События Северной и гражданской войн, разделенные по времени более чем двумя веками, удивительным образом оказались связанными по месту. Здесь в 1700 г. получила боевое крещение русская гвардия. Преображенский и СемЈновский полки оказали героическое сопротивление шведам, которое при полном военном поражении русской армии избавило наших предков от поражения духовного и заложило основы будущих побед русского оружия.
З
десь же осенью 1919 г. до последнего вздоха оказывали сопротивление красным бандам и умирали, преданные своими бывшими союзниками, потомки петровских гвардейцев. От двух до пяти тысяч их покоятся в братском, буквально чудом не разорЈнном чекистами захоронении на ивангородском кладбище. Последствия военных событий, о которых здесь идЈт речь, различны, кажется, едва ли не роковым образом. За нарвским поражением 1700 г. следует череда побед, обусловивших наступление лучших дней российской государственности, расцвет национальной культуры.
За поражением Добровольческой армии - страшный провал ГУЛАГа и, кажется, нескончаемая монотонность постсоветского безвременья. Но есть вещи, которые обладают величайшей ценностью сами по себе, вне зависимости от сопутствующих обстоятельств и последствий.
Это свидетельства Духа, высшего бытия, явленные в подвиге русских воинов, об упокоении душ которых молились мы в Ивангороде. И в 1700-м и в 1919-м враг был уже побеждЈн в Духе. Ведь только будучи укрепляем Духом Святым, может человек продолжать борьбу за правое дело в безнадЈжной по земным меркам ситуации. И если о последующем историческом воплощении первой победы мы знаем, а кто знает плохо, то пусть выйдет на Дворцовую площадь и попытается объять взором сЈ бесконечное величие, то последствия второй нам ещЈ не открыты.
Возможно, эта духовная победа вообще не воплотится в посюсторонней жизни нашего отечества, его будущей земной истории. Слишком велики и новые и старые грехи наши, слишком очевидна готовность парода пребывать в новом витке безумия. Но всЈ в руках Божиих, и есть ещЈ надежда на чудо.
Что остаЈтся несомненным, так это именно неотменимость духовной победы русских людей, покоящихся па берегах Наровы, как события надмирной сверхистории, удерживающей все истинное и отвергающей всЈ ложное. Потому так легко на сердце было у нас во время поминальных служб.
Сегодня привычным стало говорить о нашем долге памяти в отношении предков. Но долг ли памяти, если отнестись к этой фразе, сознавая еЈ настоящий смысл, приехали отдавать мы в святые места Ивангорода? Пожалуй, слишком малы для того наши духовные силы. Скорее приехали мы сами за помощью со стороны тех, что жили и умерли как русские православные люди. В поминальных богослужениях такая помощь их участникам даЈтся.
"Посев", январь 2005 г.