"Для нашего государства пока нет народов - пасынков"

Новости Москвы 
0
165
Время на чтение 6 минут
Информационная служба Псковской епархии в преддверии государственного праздника общенационального примирения и согласия с новой датой - 4 ноября обратилась к специалисту, историку - медиевисту, доценту Псковского педагогического университета Владимиру Аракчееву с нашими вопросами:

Как Вы отнеслись к замене даты государственного праздника 7 ноября на 4 ноября, Владимир Анатольевич?

Тот факт, что дата 7 ноября заменена датой 4 ноября вызывает во мне чувство глубокого удовлетворения. Хотя сама по себе эта дата в некотором смысле формальна, как и многие другие праздничные даты.

В чем же проявляется ее формальность?

Дело в том, что освобождение Москвы от поляков в октябре (старый стиль)1612 года прошло в два этапа. На первом этапе 22 октября 1612 года был освобожден Китай- город, что было важнейшим этапом в освобождении Москвы, потому что Китай - город занимал большую площадь, там стоял мощный гарнизон и мощная артиллерия. На втором этапе 27 октября (по старому стилю) был освобожден Кремль. Польский гарнизон Кремля капитулировал, вышел из Кремля, и Москва была полностью освобождена от захватчиков. При переводе дат XYII века на новый стиль нужно прибавлять не тринадцать дней, а десять, если быть точным. И тогда 22 октября падает на 1 ноября, а дата 27 октября падает на день 6 ноября.

Вот как?!

Все не так просто. Если мы имеем ввиду историческую точность, то мы должны пользоваться именно этими десятью днями, которые мы прибавляем к старой дате, чтобы получить новую. Но для юбилейных дат есть другой критерий. День 22 октября старого стиля - день Казанской иконы Божией Матери, в который, собственно, и произошло освобождение Китай - города. И поскольку мы прибавляем сейчас к дате 13 дней, то праздник Казанской иконы Божией Матери падает на 4 ноября. И, выбирая, между двумя вариантами 1 и 4 ноября, вполне логично выбрать именно 4 ноября. Казанская икона Божией Матери очень важна для Москвы, для ее хранения был специально построен храм на Красной площади. Не менее важна и для всего российского народа. Я думаю, что выбор государственного праздника общенационального примирения, выпадающий на 4 ноября, сделан справедливо. И совпадение дня освобождения Китай - города и празднования Казанской иконе Божией Матери мне представляется более важным, чем простое следование элементарной хронологии.

Владимир Анатольевич, с датой государственного празднования 4 ноября согласились не только Президент и Правительство, но и религиозные конфессии - иудеи, мусульмане. А что Вы можете сказать о сути этого праздника?

Надо сказать, что это один из немногих государственных праздников, который я считаю абсолютно адекватным по его целям. Дело в том, что в истории России не так уж и много дат, которые действительно объединяли бы народ. Ведь 7 ноября - это фактически дата не только социального переворота, это дата начала гражданской войны. И даже самые одиозные советские историки, издававшие первые тома о Гражданской войне еще при Сталине в 1935 году, датировали начало Гражданской войны 25 октября 1917 годом. И они были правы. Именно эта дата ознаменовала собой начало чудовищного раскола в жизни общества, результатом которого была гибель полутора десятков миллионов человек, эмиграции более, чем двух миллионов, среди которых были лучшие люди нации и т.д.

Праздник имеет большое значение для всего населения России, в том числе, и для мусульман. В составе войск ополчения, двигавшегося на Москву из Нижнего Новгорода, были и регулярные подразделения татар. Вообще говоря, в годы Смуты, охватившей Россию в начале XYII века, мусульманское население Поволожья вело себя наиболее корректно. И мы знаем очень мало случаев, когда грабежами в центре России в Смутное время занимались мусульмане, большая часть грабежей - дело рук казаков.Так что праздник 4 ноября имеет большое значение и для мусульман.

А если говорить о тенденции появления новых праздников вместо старых?

Я могу сослаться на статью, журналиста Ореха " Как россиянин Донской победил россиянина Мамая", глумливую по тону и гнусную по содержанию, которую опубликовала газета "Псковска губерния".

И чем же она вас смутила?

Как человека и гражданина она меня покоробила тем, что автор продолжает не очень хорошую традицию советской эстрады, традицию Жванецкого, глумливого отношения к настоящему и прошлому российского народа. "...В России все не так, как у цивилизованных народов Запада... все хуже...и день Куликовской битвы нельзя праздновать, потому что это может оскорбить национальные чувства татар и т.п...." Статья эта несостоятельна во всех отношениях, с моей точки зрения. Ведь тот факт, что наполеоновской флот был уничтожен английской эскадрой адмирала Нельсона, вовсе не помешал в начале этого года отметить 200-летие Трафальгарского сражения, этапного морского сражения. Причем, в праздновании этой даты приняли участие корабли как английского, так и французского флотов, и других флотов Европейского союза. Даже российский корабль пришел в Англию. Мне кажется, мы утратили, а, может, никогда и не имели понимания специфики войн эпохи Средневековья и Нового времени, условно XIX века. Ведь тотальная война, о которой мы имеем представление по Первой и Второй мировым войнам - это плод недавнего развития европейской цивилизации, плод развития XX столетия.

И еще, наверное, некоторого сговора держав против какой - то одной державы?

Конечно. Это результат коалиционной войны, которая ведется без особых правил. Стоит вспомнить, что в Первую мировую войну были применены нервно -паралитические газы, а это ничуть не меньше, чем ядерное оружие для Второй мировой войны. Тотальные войны велись на уничтожение. А в предыдущих войнах сохранялся элемент агона, состязательности. Достаточно вспомнить, как поэтизировали войну 1812 года и русские, и французские офицеры. То, что корпуса Мюрата и Милорадовича сражались на поле брани, не мешало командующим встречаться между сражениями и даже беседовать. И когда такие авторы - публицисты, вроде Ореха, провокационно утверждают, что битвы Пересвета с Челубеем не было и т.п. они показывают то, что совершенно не знакомы со спецификой прошлого нашей страны и других народов. Мало сказать, что Сергий Радонежский не благословил Пересвета и Ослябю на Куликовскую битву, или что Пересвет и Ослябя не были монахами, но ведь это не говорит о том, что этих личностей не было и не было самого поединка! И Пересвет и Ослябя - реальные личности, они участвовали в Куликовской битве, и их имена занесены в список наиболее знатных воинов, погибших на Куликовом поле. Но надо иметь в виду, что поединок Пересвета и Челубея тоже сохранял элемент соревновательности, состязательности. И нет ничего обидного для современных татар, что Челубей проиграл поединок, а Ордынские войска потерпели поражение на поле Куликовом.

В то время решался вопрос гораздо более важный: какой народ возглавит объединительное движение в степях Евразии и восточной Европе. Победили русские, и Россия возглавила единое государство. Кстати, и татаро - монгольское иго и последующее подчинение Казанского ханства Москве нельзя трактовать в тех терминах, как делает господин Орех. Он пишет: Сначала татары поработили Русь, а потом Русь поработила татар...На самом деле термин "порабощение" невозможно употреблять к отношениям того времени. Конечно, формы зависимости Руси от Орды были довольно тяжелыми, но затем осталась только данническая зависимость.

Но веру Православную не отнимали, не преследовали за веру?

Безусловно. И тот факт, что Русские земли сохранили веру, является очень важным в понимании веротерпимости татар. Даже турки не притесняли славян на Балканах, они лишали их гражданских прав, но не веры. Это же характерно для отношений Орды и Руси, которые в эпоху ига нельзя трактовать как порабощение. На Русские земли были наложены даннические обязательства, что явилось результатом военного поражения. И эти обязательства выполнялись. В дальнейшем остатки Золотой Орды вошли в состав единого Русского государства, и на них был наложен ясак. Кстати, очень щадящая дань по своим размерам. Например, размер ясака для мусульман и язычников в XYIII веке был гораздо меньше, чем размер подушной подати, которую выплачивал русский крестьянин. Ясак и по форме, и по объему был не очень обременителен. С тех народов, которые жили вдалеке от торговых путей и не имели наличных денег, ясак взимался натурой. Например, башкиры платили медом, сибиряки платили пушниной и т.п. Так что ни о каком порабощении татарского и других народов мы речь вести не можем.

Получается, Владимир Анатольевич, что есть объективные исторические факты о строительстве Русского государства?, а есть тенденциозный взгляд не очень знающего историю обывателя - журналиста?

Да. И потом, как мы все видим, наше государство делает и ответные жесты. В этом году мы праздновали юбилей 1000 -летия Казани. Дата условна, но сам по себе факт празднования этой даты почти одновременно с годовщиной битвы на поле Куликовом говорит о том, что для нашего государства пока, к счастью, нет народов - пасынков. И в этом мне видится смысл государственных праздников, которые необходимы, как объединяющие народ, дающие ему ощущение единства.

Значит, 4 ноября - наш новый государственный праздник основан на исторических фактах почти четырехсотлетней давности и имеет четкую недвусмысленную подоплеку?

Причем, позитивную. Потому что этот день ознаменовал определенный этап выхода России из Смуты. Это тоже очень важно для нашего современного государства и его граждан. А для православных это еще и празднование Казанской иконе Божией Матери, которая очень помогла Русскому государству в этой победе.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=377
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Аракчеев
Все статьи Владимир Аракчеев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
17.11.2024 21:22
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58