Храм - это не офис

И служить в нем должны совсем не чиновники

0
144
Время на чтение 6 минут
Его судьба чем-то похожа на сюжет книги Дэна Брауна "Ангелы и Демоны". Александр МУСИН, как и один из героев этого романа, тоже когда-то стал священнослужителем, а потом еще и ученым, оставаясь при этом глубоко верующим человеком. Но когда я сказал ему об этой похожести, Александр засмеялся: "Надеюсь, проживу дольше, чем мой коллега в этой книге!". Ага, значит, воцерковленные люди все же с интересом относятся к скандальным книгам, в которых некоторые постулаты веры ставятся под сомнение!

- Я не в восторге от Дэна Брауна. Более того, мне даже скучно было читать его книгу. Впрочем, я и не дочитал... По-моему, писатель пытается втиснуться в нишу, занятую Артуром Пересом Реверте и Умберто Эко, но то ли ниша слишком узкая, то ли Браун не дотягивает до талантов этих авторов.

- Тем не менее, Александр, вы не можете отрицать, что тема церкви в последнее время очень волнует людей. И дело, наверное, не только в том, что все пытаются найти нестыковки в библейских сюжетах. Просто мне кажется, что каждый из нас рано или поздно пытается разобраться в "своем" понимании религии и задает вопросы, на которые церковь не всегда может дать ответы. Вот тут-то и всплывают писатели типа Дэна Брауна. Они тоже не дают готовых ответов, но еще больше подливают масла в огонь сомнений...

- Конечно, проблемы у церкви были всегда. Иначе откуда бы было столько расколов и ересей? В православии сейчас сложилась странная ситуация: очень много верующих путают послушание и принуждение, смирение и унижение... Поэтому в России из многих возможностей, которые предлагает христианство, выбран один ущербный путь, связанный с отказом от личной ответственности за свободу выбора. Фразы "как батюшка благословит" или "Владыка, простите, благословите" рождают тип инфантильного христианина, не заинтересованного изменять общественную жизнь. А ведь преподобный Серафим Саровский говорил: "Стяжи в себе дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". Чем не рецепт социальной революции?

Знаете такой термин "соборность"? Это церковный аналог общественной демократии, существовавшей во все века. А теперь все подменяется личной волей епископа. Я даже в свое время писал в прессе, что вертикаль власти, которую пытаются сегодня выстроить в России, - это архитип отношений, который в себе законсервировала Русская православная церковь.

- И что, нет примеров, где бы эта вертикаль не была нарушена?

- Почему же, есть. Все зависит от того, кто стоит в ее главе. В этом смысле архиепископ Новгородский и Старорусский Лев - один из самых умных и интеллигентных епископов русской церкви. Хотя порой мне как историку и христианину есть о чем с ним поспорить и не согласиться. Ситуация с домом Передольского была как раз в числе таких "проблемных" точек.

- Александр, давайте все-таки немного поговорим о том, как священники становятся учеными.

- Вообще-то я сначала стал ученым, потом священнослужителем. А началось все очень давно, больше четверти века тому назад. Я тогда был обычным ленинградским подростком, посещал рок-клуб. А потом втайне от родителей и друзей уехал со старшим знакомым креститься в Белгородскую область. Так далеко пришлось отправиться потому, что в Питере тогда это было сделать не просто. Тем более мама была преподавателем Герценовского педагогического института, и такой поступок сына-старшеклассника мог отразиться на ее карьере.

- И по окончании школы вы поступили в семинарию, махнув рукой на мамину карьеру!

- Нет, конечно. Семинария тогда и сейчас - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Тогда в семинарию мог поступить только достаточно взрослый человек, как минимум имеющий за плечами два года армейской службы. Это теперь семинария больше напоминает детский сад. Кстати, по причине того, что теперь в нее поступают еще совсем неоперившиеся юнцы, и дисциплина упала, да и батюшки выходят зачастую очень уж инфантильные. А в этом году в духовную академию даже конкурса не было, и брали практически всех, кто подавал документы...

Но тогда была иная ситуация, и я пошел в армию. А через два года мой духовник отговорил меня поступать в семинарию, сказав, что для начала неплохо бы получить гражданскую специальность. Я внял совету. А коль скоро тяга к истории и археологии жила во мне всегда, то выбор факультета передо мной не стоял. Исторический факультет Ленинградского университета и познакомил меня с Новгородом. Впервые я побывал здесь еще студентом, когда работал на раскопках Рюрикова Городища в экспедиции под руководством Евгения Носова.

Впрочем, было еще одно знакомство... В 1988 году (я как раз поступил в семинарию и закончил ее экстерном через два года) мне довелось служить иподиаконом у митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, ставшего впоследствии Патриархом Всея Руси. Тогда Новгород был центром празднования Дней славянской письменности и культуры. Помню, мы шли по только что открытому пешеходному мосту, было празднично, красиво и очень светло на душе...

- А что вы можете сказать о Патриархе? Какой, интересно, он в общении?

- При всей своей противоречивости и неоднозначности - человек, обладающий колоссальным обаянием. Умный, но в то же время вспыльчивый и гордый. Правда, к чести его надо сказать, что всякий раз, когда он дает выход своей несдержанности, после он обязательно старается загладить неловкость.

- В конце 90-х годов прошлого уже столетия вы были преподавателем духовной академии в Санкт-Петербурге. Говорят, вашему уходу из нее сопутствовал какой-то скандал...

- Был серьезный конфликт между ректором и преподавательской корпорацией и студентами. Тогда пришлось уйти не только мне одному... Но, наверное, так было Богу угодно.

Парадокс заключается в том, что еще в 1987 году я пришел в институт материальной культуры, под эгидой которого и велись раскопки на Рюриковом Городище. Но потом выбрал служение церкви. А в 2000 году я опять вернулся в этот институт, и опять оказался на Городище! 12-летний цикл, о котором так много говорят восточные философы, для меня оказался пророческим.

- Александр, вы - кандидат богословия и доктор исторических наук. Насколько я знаю, вы даже в своих диссертациях всегда стоите на стыке этих двух наук. А еще являетесь автором любопытной книги "Церковь. Общество. Власть", в которой вы пытаетесь доказать, что церковь не привязана ни к каким государственным формам. Более того, чем свободнее и независимее она себя ощущает по отношению к власти, тем успешнее внутрицерковная жизнь. Что же получается, отделив церковь от государства, большевики тем самым сыграли ей на руку?! Но почему тогда именно в годы советской власти в православной церкви обнаружилось столько проблем? Ведь на протяжении средневековой истории духовенство и церковь были средоточием интеллигенции. Здесь рождались книги, развивались науки...

- Есть такой чудный старый анекдот. Худрук БДТ Георгий Товстоногов спрашивает у митрополита Ленинградского Антония (Мельникова):

- Владыка, никак не могу понять, вот мы каждый год постановки новые ставим, декорации меняем, актеров известных приглашаем - а зрителей в зале все меньше и меньше. А у вас две тысячи лет одно и то же - и полный аншлаг! Почему?

- А вы не пробовали отделиться от государства? - спрашивает Антоний...

Но это так, лирическое отступление. К сожалению, сегодня священник должен быть не богословом, а бухгалтером... На мой взгляд, главная ошибка состоит в том, что за 15 лет церковь не создала альтернативной системы общего образования. Все ждали, пока государство законодательно введет в школьный курс основы православной культуры, и за счет этого начнется катехизация народа, и люди пойдут в церковь. Не пойдут! Знаете, как в Европе орден иезуитов победил реформацию? Они создали правильные школы, куда брали молодежь на бесплатной основе, и качество образования в них было выше, чем там, где преподавали протестантские профессора. А мы уже упустили то поколение, которое через два-три года будет выходить в люди и вершить судьбы России. Приходится признать, что это поколение выросло совершенно не церковным... Прибавьте к этому, что многие социальные инициативы церкви - это скорее пиар, чем конкретная работа над умами и душами.

Все новгородцы знают, что культурный слой в Великом Новгороде вплоть до XV столетия буквально забит берестяными грамотами. Писали всем обо всем и всюду. Но проходит 50 лет (сменились всего два поколения!), и архиепископ Геннадий жалуется: "Приводят ко мне мужика в попы ставить, я ему даю Апостол чисти, а он и его и разгнуть не умеет. Я ему даю Псалтирь в руки, а он и по той еле бредет". То есть происходит резкая культурная деградация, когда конкретный гражданин становится совершенно не заинтересованным в собственном росте.

- Вы хотите сказать, что нечто подобное происходит и сейчас?

- История, как известно, развивается по спирали.

- Знаете, вот вы говорите, а меня не оставляет ощущение, что не любите вы церковь...

- Люблю. Но мне не нравятся процессы, которые сегодня в ней происходят. И я не стесняюсь говорить о них открыто.

- Ну хорошо, сказали. И что услышали в ответ?

- Чаще всего раздраженное: "Тебе что, больше всех надо?". Надо! Это и моя церковь, я туда хожу, причащаюсь, именно в ней хочу крестить своих детей... И мне не безразлично, что в ней происходит. Знаете, если у моей матери есть какие-то проблемы, она не перестает быть мне родной и близкой. Так и с церковью...

- А вы пошли бы сейчас служить?

- Трудный вопрос. Понимаете, церковь - это не фирма, храм - не офис, а священник - не чиновник. И служить можно в любом месте и в любой форме. И то место, на которое я силою обстоятельств поставлен (я имею в виду научную деятельность), это и есть наиболее полезная от меня форма служения.

Максим Владимиров

http://ved.natm.ru/materials.html?full=428
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51