своего народа, и, по желанию, сделать осознанный религиозный выбор. Поэтому не следует придавать определяющее значение лишь сравнительному изучению религий в "объективной манере", осуществляя его в ущерб изучению одной из религий.

Более того, требование п.14.2: "Программа обучения должна включать в себя абсолютно объективную историю основных религий наравне с выбором придерживаться атеистического мировоззрения" - на деле нереалистична, поскольку совершенно объективного подхода к религии в принципе не существует. С ним не могут отождествляться подходы, основанные на таких мировоззрениях, как материализм, синкретизм, агностицизм или атеизм, которые, наряду с религией, являются лишь вариантами мировоззренческого выбора, а потому не могут безальтернативно навязываться в школе. Мы убеждены, что только свободный выбор детей и их родителей, а не какая-либо навязанная "сверху" доктрина, должен определять содержание образования в области религии и мировоззрения. Об этом же говорят и выстраданные долгим опытом нормы международного права.

В связи с вышеизложенным мы призываем представителей различных христианских Церквей, ислама, иудаизма и буддизма, а также светских гуманистов серьезно поразмыслить над темами, поднятыми в упомянутых документах. Целью нашего диалога должен стать пересмотр отношения международных структур к религии. Ведь если подходы, направленные на вытеснение веры из жизни общества, не изменятся, то мир не сможет избежать конфликта цивилизаций.

http://www.mospat.ru/index.php?page=28735
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Что случилось с Поклонской?
Новый комментарий от Ленчик
12.09.2024 07:09
Креста на вас нет
Новый комментарий от Иван Демид
11.09.2024 20:42
«Необходимо очень громко говорить о демографической катастрофе»
Новый комментарий от Бузина Олесь
11.09.2024 18:04
Как отыскать достойного Царя?
Новый комментарий от Александр Волков
11.09.2024 17:38