Русский характер в эпоху постмодерна

0
132
Время на чтение 4 минуты
Национальное самосознание русских соткано из множества противоречий, которые каким-то образом вполне гармонично уживаются не только в рамках одного народа, но и в голове одного и того же человека. Это придает русскому национальному характеру глубоко иррациональный смысл. Причудливое смешение в рамках одного национального архетипа язычества, православия, атеизма, мифических образов и реальных исторических фигур из всех периодов истории России, традиционных и современных ценностных установок дает национальному характеру устойчивость, которую не в силах изменить никакие потрясения.

Необходимость приспособиться к условиям глобализации с ее жесткими требованиями к конкурентоспособности требует от россиян "распаковать" свой архетип, сделать его инструментом завоевания своего места под солнцем. Точно зная, что представляет собой этот архетип, можно будет выработать и предложить российскому обществу национальную идею или проект, который бы соответствовал национальному характеру и использовал заложенные в нем преимущества, не давая развиться его деструктивным сторонам.

На очередном заседании экспертного клуба "Петербургская параллель" были представлены результаты исследования "Самосознание и национальный характер русских", осуществленного лабораторией этнической социологии и психологии петербургского НИИ комплексных социальных исследований под руководством профессора Зинаиды Сикевич. Исследование было проведено в Санкт-Петербурге в апреле 2005 года по заказу информационного агентства "Росбалт".

Представленные данные опроса двух сотен респондентов показали, что русский национальный характер не только признается как нечто реально существующее подавляющим большинством опрошенных, но и имеет ряд весьма характерных черт, не меняющихся со временем.

Профессор Сикевич обратила особое внимание на то, что к достоинствам русского народа опрошенные относили в первую очередь качества, которые проявляются в межличностном взаимодействии. Доброта, открытость, искренность, дружелюбие, душевность, отзывчивость и гостеприимство традиционно выше других ценились в русском человеке.

К недостаткам русского характера респонденты отнесли качества, отражающие отношение к деятельности и социальные характеристики: лень, разгильдяйство, безответственность, а также пьянство, вороватость, упование на "авось".

Наиболее наглядно русский характер выглядит в рейтинге фразеологизмов, которые, по мнению опрошенных петербуржцев, составляют портрет типичного русского человека. То, что вытекает из названных выше достоинств ("душа нараспашку", "принимает близко к сердцу"), разбавляется здесь явным проявлением недостатков ("плывет по течению", "рубит с плеча"). Русские считают себя "мастерами на все руки" (47,5%), и в то же время не признают за собой умения обогатиться ("гребет деньги лопатой" - всего 1,5%). А смысловым центром этого весьма противоречивого набора выражений, относимых русскими к самим себе, стоит констатация "несет свой крест" (43,6%). Ее можно трактовать двояко: и как свидетельство рабской покорности, социального иждивенчества и нежелания самому становиться хозяином своей судьбы, и как отражение присущих русскому народу мессианских черт, о которых в дальнейшем зашла речь в ходе дискуссии в "Росбалте".

Раздвоенность русского национального характера (во всяком случае, его петербургского варианта) еще резче проявилась в том, что наиболее "русскими" литературными героями, по своему характеру и поведению, респонденты избрали Обломова (26,2%) и... Остапа Бендера (24,3%). Среди мифических героев лидерство принадлежит Илье Муромцу - который 33 года пролежал на печи, но потом совершил немало подвигов на защите русской земли, подчеркивая при этом свою самодостаточность и независимость от князя Владимира и проявляя не только удаль и силу, но и хитрость в отношении "ворога" и власти.

Почему "рейтинг героев" возглавил Илья Муромец, взялся объяснить писатель Андрей Столяров. По его мнению, совмещение героического и ленивого - прямое отражение природных условий, в которых живет русский народ. Длинная зима и короткое лето, в течение которого требуется напряжение всех сил, одновременное выполнение множества работ, от которых зависит выживание следующей "бездельной" зимой. Из этого Столяров делает вывод: рыночная философия (и присущие ей либеральные ценности) совершенно не резонируют с русским архетипом. Русскому просто неинтересно заниматься ежедневным приумножением своего имущества или капитала, его стихия - подвиги, короткие сверхусилия. Но непременно наполненные высоким смыслом. То есть, российский национальный проект должен быть одновременно мобилизационным и мессианским. Иначе он не заработает.

Вторым существенным качеством, которое присуще русскому народу, Андрей Столяров считает архетип справедливости, который на самом деле проявляется в известном противопоставлении ее закону. Атмосфера правосознания, которая пронизывает западное общество, в России, по мнению Столярова, вообще отсутствует. А значит никогда не будет и близкого западному гражданского общества.

Но писатель предлагает не делать из этого трагедии, а взглянуть на это как на российское преимущество. Традиции купеческого слова, сохранившиеся в современной России в форме бытующих в криминальной и деловой среде "понятий", готовность решать проблемы, не прибегая к сложным и затратным юридическим процедурам, отсутствие необходимости в многочисленных документах и дорогостоящих юристах там, где деловым партнерам достаточно устного обещания - все это делает теневую экономику весьма эффективной. И эту российскую уникальность, по мнению Столярова, также необходимо использовать, разумеется, не в криминальной, а в экономической ее форме.

Заместитель директора петербургской Кунсткамеры, историк Ефим Резван видит российское преимущество в наличии в русском народе большого числа субэтносов, которые несут в себе многие качества, вполне востребованные современным обществом. Однако, как отмечает Зинаида Сикевич, не следует забывать, что отличий друг от друга у русских из разных регионов значительно меньше, чем общего. И это, добавим, дает надежду на сохранение в будущем единой страны, несмотря на серьезные угрозы ее целостности.

Однако прежде чем на равных конкурировать с ведущими нациями мира российскому обществу предстоит решить другую проблему, о которой немало говорилось на первом заседании "Петербургской параллели". А именно - преодолеть свой главный внутренний раскол, социальный. Как показали данные исследования петербургских социологов, больше всего разделяет россиян социальное и имущественное неравенство, а отнюдь не идеологические или политические разногласия.

http://www.rosbalt.ru/2005/05/19/209389.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28