"Крестоносец"

0
128
Время на чтение 9 минут
До настоящего времени практически неизвестными широкому кругу историков оставались воспоминания тех, кто сражался против большевиков в рядах Уральского казачьего войска. Ниже читатель может ознакомиться с главой "Крестоносец" из воспоминаний офицера А. Кирова "О борьбе с большевиками на фронте Уральского казачьего войска", часть I (ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 396. Лл. 27-31) бок о бок бившегося с казаками - уральцами против коммунистов и принятый за проявленную в боях доблесть в казацкое братство. Этот фрагмент специально подготовлен к публикации потому, что он позволяет историку впервые за все время познакомиться с деятельностью легендарного уральского казацкого героя - М. Кабаева, который не был боевым командиром, но благодаря которому казаки одержали множество побед над Красной армией. Возможно, впоследствии, нам удастся издать специально в его память книгу. Публикация подготовлена С.С. Балмасовым.

Честь и хвала вам, уральцы, герои Икана*,
Вы славу умножили предков своих...

(из уральской казацкой песни)

С ним не страшно... "Потому он с крестом и молитвою ходит. Как скажет: "Не бойся, сынок", так тебя ни пуля, ни шрапнель не возьмет. Иди куды хочешь. Только вот ругаться не велел. Как, говорит, выругаешься, так она и трахнет.
Так говорил молодой казак, сидя у костра, под которым был навешен закопченный чайник. И в голосе казака, и в его фигуре, и жестах было столько убедительности, что не поверить ему было нельзя. Человек десять казаков, таких же молодых, сидели вокруг огня и с наивным любопытством слушали рассказчика.
Я понял, что говорят о старике Кабаеве. О нем в это время писали газеты, говорили в Войске, говорили и на фронте.
Вот что я знал о Кабаеве.
Старик-казак, старообрядец, участвовавший в походах Скобелева, он не мог примириться с мыслью, что на его родном Яике будут хозяйничать большевики. Он в них видел врагов веры, слуг антихриста, с ними он решил бороться, но бороться силою веры, силою креста, и к этой борьбе он призвал всех верующих.
Он собрал вокруг себя таких же стариков, как и сам, и со своим небольшим отрядом выступил на фронт.
На груди каждого казака этого отряда висел большой восьмиконечный крест, а впереди отряда - седой старик вез старинную икону. Это было главное вооружение стариков и с этим вооружением, верой и крестом они делали чудеса. С пением псалмов они шли в атаку на красных и красные не выдерживали и бежали, или же сдавались в плен и после становились лучшими солдатами в наших полках.
Много лихих побед одержали эти крестоносцы, но с каждой победой все меньше и меньше становилось их. Падали они, сраженные пулей и, прославляя Бога, умирали, умирали, веря, что исполнили долг свой перед Богом, Войском и перед Святынями нашими.
И осталось их несколько человек и решили они разъехаться в разные стороны, по разным полкам и там верою своею поддержать и укреплять слабых. В каждый полк привезли они по иконе и эти иконы вместе со знаменами были в походах, были в боях. И легче стало воевать казакам, и легче умирали они, как будто вместе с иконой передали им крестоносцы и часть веры своей.
Только старик Кабаев не захотел идти в полк. Не хотел он служить одному полку, а хотел служить всему Войску. Ездит по широкой степи и слушает, что делается в ней. Как услышит выстрелы, так и идет на них, благословлять бойцов-казаков на святое дело и молитвою помогать им. И всегда его появление вдохновляло их и смелее они шли в бой, и одерживали победу, и гнали красных.
Мне рассказывал один офицер. Шли сильные бои. Большевики силою, в несколько раз превосходящие нашу, наступали по линии поселков от Соболева на Уральск. Упорно дрались казаки, но не выдерживали и отходили, отдавая поселок за поселком. Отдали хутор Пономарев, отдали Большой и Малый Озерный, отдали Каменный и подошли к поселку Красному. Уже паника охватывала полки и уже многие говорили, что не удастся нам и что отдадим Уральск. Но вот в разгар боя, когда красные густыми цепями повели атаку на поселок Красный и когда уже некоторые части стали отходить, появился Кабаев и, объезжая полки, благословляя крестом и читая молитвы, говорил: "Не бойтесь, станичники, не бойтесь, детки. Ничего он не сделает. Снаряды его рваться не будут и не собьет он вас. А завтра мы погоним его". Ободрились казаки. Отступавшие было части перешли в контратаку и отбили противника. К вечеру поселок остался в руках казаков. Но что особенно поразило всех - это то, что действительно, перестали рваться снаряды и только со свистом пролетали над нашими рядами и зарывались в мерзлую землю, не оставляя даже следа о себе. На утро подошли несколько сотен, снятых с другого фронта, и казаки сами повели наступление. Противник был сбит и, оставив в наших руках два орудия, много пулеметов, несколько сот пленных, и устлав степь трупами, зарубленных конной атакой 12-го полка, поспешно стал отступать. И гнали его десятки верст и только на третий день красные остановились в станице Соболевской, где у них были резервы.
Слухи об этом бое быстро разнеслись по фронту и имя Кабаева повторялось каждым. Я еще не видал его и представлялся он мне сильным, властным, умеющим владеть людьми и силой воли заставлять их идти на смерть и делать чудеса храбрости и хотелось мне скорее встретиться с ним и разгадать, в чем же его сила. Но это мне скоро не удалось. Наш полк был переброшен на фланг армии, затем - ряд боев, неудачных для нас, сдача Уральска, потом я был ранен и эвакуирован в тыл.
Ранней весной, когда стаял снег и степь превратилась в огромное море воды и можно было проехать только по дорогам, да и то не везде. Когда поселки, как маленькие острова, поднимались над водой, казаки начали наступление. Красные не выдержали и начали отходить, задерживаясь на каждом островке, отчаянно защищая каждый поселок.
Я с сотней получил задание, заранее подойти к поселку Владимирскому и занять позицию на сырту перед поселком. Мы выступили. Далеко впереди, на черном фоне оттаившей вязкой степи виднелась какая - то белая фигура. Мы на рысях быстро нагоняли ее. Кто - то из казаков сказал, - "Это Кабаев". И вспомнил я все слышанное о нем, встал передо мной мощный образ богатыря и захотелось мне скорее увидать его, поговорить с ним. Он остановился, повернул коня и шагом поехал навстречу нам.
Когда он подъехал ближе и я мог ясно разглядеть его, я думал, что казаки ошиблись - так он был не похож на того, каким я его себе рисовал. Передо мной на великолепном белом коне сидел небольшого роста старик. Одет он был в белый китель, синие с малиновым лампасом шаровары и большие сапоги. Голова его была не покрыта и его длинные, цвета пепла, седые власы были перевязаны черной лентой и только концы их слегка трепал свежий весенний ветер. На груди у него на массивной цепи висел серебряный восьмиконечный крест и большая икона. Его чуть сутуловатая фигура говорила о том, что он еще бодро сидел в седле, весь вид его не напоминал войны. Его морщинистое серое лицо. Окаймленное тоже серой седой бородой, на первый взгляд, не представляло ничего особенного и только его тоже серые глаза были интересны. В них светилась бесконечная быстрота, любовь и наивность, но в них не было энергии и решимости вождя. И, глядя в эти глаза, я понял, что только его доброта, любовь и вера заставляли казаков верить ему и идти на смерть.
Он подъехал к сотне и тихим голосом сказал: "Снимите шапки". Как один, казаки исполнили его приказание. Затем он благословил сотню своим крестом. "Не бойтесь, детки, Господь с вами, идите и делайте свое дело во имя Его. Ни один волос не упадет с головы вашей, если не будет на то воля Господня".
Повернул коня и рядом со мной, впереди сотни, поехал, напевая псалмы и изредка обращаясь к казакам с краткими ободрительными словами.
Мы подвигались все ближе и ближе к поселку.
Вот раздался выстрел и со свистом пронеслась граната и разорвалась за сотней, подняв столб воды и черной грязи. За ней другая, третья... И начался обстрел.
Мы шли в колонне. Рассыпаться нельзя было. Везде - мокрая, вязкая степь. Кабаев ехал шагом и пел псалмы, и удивительно спокойно шли сзади казаки. А гранаты рвались, рвались со всех сторон.
Наконец, мы вышли из обстрела и на несколько минут остановились за прикрытием увала.
Кабаев не остался с нами. Он, еще раз, сказав нам, чтобы мы не боялись и, пообещав приехать к нам на позицию, шагом поехал в степь.
Нам предстояло пройти еще около трехсот сажен открытого места и тогда мы у места назначения за сыртом, на гребне которого надо окопаться.
Эти триста сажен были под пулеметным огнем. Рассыпавшись лавой, двумя эшелонами, разомкнувшись, насколько позволяла местность, мы карьером проскочили это место и очутились за прикрытием, по крайней мере, от пулеметов. Следующая сотня уже не смогла пройти здесь. Она, понеся потери ранеными, должна была вернуться назад.
Выбрав позицию, мы окопались и потом оставили в окопах только караул, отошли к коноводам. Занимаемая нами позиция оказалась единственным удобным подходом к поселку и красные знали это, а потому они, решив нас выбить отсюда, направили всю силу своего огня на наше расположение. После недолгой пристрелки они нащупали нас и огонь их начал приносить нам ущерб. Уже появились раненые, вывезти которых мы не решались, т.к. единственная дорога была под сильным пулеметным огнем, и они должны были оставаться под обстрелом.
Подошедшая к полю боя дивизия рассыпалась и стояла вдали, наблюдая за разрывами шрапнелей над нашей сотней. Несколько раз от нее отделялись сотни и старались прорваться к нам, чтобы, накопившись здесь, начать наступление, но каждый раз, как они подходили к дороге, ведущей к нам, их встречали пулеметы и они, неся потери, отходили обратно. Только одной сотне удалось пройти к нам, проскочив место пулеметного обстрела карьером по одному. Положение наше становилось хуже и хуже. Если за сыртом нас не доставали пули, то шрапнели рвались прямо над нами и скрыться от них было некуда.
Притихли казаки и каждый только ждал, что вот-вот придет и его черед, и ему придется лежать раненому тут же, и ждать новой раны.
"Кабаев идет", - услышал я чей-то голос, полный радости. И действительно, на белом коне, в белом кителе, шагом ехал он по тому месту, которое не могли пройти сотни. Вокруг него, под ногами его лошади, взлетали небольшие куски грязи - это пулеметные пули срывали кочки дороги.
В это время вся его фигура была удивительно величественна в своем спокойствии и пренебрежении к смерти.
Он медленно подъехал к сотне, слез с коня, осмотрел, не ранен ли он и отдал его подбежавшему казаку.
Казаки сами сняли шапки, а он, благословив их, снял с груди крест и икону, поставил их перед сотней и стал молиться, громко читая молитвы и все молились с ним, забыв, что над головой с визгом и воем рвутся шрапнели. Окончив молитву, он пошел к окопам, где был караул. Как только он показался на гребне сырта, застрочили пулеметы и пули с характерным свистом понеслись над нами, падая сзади нас в воду, разбрызгивая ее красивыми маленькими фонтанчиками, а он шел и пел псалмы. Спустился к окопам и под свист пуль и вой гранат начал и там свою молитву. Вернулся обратно, перекрестил нас, сел на лошадь и шагом уехал.
Вскоре обстрел стал затихать, а потом совсем прекратился.
С темнотой мы отошли в ближайший поселок и далеко за полночь утомленные казаки вспоминали переживание этого дня и все говорили о Кабаеве. Но, странно, ни один не удивлялся его храбрости и только изредка кто-нибудь скажет: "Ему что, его убить не может, потому он с крестом ходит".
Такова была моя первая встреча с этим героем, о котором я так много слышал.
Второй раз я его видел летом. Я раненый, ехал по Уралу на санитарной барже. Вечером, когда я сидел с другими больными на палубе, к нам подошел на двух костылях старик в халате и с непокрытой головой, перевязанной черной лентой. Я узнал Кабаева. Он подошел и сел рядом. Обе ноги его были забинтованы. Я заинтересовался, как он был ранен и он мне рассказал, как он шел в цепи, наступающей на Уральск, как около него убили казака и как он выругал красных - "У, проклятые!", и сейчас же был ранен в ногу. Но он продолжал идти. Убило другого казака подле него и ему стало страшно, и как только почувствовал он страх, так упал, раненый в другую ногу. "Никогда не ругайся, сынок и не бойся в бою, а иди с молитвой, и Господь сохранит тебя", - закончил он свой рассказ.
В Калмыкове я остался, а он поехал дальше.
Прошел почти год. Войско оставило свою область и ушло с Атаманом "от красных лап в неизвестную даль". Казаки были рассыпаны по разным странам.
Армии Деникина были разбиты и только в Крыму еще держались богатыри Врангеля.
Я жил в Севастополе, лечился от ранения, полученного еще в Войске.
Однажды, выходя после обедни из Собора, я увидел у изгороди знакомую фигуру. Это был Кабаев. Он был на костылях, с непокрытою головою, в каком-то больничном халате и с восьмиконечным крестом на груди. Прохожие принимали его за нищего и некоторые подавали ему свои гроши, но он их не брал. Я подошел к нему. Он меня не узнал, а когда я сказал, что я уралец, он заволновался и начал быстро - быстро рассказывать, что хочет собрать крестоносцев и идти освобождать Россию и родное Войско. Я начал его расспрашивать, как он попал сюда и услышал целую историю, как его увезли на Кавказ лечить раны, затем куда-то за море, куда, он не мог сказать, сказал только, что там были англичане, которые в Бога не верят, и его кипарисовые кресты, которые он делал и давал им, или не брали совсем, или же не носили на груди, как это надо. Рассказал, как в море во время бури он молитвою спас корабль от крушения и, наконец, рассказал, что ему стало скучно по родной России и по Войску и он со слезами упросил привезти его опять на родину.
Долго мы стояли у церковной ограды и прохожие с удивлением смотрели на нас.
Потом я узнал, что его в Севастополе уже многие знали. Да и сам я часто видел его после на базаре. Он стоял где-нибудь, окруженный небольшой кучкой народа, и призывал вооружиться крестом и идти против сынов Антихриста - красных. Но что можно было сделать на Урале, было невозможно в Севастополе**. Толпа мелких торгашей и крупных спекулянтов не поняла его, и считала юродивым, и около него, проповедника веры, слышались шутки, и базарная брань, и только изредка какая-нибудь женщина, протягивая ему сотенную бумажку, говорила: "Помолись, родимый, о душе новопреставленной воина..." Он не брал денег, но вынимал старый потертый поминальник и дрожащей рукой выписывал туда имя убитого.
Пришел октябрь 20 года и Крым был оставлен белыми воинами. Кабаев остался в Севастополе.
Что с ним теперь, жив ли он, призывает ли опять с молитвой и крестом идти против слуг Антихриста, или какой-нибудь латыш разбил прикладом его седую голову? Никто не знает, да и не узнает никогда. Вспомнит ли кто-нибудь о нем? Да и живы ли те, кто знал его?
А может быть, через много лет, где-нибудь на берегу Урала или в широких уральских степях, седой старик, сидя у костра, будет рассказывать своим внукам о великом подвиге Войска и вспомнит Кабаева и скажет: "Да, с ним было не страшно... Потому он с крестом и молитвою шел"...
А. Киров

Примечания
* Имеется ввиду неравный, героический бой в начале декабря 1864 г. в Средней Азии сотни уральских казаков есаула Серова из 108 человек против 12-тысячной кокандской армии, который казаки выиграли.
** Существуют многочисленные свидетельства того, что идея Кабаева "освобождать Россию от большевиков с помощью креста" была подхвачена представителями церкви, в частности, ее активно поддержал известный священник того времени Востоков и за ее проведение были поставлены подписи более 100 тысяч человек, находившихся в 1920 г. в Крыму. Идея настолько приобрела популярность в Белом Крыму, что на нее был вынужден отреагировать сам П.Н. Врангель, который запретил намечавшееся шествие против большевиков за Перекоп с крестами и хоругвями.
1 ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 396. Лл. 27-31.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00