itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Киевские "молодЈжки": мозаика православных объединений

0
112
Время на чтение 6 минут
Много воды утекло в Днепре со дня основания Киева. Не одряхлел ли духовно город, способен ли продолжать славу исторической столицы русского православия? Об этом можно судить по активности православной молодежи. Дать обозрение православных молодежных братств, клубов, различных объединений столицы Украины мы попросили активистов местной молодежной среды Влада Головина и Сергея Штейникова.

- Вообще, при каждом киевском приходе настоятель с прихожанами стараются организовать "что-нибудь молодежное" - воскресную школу, клуб, братство, сестричество, но далеко не всегда задуманное доходит до воплощения. У нас в Киеве около десятка более-менее известных очагов православной молодежной культуры. По опыту можно сказать, что успех их живучести связан, во-первых, с осознанием необходимости постоянного объединения, во-вторых, с активностью лидера группы - обычно их несколько: духовник (кто-то из молодого творческого духовенства) и лидер из молодых мирян.

Хронологически первыми крупными объединениями, наверное, можно считать молодежки Кирилловского и Агапита Печерского приходов Киева. Середина и вторая половина 1990-х годов прошли в столице под их влиянием. Там не ограничились простыми чаепитиями и беседами на духовные темы - организовали молодежное служение при больницах, на территории которых расположены эти парафии, открыли дискуссионные клубы на богословские вопросы, создали информационную базу - приходские газеты "Кириллица" и "Камо грядеши". Во всех этих мероприятиях главными оказались не спонсоры, а живой энтузиазм, который находит и спонсоров, и новые возможности своего применения.

Самым удачным проектом, на наш взгляд, стала организация в Кирилловском приходе детской литургии. ЕЈ участниками, помимо священства, являются дети, которые всЈ делают самостоятельно - поют, пономарят, читают часы, апостол... Возраст детей от нескольких месяцев (их приносят причащать родители) до подросткового и старше. Стоять на детской литургии - одно умиление, словно посреди ангелов находишься...

Со временем молодежные ресурсы прихода свтт. Кирилла и Афанасия распределились по другим общинам, поскольку часть инициативного духовенства перешла на новые места служения, потянув за собой юную паству. Газета храма прп. Агапита Печерского "повзрослела" и стала интересным богословско-полемическим журналом "для всех, кто хочет верить разумно". Короче, на сегодняшний день первенство молодежной активности перешло к Свято-Троицкому Ионинскому монастырю и общине вмч. Екатерины.

- А чем интересны эти общины и что их между собой отличает?..

- И в монастыре, и в Екатерининском приходе значительную часть прихожан, монашества, священства составляют люди, возраст которых не превышает 35 лет (максимальный возраст, установленный для молодежи в Украине), а чаще еще моложе. Это относится и к настоятелям монастыря и прихода, что дает дополнительный импульс к вовлечению молодежи в общины. Всегда приятно, когда твой руководитель не намного старше, а то и моложе по возрасту - легче находить общий язык, больше возможности для проявления инициативы.

В Ионинском монастыре каждый четверг проводятся "святые вечера", на которых священник в форме вопросов и ответов разбирает с молодежью любую поднятую тему. Встречи проходят в свободной, раскованной обстановке, с чаем и шутками. Народу в притвор Ионинского храма набивается до 100 человек.

Наверное, этот первичный, огласительный этап воцерковления и отличает ионинскую молодежку от екатерининской. Дело в том, что в парафии вмч. Екатерины проводится более углубленная и дифференцированная образовательная работа. На базе прихода действуют многолетние катехизаторские курсы, богословские студии, семинары, собираются разнообразные кружки... - и всЈ это в небольшой двухкомнатной квартире или других съемных помещениях. Кстати, состав екатерининской общины во многом сформирован их бывших протестантов - результат миссионерской работы прихода.

- Каким образом ведется эта работа?

- Протестанты довольно открытые люди, поэтому, когда узнают, что кроме "бытового" православия существует еще и высокое православное богословие, охотно идут на контакт, становятся слушателями курсов. Программа занятий строится с учетом протестантского восприятия, да и сама жизнь екатерининской общины напоминает первохристианскую с еЈ простыми, непосредственными отношениями - то, что всегда импонирует выходцам из протестантских деноминаций, например из "Церкви Христа". Всего в екатерининской общине насчитывается до 80 человек.

- А есть в Киеве молодежные объединения, не связанные напрямую с определенным приходом?

- Такие объединения создаются, но не всегда вызревают в сложившуюся организацию. Хромают дисциплина и ответственность - известные бичи молодого возраста. Прийти послушать, пообщаться - это да, но что-то сделать - для этого надо долго раскачиваться.

В прошлом году много надежд было связано с неприходской молодежной организацией "Сп¦льна справа" (по-русски "Общее дело"). Из еЈ наиболее запоминающихся проектов можно назвать, например, "Реставрос" - аналог российского движения по восстановлению разрушенных храмов. Киевляне находили за чертой города приходы, в которых строили или восстанавливали церкви, и группами ездили оказывать содействие.

Еще одним интересным проектом "Сп¦льноi справи" стала миссионерская акция, связанная с раздачей в людных местах города листовок, которые находчиво объясняли преимущество православия перед другими вероисповеданиями. Молодежными активистами был придуман задорный текст, составлена группа раздачи листовки и привлечен в качестве "глашатая православия" священник, который общался с заинтересованными прохожими. В общем, акция стала резонансной, ведь подобный "выход в народ" практикуют в основном протестанты, свидетели Иеговы, а тут этими же методами воспользовались православные.

- К сожалению, о киевских молодежных интернет-ресурсах известно мало. Можно ли подробнее рассказать о них?

- Как ни странно, но до последнего времени острой необходимости в каком-то киевском или даже всеукраинском общеприходском молодежном сайте не ощущалось - православная молодежь была представлена либо на хорошо "раскрученных" российских сайтах, либо на межконфессиональных христианских форумах Киева. У некоторых наших молодежек есть свои интернет-странички, но они нерегулярно обновляются, да и регистрируются в основном на российских бесплатных доменах. Объясняется это тем, что, во-первых, в России церковные структуры и государство оказывают существенную поддержку православному интернету, а с другой стороны - Украина всЈ-таки небольшая страна, где "все друг друга и так знают", поэтому хватает электронной почты и телефона. Как бы то ни было, с лета 2005 года в Киеве открыт неформальный форум православной молодежи http://pritvor.kiev.ua - скоро доведем его до ума и превратим в полноценный православный портал.

- Раз мы коснулись отношений Церкви и государства, то в Украине они непростые. Как это отражается на молодежных общинах Украинской Православной Церкви?

- У нас отношения Церкви и государства взаимно настороженные. С обретением Украиной независимости государство считает, что местная Церковь с каноническим центром в другой стране не может эффективно служить консолидации нации. Отсюда - все проблемы от мала до велика. Однако на молодежное движение УПЦ МП политика не сильно повлияла. В целом можно сказать, что нам не мешают, но и не помогают. Отношение к новому руководству страны, а также к будущему украинской Церкви в молодежной среде тоже разное. Поэтому стараемся во время миссионерских и социальных мероприятий своих политических пристрастий не высказывать, обсуждаем их на форумах и "круглых столах".

- Участвуют ли в ваших мероприятиях представители инославия - католики, протестанты, а может раскольники?..

- Мы с ними живем в "параллельных мирах". Почти не интересуемся друг другом, хотя в социальном служении иногда пересекаемся. Например, ездим в один и тот же детдом, но занимаемся с детьми отдельно друг от друга. В принципе, эту работу можно вести и вместе (она не связана с агитацией "за лучшую церковь"), но не хотим натянутых отношений, которые всегда будут, пока остается раскол.

- Что в новых планах у киевских молодежек? Можете поделиться каким-то "рецептом по-киевски" - для других молодежных объединений Церкви?

- Да планов всегда гора, а рецепт один: любую молодежную акцию нужно организовать интересно, по возможности весело, с большой долей импровизации и с минимумом формализации - у нас таким образом молодежь из разных приходов Киева уже несколько месяцев подряд "бессистемно" собирается для поездок в интернаты. Примерно раз в две-три недели бросаем всем, кому попало, по электронной рассылке и телефонам клич на сборы - кто может, тот приходит, собираемся на платформе метрополитена, делимся на группы и разъезжаемся в детдома-интернаты. Специально выбираем загородные маршруты, потому что в Киеве сироты больше обласканные - как-никак, столица. При каждой группе есть пара активистов-заводил, которые знают детские игры и на ходу репетируют с "новобранцами". Таким нехитрым способом удается регулярно привлекать к поездкам в детдома от десяти до тридцати и более человек. А это значит, что охватываем сразу несколько интернатов. И дети рады, и мы при деле. Вот рецепт самой простой организации полезной работы, в которой участвуют молодые киевляне. Есть вопросы и предложения - пишите нам на форум, будем общаться в интернете, пришлем методику работы с детьми...

А так в планах - много чего. Церковная среда после выборов президента страны сильно дезинтегрирована, собираемся расширить проект "Схiд i Захiд разом!" (по-русски "Восток и Запад вместе!"), перезнакомить молодежки Киева, Донбасса и Буковины, лучше узнать друг друга, совместно что-то устроить. Смогли же организовать на Сретение сбор игрушек для онкобольных детей - попробуем сделать еще, в республиканском масштабе. У нас многие активисты участвуют в сборе донорской крови для детей больных лейкемией - можно перенести опыт на регионы, а что! Унывать некогда, надо действовать!..

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050330104524
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Штейников
Все статьи Сергей Штейников
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04