Сокол - птица особая

Военно-патриотическое воспитание в России - прошлое и настоящее

Новости Москвы 
0
302
Время на чтение 8 минут
Сегодня общее состояние дел в нашем Отечестве таково, что всем неравнодушным патриотически настроенным русским людям необходимо всЈ больше проявлять себя в сферах, которые всегда являлись прерогативой государства. Активность отдельных людей сможет не только затормозить губительные процессы, происходящие в настоящее время в российском обществе, но и коренным образом изменить саму ситуацию.

В связи с этим мы предлагаем сугубое внимание обратить на развитие военно-патриотического воспитания, возможности которого сегодня в патриотической среде совершенно недооцениваются.

Возникновение системы военно-патриотического воспитания - это определЈнный ответ неравнодушных людей на ситуацию в области состояния обороноспособности страны, моральное и физическое состояние молодЈжи. В качестве примера может послужить повсеместное создание военно-патриотических клубов в середине 1980-х годов. Тогда возвращавшиеся из Афганистана ветераны, убедившись на собственном примере в несостоятельности системы начального военного образования, стали самостоятельно заниматься военно-патриотическим воспитанием молодЈжи. Надо отметить, что патриотическому воспитанию отводилось такое же по важности место, как преподавание военно-прикладных дисциплин.

Сейчас, когда в России существуют сотни военно-патриотических клубов разных направлений, перед их руководителями стоит новая и очень важная задача - создание единой системы военно-патриотического воспитания в России. Причины на то есть.

Первое - это драматическое состояние вооружЈнных сил страны. Можно с уверенностью утверждать, что военно-патриотические клубы - при их объединении - могут составить настоящую армию, по своей боеспособности и морально-психологическому состоянию не уступающую, а, возможно, и превосходящую современные российские ВооружЈнные силы.

Вторая причина - это современное состояние молодЈжи, которая стоит очень далеко от традиционных форм воспитания, где любовь к Родине и стремление к еЈ защите являются основополагающими.

Третья причина - необходимость расширения сети военно-патриотических клубов. Потребность в неформальной военно-патриотической работе в обществе очень велика, но создание военно-патриотических клубов связанно с решением многочисленных проблем. Поэтому всероссийская система военно-патриотического воспитания должна не только объединять существующие клубы, но и активно содействовать их созданию.

Учитывая всЈ вышесказанное, чрезвычайно полезным будет рассмотреть опыт организации "Сокол", которая более 100 лет назад успешно решала все вопросы, стоящие сегодня перед военно-патриотическим воспитанием в России и в других православных государствах.

* * *

Спортивно-патриотическое общество "Сокол" появилось в 1863 году, прежде всего, в Чехии, а также в других славянских областях Австро-Венгрии. Создание этой организации по сути явилось актом самоорганизации чехов, словенцев, сербов и других перед угрозой онемечивания этих народов. Формой подобной самоорганизации была выбрана система нравственного и физического воспитания молодЈжи. Основателем системы "Сокол" стал Мирослав Тырш. Он разработал основы сокольской подготовки. За короткое время по всей Чехии образовалось множество сокольских обществ, в которых общение велось исключительно на чешском языке, что для того времени было значительным прорывом.

Идея общеславянской системы воспитания молодЈжи быстро распространилась по славянским землям Австрии. Словенцы, создав в Любляне аналог чешского гимнастического общества, предложили единое название для всех подобных обществ. Они предложили назвать их "Сокол"; самим же чехам хотелось назвать организацию "ОрЈл".

Сокол - птица особая в традиционной славянской культуре. Сокол у словен - это не просто эпический образ, но конкретная степень воинской иерархии. В старину, кроме сокола, были ещЈ: витязь, воин, ратник и другие степени. Они имели более глубокий духовный смысл, нежели современные воинские чины и звания. Данная система воинских степеней была известна всем славянским племенам, точно так же, как и глаголица; причем, слово "сокол" на всех славянских языках звучит одинаково.

Из южных провинций Австрии сокольское движение распространилось в Сербию, а затем - в Болгарию. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. с этими идеями познакомился генерал Скобелев, который и по сей день почитается, как основатель сокольства в России. Офицерами русской армии при помощи сокольской методики, были созданы на территории Болгарии повстанческие отряды; в одну ночь эти болгарские сокольские отряды ликвидировали турецкие гарнизоны в южной Болгарии.

Идея сокольства настолько вдохновила русских офицеров, что первое сокольское общество появилось в России в Санкт-Петербурге уже в 1878 году. Его создали офицеры-гвардейцы, участники Балканского похода. Вскоре сокольские общества стали появляться во многих городах России. Точно не известно, кто создал первое сокольское общество в Москве, но совершенно точно известно, что второе общество основал Владимир Александрович Гиляровский.

Большую роль в распространении сокольской системы сыграли наставники из Чехии. Их было много, и они совершенно добровольно пропагандировали среди русских всеславянскую систему воспитания. Одной из главных основ этой системы была гимнастика Мирослава Тырша, особенность которой заключалась в использовании для своей защиты подручных средств, в частности, шеста, а также слаженные совместные действия сокольских отрядов. Можно вспомнить пионерские "пирамиды", которые легко и непринуждЈнно строились и рассыпались гимнастами. В основе этой пионерской гимнастики лежит сокольская система Тырша. После русско-японской войны сокольская гимнастика была положена в основу физического воспитания в русской армии и в средних учебных заведениях.

До 1907 года гимнастическим обществам, которые уже распространились в России, не разрешалось называться "сокольскими", так как Правительство не хотело осложнять отношения с Австро-Венгрией. После того, как главой правительства стал ПЈтр Аркадьевич Столыпин, русским гимнастическим обществам официально разрешили называться по имени своего всеславянского прародителя. К этому времени сокольские общества были распространены в Чехии, Словении, Словакии, Боснии, Сербии, Болгарии, Галиции (тогда входившей в состав Австрии). Таким образом, весь славянский мир был охвачен единой системой спортивно-патриотического воспитания, которая имела общую организационную структуру, методику и символы. Ни до, ни после этого не существовало такого глубокого единения славянских народов. В 1912 году в Праге состоялся Всеславянский слЈт сокольских организаций. Русскую делегацию (она насчитывала 3000 человек) проверял лично государь-император Николай II. Участники слЈта единогласно выбрали в качестве общего знамени русский бело-сине-красный флаг, недвусмысленно заявив о стратегических целях "Сокола". Чешский народ восторженно приветствовал участников слЈта, видя в них прообраз не только будущих чешских вооружЈнных сил, но и всеславянского войска.

После начала Первой мировой войны наставники и руководители сокольских обществ России и Сербии ушли на фронт. В Австрии "Сокол" был запрещЈн. МолодЈжь в Хорватии и Словении подверглась серьЈзной обработке, вместо сокольских обществ там начали создавать католические молодЈжные организации. В свою очередь, чехи и сербы, военнослужащие австрийской армии, в массовом порядке переходили на сторону союзных армий, в основном российской. Впоследствии они стали основой чехословацкого корпуса и югославянской дивизии. В немалой степени этому способствовала довоенная работа сокольских обществ.

Коммунисты изначально негативно относились к сокольскому движению. Вероятно, они видели в "Соколе" и в его идеологии мощного конкурента. После прихода к власти большевиков, члены сокольских обществ, в основном, встали под знамЈна Белого движения. Другая часть "соколов", оставшаяся на территории Советской России, была вынуждена, по указу коммунистических властей, пройти регистрацию на предмет работы во "Всевобуче". В 1923 году по этим регистрационным спискам все "соколы" были уничтожены. Впоследствии сокольские общества были запрещены и в других славянских странах, где после Второй Мировой Войны к власти пришли коммунисты. Интересно, что в титовской Югославии скауты не были запрещены и вполне мирно сосуществовали с пионерами. Сравнивая скаутское и сокольское движения, необходимо развеять миф о том, что скауты стали родоначальниками военно-спортивных движений. "Сокол", как уже говорилось, появился за сорок лет до возникновения первых скаутских отрядов. Скаутов просто-напросто, как сейчас говорят, "раскрутили" всей мощью англосаксонского пропагандистского аппарата, имея целью через скаутов распространить во всЈм мире англосаксонское мировоззрение и образ жизни. Кроме того, совершенно не состоятельно утверждение о скаутском движении как о внеполитическом. Скауты изначально возникли, как система подготовки молодЈжи для службы в вооружЈнных силах Англии, которые, естественно, решают чисто политические задачи в интересах своего, английского народа. Славянская система молодЈжного воспитания "Сокол" не вписывается в систему всеобщего преклонения западным ценностям и, поэтому, подвергается гонениям и замалчиванию.

После исхода части русского народа за рубеж, сокольские общества стали одной из главных общественных организаций, объединявших разные слои русского общества в рассеянии, практически во всех странах. Центром русского сокольского движения в тот период стало королевство Югославия.

Сербы и другие южнославянские народы, как уже говорилось выше, стразу же с воодушевлением восприняли идею всеславянской организации "Сокол". В Сербии, а затем и Югославии "Сокол" получил широкую государственную поддержку. Сам Александр I Карагеоргиевич был почЈтным старостой всего южнославянского "Сокола".

"Русский Сокол" на территории Югославии имел такие же права, как и югославский, при этом он действовал как национальная организация. В то время общесокольская активность была очень высока. Регулярно устраивались слЈты национальные и общеславянские. Сокольские общества в Югославии и Чехословакии пользовались большими льготами в вопросах передвижения по стране, организации лагерей и приобретения движимого и недвижимого имущества. До сих пор по многим, даже небольшим, городам Сербии можноы видеть большие и добротные здания сокольских домов, которые покрыли в 1930-х годах всю Югославию. Общее число "соколов" в славянских странах приближалось к миллиону человек. Русские белые офицеры активно включились в работу сокольских организаций, и не только русские. С этого времени русский и югославский "Соколы" приобретают всЈ более военизированный характер. Члены сербского "Сокола" стали основой национального четнического сопротивления в годы Второй мировой войны. Сокольская организация между двумя войнами играла большую роль в деле сохранения национальной самобытности лужицких сербов, маленького славянского народа, проживающего на территории Восточной Германии.

Нацисты питали не меньшую ненависть к "Соколу", чем коммунисты. По мере германской агрессии в Восточной Европе закрывались сокольские общества. Сначала был закрыт "Сокол" в Лужицкой Сербии, затем в Чехословакии и, наконец, в Югославии. После оккупации последней в апреле 1941 года прекратил свою деятельность "Русский Сокол"

После Второй мировой войны русские люди пытались возродить сокольские общества в Западной Германии. На сегодняшний день общества существуют в русском зарубежье (в Лос-Анджелесе и в Сан-Франциско), а в Нью-Йорке издаЈтся бюллетень "Пути русского сокольства".

Оторванность от русской земли привела к постепенному угасанию большинства эмигрантских русских организаций. "Союз Русских Соколов" к концу 1980-х годов уже находился в фазе активного угасания, а его члены, - в основном, пожилые люди, - могли заниматься лишь воспоминаниями о славном прошлом сокольской организации. Новую жизнь "Русский Сокол" обрЈл уже в России. В 1991 году ветераны-афганцы, руководители военно-патриотических клубов, при содействии офицеров ГРУ, возродили сокольскую организацию. Первым еЈ руководителем стал известный деятель военно-патриотического воспитания (к сожалению, уже покойный) Николай Алексеевич Джанумов.

Сначала организация объединяла клубы Москвы и Московской области. В 1993 году в состав "Русского Сокола" вошЈл клуб из Десногорска (Смоленская область) - и, таким образом, организация стала приобретать всероссийский характер. Уже в следующем, 1994 году, ветераны-соколы из Сан-Франциско передали возрождЈнному в России "Соколу" исторические знамЈна организации..

В силу ряда причин, - прежде всего из-за общего духовного хаоса в России в 1990-х годах, - "Русский Сокол" не смог стать действительно всероссийской организацией военно-патриотического воспитания молодЈжи, необходимость которой стала очень остро ощущаться после натовских бомбардировок Югославии. Тем не менее, история сокольских организаций, а также существование "Союза Русских Соколов", как одного из немногих объединений военно-патриотических клубов, может в ближайшее время сыграть важнейшую роль в формировании системы общественной безопасности страны.

Александр Кравченко, руководитель проекта "Стяг".

При содействии старосты "Русского Сокола" Владимира Морозова

http://www.pobeda.ru/biblioteka/sokol.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Кравченко
Трудовое воспитание и обучение
Успешная практика возвращения подростков к нормальному образу жизни
27.06.2013
Бой за высоту Заглавак
Двадцать лет со дня одного из памятных событий в истории Отечественных войн сербского народа 1991-1999 г.г.
11.04.2013
Все статьи Александр Кравченко
Новости Москвы
«Объединение православных христиан для проповеди Христа восточным народам»
В Москве состоялась X юбилейная православная татаро-кряшенская конференция, посвящённая 15-летию со дня мученической кончины отца Даниила Сысоева
19.12.2024
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.12.2024 11:59
Два чуда Воскресения Христа: мощи пошли, и огонь сходит
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.12.2024 08:27
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
20.12.2024 08:07
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от viner
20.12.2024 08:02
Если мы с Богом, то становимся непобедимыми
Новый комментарий от Александр Волков
20.12.2024 07:26
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Игорь Бондарев
20.12.2024 07:23