Сибирский чудотворец

5 апреля - день памяти святого праведного Василия Мангазейского

0
162
Время на чтение 4 минуты
Святой праведный мученик Василий, Мангазейский Чудотворец - первый святой, прославленный на Сибирской земле. С его блаженной кончины, случившейся на самом рубеже XVI и XVII столетий, собственно, и началось активное просвещение инородцев, проживавших в Сибири, светом учения Христова. Святой мученик Василий был всегда особо почитаем не только среди русских, но и среди тунгусов, долган и других северных народов. Они прибегали к его защите, молитвенно обращались за помощью в охоте и рыболовстве, за исцелением от различных недугов, а через веру в благодатную силу святого - приходили к вере в Господа.

Праведный Василий Мангазейский не только мученик за Христа, но и просветитель, и миссионер. ПричЈм миссионерство его началось уже после его блаженной кончины. О самой жизни праведника известно лишь то, что открыто им самим в посмертных явлениях. Посмертные чудеса Василия и составляют большую часть его жития. Слава чудотворца закрепилась за ним так же несомненно, как и слава мученика.

Смерть пришла к сибирскому праведнику от руки корыстолюбивого хозяина. Однажды, когда святой Василий молился в храме на пасхальной заутрене, хозяин обнаружил, что воры разграбили его лавку. Несмотря на зов хозяина, святой Василий оставался в храме до конца богослужения. Недоверчивый и сребролюбивый хозяин заподозрил и обвинил святого Василия в соучастии в преступлении и подверг его ругательствам и побоям. Юноша, ни в чЈм не виновный, не утратил своей кротости и на всЈ смиренно отвечал хозяину: "Истинно, ничто же от имения твоего взях". Тогда хозяин отвЈл святого Василия к воеводе Савве Пушкину, очернив его перед ним. Тот подверг юношу новым пыткам, но он снЈс их терпеливо и безмолвно. РаздражЈнный молчанием святого Василия, воевода пришЈл в ярость и по наущению диавола ударил мученика связкой амбарных ключей (она иногда изображается на иконе святого). От этого удара Василий и скончался.

Мученическая кончина Василия Мангазейского была ярким исповеданием духовных основ христианства - смирения и любви к людям.

В муках страдальца ясно просматривается добровольное принятие на себя креста, притом креста, наверное, из самых тяжЈлых - терпения напраслины и клеветы. Терпения, но не согласия. Неслучайно в житии так подчЈркивается то, что Василий до конца утверждал свою невиновность. Добровольное признание во все века смягчало наказание... Так что и возможность "сойти со креста" у Василия, по всей видимости, была. И, парадоксальным образом, это отстаивание своей невиновности стало для него христианским подвигом.

Молившийся за пасхальной службой отрок оставил всЈ для молитвы и верил, что Господь всЈ управит. И каково должно было быть недоумение страдальца - отчего Господь видимым образом посрамил его упование? Отчего произошло то, чего не должно было произойти, когда Василий, уходя в храм, вверил оставляемое им для Бога дело - Богу? Есть мысль, что в Голгофе самое страшное - вот это: "Боже, Боже мой, для чего Ты меня оставил?" Но Бог не оставил Василия, прославив его как святого мученика, проведя его уготованными для избранника путями. Пострадал юноша в пасхальные дни. По вере Церкви одно это - знак особой милости Божией. Василий не был даже погребЈн по-христиански как раз из-за того, что дни были пасхальные и неправедные мучители боялись народного недовольства. Ин суд человеческий, ин - Божий...

Русский XVI век дал целый сонм святых отроков-страстотерпцев - от царевича Димитрия Угличского до Артемия Веркольского, убитого молнией; тот также "не сподобился честнаго погребения", так как такую смерть сочли знаком кары Божией. Во всех этих случаях прославление святых страдальцев - дело Самого Бога, чудесным образом показавшего Своих избранников. Пострадавший в 1600 году святой Василий, Мангазейский Чудотворец венчает этот сонм. Сам Василий, открывая своЈ имя в явлении некоему монаху Свято-Троицкого Туруханского монастыря, свидетельствует о себе как о мученике: "Да поется мне служба общая мученическая". Одновременно кровь Василия - семя христианского просвещения Сибири (по известному выражению: кровь мучеников была семенем Церкви). Можно сказать, что угодник, в явлении повелевая перенести свои мощи из Мангазеи в Свято-Троицкий монастырь, стоящий при впадении Нижней Тунгуски в Енисей, также сам свидетельствует о себе и как о миссионере. Это - великое слово. В "Словаре..." В.И. Даля оно переводится как "христоучитель". Христианство вошло в мир как благовестие апостолов. Апостольство, миссионерство является для Нового Завета тем же, чем было во времена Ветхого Завета служение пророческое. И святой Василий Мангазейский стал для Сибири тем, кем были для России первые прославленные русские святые Борис и Глеб. И там, и здесь выразилась главная духовная черта русского народа - ни чудеса, ни подвиги, ни геройство не могли произвести на сердце русского человека такого впечатления, как кроткое и смиренное несение своего креста, смирение до смерти. Русский человек, а тем более - сибиряк, обладая сильным и независимым характером, буйной мощью и вольною душою, чутко чувствовал и более всего ценил как раз тихий подвиг смирения, требующий больших сил, и физических, и духовных, чем все бунты и революции вместе взятые.

С другой стороны, из жития святого Василия Мангазейского встаЈт и другой образ. Это образ Василия, прославленного Богом, внушающий благоговейный ужас. Смиренный отрок и беззащитный страдалец в ряде посмертных своих явлений предстаЈт как некий хозяин Сибири. Те, кто видят свет, исходящий от его мощей, не решаются подойти близко. Строитель Свято-Троицкой обители иеромонах Тихон, не считая себя достойным открыть гроб с останками святого и исполнить его повеление о перенесении святых мощей в свою обитель, наказывается за это непонятным недугом и таким образом получает вразумление. Напротив, прославленному просветителю Сибири, тоже - миссионеру, Митрополиту Филофею (Лещинскому), в схиме - Феодору, Василий не благоволит взять в Тобольск частицы своих мощей... Буря и лютый даже для сурового климата Севера мороз поднимаются Божиим попущением - и утихают по молитве к святому Василию после покаяния архиерея перед Богом и Его угодником.

История Свято-Троицкого Туруханского монастыря неотделима от истории почитания святого мученика Василия. С перенесения сюда мощей мученика началась история монастыря, с основания монастыря - история города, который сейчас называется Туруханском, а до революции назывался селом Монастырским.

(продолжение следует)

http://www.russdom.ru/2005/200504i/20050424.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Сергиенко
Сибирский чудотворец
(Окончание)
25.04.2005
Все статьи Татьяна Сергиенко
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.04.2024 14:11
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 14:02
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:53
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.04.2024 13:48
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:33
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от АБС
28.04.2024 12:30