В связи с этим мы предлагаем сугубое внимание обратить на развитие военно-патриотического воспитания, возможности которого сегодня в патриотической среде совершенно недооцениваются.
Возникновение системы военно-патриотического воспитания - это определЈнный ответ неравнодушных людей на ситуацию в области состояния обороноспособности страны, моральное и физическое состояние молодЈжи. В качестве примера может послужить повсеместное создание военно-патриотических клубов в середине 1980-х годов. Тогда возвращавшиеся из Афганистана ветераны, убедившись на собственном примере в несостоятельности системы начального военного образования, стали самостоятельно заниматься военно-патриотическим воспитанием молодЈжи. Надо отметить, что патриотическому воспитанию отводилось такое же по важности место, как преподавание военно-прикладных дисциплин.
Сейчас, когда в России существуют сотни военно-патриотических клубов разных направлений, перед их руководителями стоит новая и очень важная задача - создание единой системы военно-патриотического воспитания в России. Причины на то есть.
Первое - это драматическое состояние вооружЈнных сил страны. Можно с уверенностью утверждать, что военно-патриотические клубы - при их объединении - могут составить настоящую армию, по своей боеспособности и морально-психологическому состоянию не уступающую, а, возможно, и превосходящую современные российские ВооружЈнные силы.
Вторая причина - это современное состояние молодЈжи, которая стоит очень далеко от традиционных форм воспитания, где любовь к Родине и стремление к еЈ защите являются основополагающими.
Третья причина - необходимость расширения сети военно-патриотических клубов. Потребность в неформальной военно-патриотической работе в обществе очень велика, но создание военно-патриотических клубов связанно с решением многочисленных проблем. Поэтому всероссийская система военно-патриотического воспитания должна не только объединять существующие клубы, но и активно содействовать их созданию.
Учитывая всЈ вышесказанное, чрезвычайно полезным будет рассмотреть опыт организации "Сокол", которая более 100 лет назад успешно решала все вопросы, стоящие сегодня перед военно-патриотическим воспитанием в России и в других православных государствах.
* * *
Спортивно-патриотическое общество "Сокол" появилось в 1863 году, прежде всего, в Чехии, а также в других славянских областях Австро-Венгрии. Создание этой организации по сути явилось актом самоорганизации чехов, словенцев, сербов и других перед угрозой онемечивания этих народов. Формой подобной самоорганизации была выбрана система нравственного и физического воспитания молодЈжи. Основателем системы "Сокол" стал Мирослав Тырш. Он разработал основы сокольской подготовки. За короткое время по всей Чехии образовалось множество сокольских обществ, в которых общение велось исключительно на чешском языке, что для того времени было значительным прорывом.
Идея общеславянской системы воспитания молодЈжи быстро распространилась по славянским землям Австрии. Словенцы, создав в Любляне аналог чешского гимнастического общества, предложили единое название для всех подобных обществ. Они предложили назвать их "Сокол"; самим же чехам хотелось назвать организацию "ОрЈл".
Сокол - птица особая в традиционной славянской культуре. Сокол у словен - это не просто эпический образ, но конкретная степень воинской иерархии. В старину, кроме сокола, были ещЈ: витязь, воин, ратник и другие степени. Они имели более глубокий духовный смысл, нежели современные воинские чины и звания. Данная система воинских степеней была известна всем славянским племенам, точно так же, как и глаголица; причем, слово "сокол" на всех славянских языках звучит одинаково.
Из южных провинций Австрии сокольское движение распространилось в Сербию, а затем - в Болгарию. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. с этими идеями познакомился генерал Скобелев, который и по сей день почитается, как основатель сокольства в России. Офицерами русской армии при помощи сокольской методики, были созданы на территории Болгарии повстанческие отряды; в одну ночь эти болгарские сокольские отряды ликвидировали турецкие гарнизоны в южной Болгарии.
Идея сокольства настолько вдохновила русских офицеров, что первое сокольское общество появилось в России в Санкт-Петербурге уже в 1878 году. Его создали офицеры-гвардейцы, участники Балканского похода. Вскоре сокольские общества стали появляться во многих городах России. Точно не известно, кто создал первое сокольское общество в Москве, но совершенно точно известно, что второе общество основал Владимир Александрович Гиляровский.
Большую роль в распространении сокольской системы сыграли наставники из Чехии. Их было много, и они совершенно добровольно пропагандировали среди русских всеславянскую систему воспитания. Одной из главных основ этой системы была гимнастика Мирослава Тырша, особенность которой заключалась в использовании для своей защиты подручных средств, в частности, шеста, а также слаженные совместные действия сокольских отрядов. Можно вспомнить пионерские "пирамиды", которые легко и непринуждЈнно строились и рассыпались гимнастами. В основе этой пионерской гимнастики лежит сокольская система Тырша. После русско-японской войны сокольская гимнастика была положена в основу физического воспитания в русской армии и в средних учебных заведениях.
До 1907 года гимнастическим обществам, которые уже распространились в России, не разрешалось называться "сокольскими", так как Правительство не хотело осложнять отношения с Австро-Венгрией. После того, как главой правительства стал ПЈтр Аркадьевич Столыпин, русским гимнастическим обществам официально разрешили называться по имени своего всеславянского прародителя. К этому времени сокольские общества были распространены в Чехии, Словении, Словакии, Боснии, Сербии, Болгарии, Галиции (тогда входившей в состав Австрии). Таким образом, весь славянский мир был охвачен единой системой спортивно-патриотического воспитания, которая имела общую организационную структуру, методику и символы. Ни до, ни после этого не существовало такого глубокого единения славянских народов. В 1912 году в Праге состоялся Всеславянский слЈт сокольских организаций. Русскую делегацию (она насчитывала 3000 человек) проверял лично государь-император Николай II. Участники слЈта единогласно выбрали в качестве общего знамени русский бело-сине-красный флаг, недвусмысленно заявив о стратегических целях "Сокола". Чешский народ восторженно приветствовал участников слЈта, видя в них прообраз не только будущих чешских вооружЈнных сил, но и всеславянского войска.
После начала Первой мировой войны наставники и руководители сокольских обществ России и Сербии ушли на фронт. В Австрии "Сокол" был запрещЈн. МолодЈжь в Хорватии и Словении подверглась серьЈзной обработке, вместо сокольских обществ там начали создавать католические молодЈжные организации. В свою очередь, чехи и сербы, военнослужащие австрийской армии, в массовом порядке переходили на сторону союзных армий, в основном российской. Впоследствии они стали основой чехословацкого корпуса и югославянской дивизии. В немалой степени этому способствовала довоенная работа сокольских обществ.
Коммунисты изначально негативно относились к сокольскому движению. Вероятно, они видели в "Соколе" и в его идеологии мощного конкурента. После прихода к власти большевиков, члены сокольских обществ, в основном, встали под знамЈна Белого движения. Другая часть "соколов", оставшаяся на территории Советской России, была вынуждена, по указу коммунистических властей, пройти регистрацию на предмет работы во "Всевобуче". В 1923 году по этим регистрационным спискам все "соколы" были уничтожены. Впоследствии сокольские общества были запрещены и в других славянских странах, где после Второй Мировой Войны к власти пришли коммунисты. Интересно, что в титовской Югославии скауты не были запрещены и вполне мирно сосуществовали с пионерами. Сравнивая скаутское и сокольское движения, необходимо развеять миф о том, что скауты стали родоначальниками военно-спортивных движений. "Сокол", как уже говорилось, появился за сорок лет до возникновения первых скаутских отрядов. Скаутов просто-напросто, как сейчас говорят, "раскрутили" всей мощью англосаксонского пропагандистского аппарата, имея целью через скаутов распространить во всЈм мире англосаксонское мировоззрение и образ жизни. Кроме того, совершенно не состоятельно утверждение о скаутском движении как о внеполитическом. Скауты изначально возникли, как система подготовки молодЈжи для службы в вооружЈнных силах Англии, которые, естественно, решают чисто политические задачи в интересах своего, английского народа. Славянская система молодЈжного воспитания "Сокол" не вписывается в систему всеобщего преклонения западным ценностям и, поэтому, подвергается гонениям и замалчиванию.
После исхода части русского народа за рубеж, сокольские общества стали одной из главных общественных организаций, объединявших разные слои русского общества в рассеянии, практически во всех странах. Центром русского сокольского движения в тот период стало королевство Югославия.
Сербы и другие южнославянские народы, как уже говорилось выше, стразу же с воодушевлением восприняли идею всеславянской организации "Сокол". В Сербии, а затем и Югославии "Сокол" получил широкую государственную поддержку. Сам Александр I Карагеоргиевич был почЈтным старостой всего южнославянского "Сокола".
"Русский Сокол" на территории Югославии имел такие же права, как и югославский, при этом он действовал как национальная организация. В то время общесокольская активность была очень высока. Регулярно устраивались слЈты национальные и общеславянские. Сокольские общества в Югославии и Чехословакии пользовались большими льготами в вопросах передвижения по стране, организации лагерей и приобретения движимого и недвижимого имущества. До сих пор по многим, даже небольшим, городам Сербии можноы видеть большие и добротные здания сокольских домов, которые покрыли в 1930-х годах всю Югославию. Общее число "соколов" в славянских странах приближалось к миллиону человек. Русские белые офицеры активно включились в работу сокольских организаций, и не только русские. С этого времени русский и югославский "Соколы" приобретают всЈ более военизированный характер. Члены сербского "Сокола" стали основой национального четнического сопротивления в годы Второй мировой войны. Сокольская организация между двумя войнами играла большую роль в деле сохранения национальной самобытности лужицких сербов, маленького славянского народа, проживающего на территории Восточной Германии.
Нацисты питали не меньшую ненависть к "Соколу", чем коммунисты. По мере германской агрессии в Восточной Европе закрывались сокольские общества. Сначала был закрыт "Сокол" в Лужицкой Сербии, затем в Чехословакии и, наконец, в Югославии. После оккупации последней в апреле 1941 года прекратил свою деятельность "Русский Сокол"
После Второй мировой войны русские люди пытались возродить сокольские общества в Западной Германии. На сегодняшний день общества существуют в русском зарубежье (в Лос-Анджелесе и в Сан-Франциско), а в Нью-Йорке издаЈтся бюллетень "Пути русского сокольства".
Оторванность от русской земли привела к постепенному угасанию большинства эмигрантских русских организаций. "Союз Русских Соколов" к концу 1980-х годов уже находился в фазе активного угасания, а его члены, - в основном, пожилые люди, - могли заниматься лишь воспоминаниями о славном прошлом сокольской организации. Новую жизнь "Русский Сокол" обрЈл уже в России. В 1991 году ветераны-афганцы, руководители военно-патриотических клубов, при содействии офицеров ГРУ, возродили сокольскую организацию. Первым еЈ руководителем стал известный деятель военно-патриотического воспитания (к сожалению, уже покойный) Николай Алексеевич Джанумов.
Сначала организация объединяла клубы Москвы и Московской области. В 1993 году в состав "Русского Сокола" вошЈл клуб из Десногорска (Смоленская область) - и, таким образом, организация стала приобретать всероссийский характер. Уже в следующем, 1994 году, ветераны-соколы из Сан-Франциско передали возрождЈнному в России "Соколу" исторические знамЈна организации..
В силу ряда причин, - прежде всего из-за общего духовного хаоса в России в 1990-х годах, - "Русский Сокол" не смог стать действительно всероссийской организацией военно-патриотического воспитания молодЈжи, необходимость которой стала очень остро ощущаться после натовских бомбардировок Югославии. Тем не менее, история сокольских организаций, а также существование "Союза Русских Соколов", как одного из немногих объединений военно-патриотических клубов, может в ближайшее время сыграть важнейшую роль в формировании системы общественной безопасности страны.
Александр Кравченко, руководитель проекта "Стяг".
При содействии старосты "Русского Сокола" Владимира Морозова
http://www.pobeda.ru/biblioteka/sokol.html