Крест и полумесяц

0
144
Время на чтение 5 минут
Дискуссия, вызванная заявлением некоторых лидеров ислама о наличии якобы христианской символики на государственном гербе РФ, важна не столько с точки зрения "правильной" интерпретации крестов, и даже не с межконфессиональной точки зрения, но, прежде всего, как свидетельство необходимости указать границы светского и религиозного в России.

Председатель Духовного управления Азиатской части России Нафигулла Аширов, с заявления которого начались дебаты, утверждает в интервью "Независимой газете" 7 декабря: "... Нарушается конституционный принцип светскости государства... Он гарантирует равное отношение государства ко всем религиям, и, в том числе к атеистам, которых в современной России немало".

Российская "символическая" проблема, казалось, была решена 5 лет назад, во время законодательного утверждения государственной символики по инициативе президента РФ В. В. Путина (тогда герольдия доказала отсутствие религиозной символики в госгербе).

И замечание о наличии религиозной символики (не важно какой конфессии) в гербе России, могло бы остаться не столь заметным, если бы не явная тенденция последних лет. Даже организация международного Красного креста и полумесяца изменяет символику на Красный кристалл.

Символический центр

Однако, символическая проблематика слишком важна, чтобы ей пренебрегать. Не раз символические поводы служили разжиганию войн и конфликтов, а символика "оранжевости", например, заставила обратить внимание на символы даже закоренелых поклонников "административного" ресурса.

Государственный герб - дело, прежде всего, государственное. Изначально государи удостоверяли своим гербом документы, помечали свое имущество, и т.д. Сейчас гражданин любой страны на своем паспорте видит изображение герба, и так или иначе он ощущает принадлежность государству, - государству, а не определенной религии, действующей на территории страны.

В конституционных федеральных законах РФ о государственной символике не найти указаний на то, что конкретно обозначают флаг или герб, и тем более отдельные элементы (короны, кресты, и т.д.). Правда, во время дискуссии в 2000 году констатировалось, в том числе главой государства, что предлагаемые для госсимволики флаг и герб - символы дореволюционной эпохи, музыка гимна - советского периода. Символичное объединение символов эпох в госсимволическом центре примирило "левых" и "правых" в Госдуме, враждовавших все 1990-е годы, и создало феномен "Единой России". Современная партия власти умело оперирует имперскими и советскими лозунгами, и потому выигрывает выборы. Коммунисты, отвергающие дореволюционный период, и "демократы", отвергающие советскую символику - закономерно на вторых ролях, в том числе на недавних выборах в Мосгордуму. Пресловутый "административный ресурс" также входит в символическую модель власти, в основе - символическая власть дореволюционного двуглавого орла, отметившего в 1997 году 500-летие.

О религии в госсимволическом конструировании на основе воссоединения эпох, речь явно не шла и не идет, хотя в архитектонике российского общества есть место религиозному. Чуть ли не единственная уступка церкви в госсимволике была сделана в связи со словами гимна: появилась "Хранимая Богом родная земля", но Бог здесь может быть и христианским, и исламским, и иудейским, и Богом других людей в государстве, где провозглашена свобода совести. Возможно, этот шаг на встречу религии, в определенной степени способствовал появлению в символическом центре символа советской эпохи, не очень-то жаловавшей церковь. Причем президент РФ, предлагая законодательно объединить советские и имперские символы, опирался на социологические опросы россиян. О религиозной символике в государственных символах россиян, разумеется, не спрашивали, более того, этот вопрос не был бы правомерен при декларируемом отделении государства от церкви.

На специально созванном в 2000 году расширенном заседании Госсовета президент РФ специально выслушал вопрос о наличии религиозных символов в гербе РФ. Их не обнаружили, в т.ч. религиозными символами не были признаны кресты. Нашлись исторические, геральдические обоснования.

В дальнейшем госсимволику приняли, страна с 2001 года живет с новым гимном, из символического центра модель успешно распространилась по стране, упорядочивая общественный хаос. На пять лет установилось равновесие между светским и религиозным, отраженное в главных государственных символах страны. В 2005 году его нарушили сначала атеисты, подавшие в суд на присутствие упоминания Бога в гимне, а сейчас и религиозные деятели, напротив, утверждающие о наличии религиозной символике в гербе.

Символические проблемы, разрешаемые в символическом центре, важны для общего состояния идеологии также, как законы, принимаемые в столице, но действующие во всей стране.

Граница между светским и религиозным

Герб светского государства, герб, находящийся в том числе на штандарте главы государства, граждане которого исповедуют различные религиозные убеждения, должен оставаться светским. Это значение герба как щита от разрушения России. Любые исторические аналогии должны иметь предел, любые излишние наступления какой бы то ни было конфессии на государственные идеалы, в т.ч. на госсимволическом уровне, могут быть ограничены. "Богу - богово, кесарю - кесарево".

Государственный герб не обозначает никакой религии, более того, его следует наполнять современным, прежде всего, светским возвышенным содержанием. Что интересно больше, - религиозная или национальная принадлежность тех, кто создает славу российского флага, или результаты их ратных трудов и побед?

Мировая история знает достаточно примеров вреда, который приносит необдуманное смешение светского и религиозного. Духовные лидеры, знающие историю краха Российской империи (а вместе с ней и культовых учреждений), могут вспомнить, что сделала Российская Федерация для развития религии, и вовремя остановиться в "наступлении" на это государство и его символы.

Политическим силам, которые хотят на основе символического спора развить религиозный конфликт в контексте национально-политического, стоит помнить о возможных последствиях. Как саркастически гласил об идеологах знаменитый стих советских времен: "Мы ни пашем, ни сеем, ни строим, мы гордимся общественным строем". Союз жрецов и вождей позитивен в определенных рамках. Российский конфликт, при котором удастся соединить и затем столкнуть людей на национально-религиозной почве, сначала остановит "пахание, сеяние и строительство" в России, а в конечном счете сметет идеологию, приведшую к такой ситуации. Россия продолжит "пахать, сеять и строить", но без деструктивной помощи. Перефразируя утверждение классика о том, что нет ничего плохого в развлекательной или проповеднической литературе, однако плохо засилья одной из них, можно сказать, что никто в нормальном государстве не возражает против здоровых проявлений национального и религиозного, но против их тотального засилья. Государство как институт не совпадает с религиозным и национальным, и соответственно, его символы не совпадают с религиозными и национальными. Они выполняют в обществе взаимосвязанные, но различные функции. Даже в несветских государствах такие несовпадения ощущаются.

Символ уважения

Председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин логично заявил: "Мы с уважением относимся к государственной символике РФ. Гимн, герб, как и все государственные символы РФ, были приняты Госдумой и утверждены президентом, тем более трудно представить, что они содержат ущемление мусульманских прав. Нет в этом никаких ущемлений. Я не вижу никакого оскорбления правоверных данной символикой. Менять символику сегодня неуместно. Мы с уважением относимся к действующему гербу нашей страны".

Любому государству периодически, в дискуссиях, приходится расставлять границы во взаимодействии с религией. Чем эффективнее это делается, тем лучше для обыкновенных граждан, носящих символику на каждом паспорте и руководствующихся законами, подтвержденными печатью с госсимволикой.

Божественное в морали, в искусстве, в других проявлениях не знает государственных и национальных границ. У религии существует масса способов подвигнуть народ на доброе и вечное, с уважением относясь к государственной символике светского государства.

http://www.novopol.ru/material4860.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11