Залитый кровью пол, сломанные скамьи, порванные паласы - итог драки, завязавшейся 9 апреля в центральной мечети Дербента на юге Дагестана. Это старейшая мечеть Северного Кавказа - Баб-уль-Абваб, или Джума (Пятничная мечеть), многие века в ней одновременно молились последователи суннитских и шиитских течений в исламе.
В драке участвовало около 300 человек, 25 получили ранения. СМИ поспешили сообщить: столкнулись сторонники традиционного ислама и ваххабиты. Позже выяснилось, что дрались две группы верующих одного направления - суннитов, придерживающихся разных взглядов на ритуал молитвы. Одна из сторон конфликта не признавала масхабы (в суннизме четыре основных схожих школы), что, по мнению другой стороны, роднило их убеждения с ваххабитской идеологией. В самом Дагестане подозревают: за религиозными спорами стоит провокация - две группы верующих не договорились о кандидатуре нового имама мечети. Интересней другое: сунниты, оказавшиеся по разные стороны баррикад, называли друг друга "ваххабитами", пытаясь использовать в своих интересах борьбу с ваххабизмом, приобретающую на Северном Кавказе все больший размах.
Точка отсчета - 1999 год, когда конфликт вокруг ваххабитских сел Карамахи и Чабанмахи в Дагестане стал одной из причин войны в Чечне. Власти республики не раз предпринимали попытки искоренить ваххабизм. В прошлом году Народное собрание Дагестана предложило запретить деятельность религиозных объединений, проповедующих ваххабизм. Но в связи с принятием в 2002 году более общего закона "О противодействии экстремистской деятельности" Госдума России признала законопроект неактуальным. На прошлой неделе муфтий Чечни предложил объявить ваххабизм экстремистским течением, ссылаясь на опыт Дагестана (это было еще до конфликта в Дербенте).
В законе о противодействии экстремизму дается такое определение экстремизма: "насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ". Под эту формулировку можно встроить все что угодно. Ее используют для преследования инакомыслящих на Северном Кавказе, ее же применяют для сведения личных счетов. Что и продемонстрировал конфликт в Дербенте. Получается, что в северокавказском обществе растут маккартистские тенденции, только вместо политических причин для преследования используется религиозный фактор. Если цель государства - защита конституционного строя России, а не преследование неугодных, необходимо более четкое определение понятия "экстремистская деятельность", в том числе и в религиозном аспекте.
Тимур Алиев, главный редактор газеты "Чеченское общество", г. Грозный
14.04.2005
http://www.izvestia.ru/columnist/article1591538
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна